ДРЕВНОСТИ ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. ЧАСТЬ 7. МАРАЭ, ЛАНГИ И ЧУЛЬПЫ
На модерации
Отложенный
Кроме арки, на Тонгатапу имеются и отдельностоящие крупные камни - эси, но главная достопримечательность острова - прямоугольные ступенчатые насыпи, похожие на основания пирамид и обложенные по бокам каменными блоками. Местные жители называют их "ланги", что переводят как "небо". Сами ланги могут быть размерами от маленьких до сотен м2 и высотой до 4 м, а каменные блоки - от меньше тонны до нескольких десятков тонн:
Считается, что самые большие ланги - это могилы королей Тонга (на Тонгатапу располагалась столица архипелага), а первые ланги начали строиться не то в 12-м, не то в 13-м столетии. Первый король, основатель тонганской династии, был, якобы, сыном бога Тагалоа, а первая столица появилась на рубеже 1-2 тысячелетий н.э. Последующие короли этой династии, как полагают учёные, и строили ланги для своего погребения... На самом же деле история эта тёмная и загадочная. Как мы уже говорили, первым строителем ланг сами островитяне называют не Тагалоа, и не его потомков, а бога Мауи. Но когда это было? Утверждается, что в бескерамический период. А период этот начался с полного исчезновения керамики Лапита - то есть, лет 400 до н.э. Лапиты не могли вдруг начать строительство ланги. Они, если и были ещё живы, то одичали вконец. Оставим пока этот вопрос.
Подобные лангам сооружения, но считающиеся не могилами, а церемониальными площадками, сохранились на островах Полинезии. Ближайшие к Тонга - на островах Общества, на расстоянии 2400 км к востоку. И называются они - "мараэ" ("малаэ"). Некоторые мараэ, как и ланги, находятся на дне моря, а у других - из тех, что на суше - камни повреждены ракушечником, да так, что не возникает сомнений в их длительном пребывании под водой. То есть построены они были при низком уровне океана, потом их затопило, потом вновь подняло. Легенда о боге Мауи, поднявшем из моря архипелаг Тонга, подтверждает такой ход событий.
Мараэ, подобно лангам, прямоугольны. Чаще плоские, но есть и ступенчатые. Мараэ известны на многих островах Полинезии - от Гавайев до островов Общества и Туамоту.
Старые мараэ поновлялись, докладывались булыжником. При этом древние плиты, повреждённые временем, оставлялись на месте. Они достигают 4-х метров в высоту и весят десятки тонн. Сооружали и новые, большие и маленькие, с надстройкой "аху" и без.
В срединной части Тихого океана затерялся одинокий остров Молден, на котором нет пресной воды, климат засушливый, и потому остров необитаем. Зато там в изобилии водятся руины древних сооружений: тех же мараэ, пирамид и непонятно чего ещё. И дорога, идущая в море.
Предполагается, что на Молдене жили полинезийцы ещё несколько сот лет назад. Но что с ними стало потом - неизвестно.
Святилища, подобные полинезийским мараэ, можно найти и в России! Одно такое откопано было в Тыве (по русски - в Туве). В отличие от полинезийских, тувинское - не возвышенное, а наоборот - заглублённое, но тоже выстланное и обрамлённое камнем. Его относят к 3-му тысячелетию до н.э.
Но когда были созданы первые на Земле сооружения, подобные тем, что называются ныне "мараэ" и "ланги"? В Новой Зеландии словом "мараэ" называют священное место - замкнутое пространство перед Общинным Домом, где происходят собрания и ритуалы. Но это не насыпь, не пирамида, а самый обычный двор. Однако, в лесу, в результате размыва почвы дождями, обнажилась такая старинная мегалитическая кладка, возраст которой исчисляется тысячелетиями, а по некоторым оценкам - сотнями тысяч лет. Дело в том, что на ней не просто растут вековые деревья, но и лежит толстый слой гумуса, скрывающий под собой основную часть неизвестного сооружения. Обнажился лишь его краешек, и что там под землёй - мараэ ли, пирамида - никто не знает. Но похоже, что это часть прямоугольного сооружения. И говорят, что на Новой Зеландии ещё найдено что-то подобное, но доступ к тому месту закрыт.
Другим косвенным доказательством древности первых мараэ и ланг являются так называемые "могилы великанов гюнов" - в Германии!
Это точно такие же прямоугольные насыпи, обрамлённые валунами, и сверху на них такие же "аху" из валунов. Отличает эти "могилы" от полинезийских только засыпка. Внутри у них не булыжники, а земля.
Расположены они тоже в лесу, возле сельского поселения Барендорф. И были они там ещё до немцев, неизвестно с каких времён, и в обозримом прошлом полинезийцы там не селились, и ни одна из европейских культур не мигрировала в Полинезию. Общность всех этих сооружений могла исходить разве что из допотопной древности
На острове Пасхи словом "аху" называются постаменты для статуй. Один из них, "аху Винапу", выделяется мегалитической кладкой. Его стены сложены из больших прямоугольных камней, обработанных с лицевой стороны и поставленных правильными рядами. Внутренность заполнена мелким камнем. Такая же техника применялась при строительстве погребальных башен "чульп" в Южной Америке, в районе озера Титикака. Аху Винапу можно считать переходным этапом от ланг до прямоугольных чульп. Чульпы строились как прямоугольные, так и круглые. Если внутренняя поверхность камней не обрабатывалась, то зазоры замазывались глиной с гравием. Возможно, что это связано с переходом от изначальной символики к новой, фаллической, которая ярко отражена в памятнике Чукуито.
Аху Винапу на о.Пасхи:
Чульпы в Кутимбо, Перу:
Чульпы на Сийустани, Перу:
Строительство круглых в плане чульп может быть связано с распространением фаллических культов среди индейцев. Яркий пример тому - "Храм Плодородия" в Чукуито, по соседству с чульпами, в окрестностях Титикаки:
Хотя, вовсе не обязательно трактовать эти изваяния в сексуальном ключе. Возможно, это символы человека в шапке, как на Гуаме и Тиниане. Та же проблема - с трактовкой памятников на иранском кладбище Халид Наби:
Лично я склоняюсь к последнему мнению: все эти столпообразные сооружения, включая чульпы, пагоды и т.п. создавались людьми, по наивности не замечавшими их скабрёзного сходства. Они хотели изобразить лишь фигуры предков. Гениталии же обычно изображали на соответствующих местах изваяний, чтобы было понятно - женщина это или мужчина.
Заметим, что и кладка стен "Храма Плодородия" похожа на кладку чульп, а в плане он прямоугольный, как мараэ и ланги. Разве что не засыпан внутри.
Башни, такие как чульпы, строились и на Западе Тихого океана - на Короре, острове архипелага Палау:
Чульпы - ближайшие родственницы азиатских пагод и ступ. От них - прямая дорога до осетинского Города Мёртвых, то есть практически до Кавказа:
А мараэ и ланги наводят на мысли о массовых захоронениях. Может быть, они изначально предназначались для братских могил - после всемирного катаклизма или кровопролитной войны. Вот как выглядят такие могилы на последней картине Павла Рыженко (к сожалению, уже ушедшего в мир иной):
Слева художник изобразил могилу, обложенную воинскими щитами, а справа - способ захоронения воинов (на картине - похороны сражённых на Куликовом поле). Поверх могилы - священный предмет, деревянный крест. В Полинезии это были бы камни и деревянные идолы...
Комментарии