Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет!

На модерации Отложенный

ЭПИГРАФ.

Скрепы окаянные, скрепы потаенные. 
Бестолковая любовь, головка забубенная. 

Вроде как пестня.

 

НАСТОЯЩИЙ ЭПИГРАФ.

                       

Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь ведь... ни у кого не чиста... И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное! Все великие нации очень смешанной крови... Любить племя за племя - натяжка и ложь.

К.Леонтьев

   Все не могу понять что есть патриотизм. То есть с одной стороны все ясно – любовь к родным березкам. С другой – березки отлично себя чувствуют и в Канаде. Почему любовь к своей культуре и истории вызывает у многих стойкую ненависть к культурам других? Разве патриотизм в этом заключается? Разве возможно обозначить чисто русскую культуру? Или – французскую, немецкую?! Давайте разбираться.

   Сдается мне, что русские как раз многое потеряли, а не приобрели, замкнувшись на себя, особенно в ХХ веке. Что есть у нас чисто русское, не интегрированное извне? Вспомним элементарное – быт, каждодневности. Вы часто видите, чтобы носили русскую национальную одежду, не на концерте Бабкиной? Вряд ли. Возмем пусть не скрепы, но минимум – символы России. Ежедневные. Что в них русского? Привычка? Балалайка пришла с Востока, как и пельмени. Оливье и сельдь под шубой? Не, не наше, французское, еврейское. Как и майонез и хрен со свеклой. Матрешка? Япония. Самовар? Китай. Сало, борщ? Украина. Картофель, томат? Америка.

   А кто строил Российскую государственность? Норманы Рюриковичи и немцы Романовы? Кто состоял на службе? Кто поднимал науку, культуру? Феофан Грек, Борис Годунов, Пушкин, Лермонтов, Даль, Багратион, Барклай де Толли, Пастернак, Герцен, Солженицын, Любимов, Немирович-Данченко, Нуриев, Бродский, Набоков, Сикорский, Капица, Ландау, Корчной и многие другие - не русские. Кто основал Одессу? Хосе де Рибас. Севастополь? Томас Маккензи. Москву, наконец? Отнюдь не русский. Как и Петербург. Храм Христа Спасителя, как и Кремль строил немец. Гоголь – поляк. Тургенев – татарских кровей. В 1440 году из Золотой Орды приехал мурза Турген, предок Ивана. Как и «чисто русский» Ермолов – тоже татарин. Афанасий Фет – еврей. Суворов – армянин по матери.  Продолжать можно бесконечно.

   Коснемся более глобальных вопросов. Скрепы vulgaris. Симолы современной России. Флаг и Герб. Флаг, как известно, буквально недавно был символом армии Власова. Да, триколор - слаг со времен Алексей Михалыча, а срисован был опять же - с голландского. Но вот в тандеме (дурацкое слово!!) с георгиевской лентой, тоже символом власовцев, навевает дурные ассоциации. Во Второй мировой наших воинов награждали Гвардейской лентой, таки – разница!

   Герб. Двуглавый орел. Тоже заимствован. Василием III у Габсбургской империи, точнее даже – у морейского деспотата, символ пришел вместе с женой – Софьей Палеолог. Ну, и поместив в центр Двуглавого - мужика с копьем, завершили аллегорию. Ездец. Именно так мужик и называется. Тоже, кстати, всадник побивающий копием змея, восходит аж к шумерам.

   Итак, подходим к духовным Скрепам, не материальным то есть… «Третий Рим», «Русский Мир», «Особый Путь». То, что Россию выстраивали за тысячелетие десятки наций и народностей, надеюсь понятно всем. Но откуда взялось это – народ-Богоносец? Это якобы превосходство, попахивающее национализмом? Столетиями народы работали, развивались, выживали… бок о бок. Иногда – кроваво, иногда – объединяясь перед общими опасностями. Но всегда - перенимая лучшее друг от друга.

   Концепция Третьего Рима конечно не нова. И конечно тоже переписана. Подобное возникает каждый раз, если необходимо легитимизировать свои претензии перед мировым сообществом. Еще в ХIV веке сербский царь Стефан Бушар и болгарский царь Иоанн Александр объявляли себя наследниками Византии.

В летописях встречается упоминание о переносе нового Константинополя в болгарский Тырново. Но у них хоть корни – византийские.

   Иерусалимский патриарх Паисий говорил Алексею Михайловичу, что тот должен стать царем в самом Константинополе: «Да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». Чуть позже патриарх Иеремия лил елей царю Федору Ивановичу: «Твое же великое российское царство, третий Рим, всех превзошло благочестием; ты один во всей вселенной именуешься христианским царем».

   И на то были причины. В надежде спасти Константинополь от османов, греческая иерархия в 1439 году приняла унию с католической церковью. Через десяток лет неприятие Московией унии с католдиками способствовало установлению автокефалии Москвы от Константинополя. С падением же Константинополя еще через пять лет, Москва вообще осталась единственным православным государством, что объявили Знамением Божьим. И так как светская власть была неотделима от духовной, появился дуумвират, подпитаный непомерным самомнением, еще более изолировавшим страну как от Востока, так и от Запада. Позже, в середине XVII века, на греческом Афоне состоялся Собор всех его монастырей. Он признал двуперстие ересью, сжег московские богослужебные книги. Это оказалось последним толчком не только бегства от других мировых духовных центров, но и крупнейшему расколу самого российского общества. Профессор Зеньковский, крупный знаток раскола, полагал, что в XIX - начале XX века до 30% русских  были староверами. Впрочем, значение староверов в развитии России – отдельная, крупная тема.

   В отличие от евреев, народа Книги, принятой конечно, Православием, что нес народ-Богоносец? Народ – Богоборец? Евреи – Избранный народ. Не в контексте - «лучший», а в том, их Бог избрал нести Божие Слово. С чем он с успешно справился, хотя бы породив конфессию – Христианство. Одна из ветвей Христианства, католицизм, действительно – Богоборец. Только одних крестовых походов было – одиннадцать!! Не говоря уж о католическом миссионерстве, принесшем Слово Христа в самые удаленные уголки планеты. Что сделало Православие, кроме как назвало остальных дураками и отгородилось даже от Византии?!

   Сейчас патриоты скажут, что я не люблю Россию. Россию как раз я люблю. Россию – неврущую. Россию – сильную не кулаками и понтами, а – Знанием, Словом и Делом. Россию, которая должна занять свое достойное место среди других культур. Мы этого достойны.

«В народном сознании запечатлевалось преимущественно то, что составляло особенность, отличие данной национальности от соседних. Возникнув из столкновения наций и сложившись, обыкновенно, в период борьбы за национальное объединение и независимость, этот национализм переносился затем из области внешней политики в область внутренней. Из «национального» оно должно было сделаться «общественным»…

 «Национальное» самосознание является при этом, психологически и хронологически, первым моментом, а «общественное» — вторым. И носителями того и другого являются, обыкновенно, не одни и те же общественные группы. Простая справка с современным народным самосознанием наиболее развитых стран Европы покажет, что хранителями национального самосознания являются группы, программа которых имеет целью сохранение остатков прошлого и дальнейшее распространение национального типа, тогда как выразителями общественного самосознания становятся другие группы, занятые преимущественно устройством лучшего будущего».

П. Милюков «Очерки по истории русской культуры»

   В окончании рассмотрим, что же привело к «Особому пути» и в чем он заключается.