Хипстеры убили модернизацию
Политика комплексной модернизации экономики России и ее социального уклада понимается властью и обществом как важнейшая оперативная задача. Несомненным успехом политики модернизации является как узнаваемость ее бренда, широкая осведомленность о ней населения страны и наличие элитного консенсуса относительно ее необходимости.
Тем не менее, как реальная практика властных усилий по проведению модернизации, так и ее идеологическое обеспечение и политическое сопровождение не в состоянии пока полноценным образом наполнить ее содержанием. Для существенной части рядовых граждан, как и для многих элитариев, модернизация вроде как идет, но в чем именно она состоит - остается загадкой.
Как до сих пор остается неясным для граждан страны, даже тех, которые полностью разделяют дух и букву президентских инициатив, каким именно образом можно было бы "поучаствовать" в модернизации России. Программные документы модернизации (Послания Президента Федеральному Собранию, статьи ("Россия, вперед!") и выступления первых лиц государства) не объясняют рядовому гражданину, где именно находится социально-политический или экономический "хаб" подключения к модернизации. Источник модернизации более-менее ясен (власть), система "питания" модернизации также ясна (накопленный за годы стабильности потенциал - социальный, экономический и политический), но модернизационный "интерфейс" отсутствует либо недостаточно развит.
Политическая интерпелляция состоялась - граждане России откликнулись на призыв Медведева "Россия, вперед!", однако в условиях дефицита социально-экономического предложения со стороны источника модернизации, наиболее активный слой - президентский авангард модернизации - радикализовался и выступил с требованиями превентивной модернизации политсистемы. Тем самым, модернизационный авангард оказался на грани обращения против самой политики модернизации.
В итоге сложилась довольно-таки опасная ситуация исключения основных игроков системного поля из модернизационной повестки. На словах полностью разделяя ценности модернизации и даже предлагая варианты ее идеологического сопровождения (консервативная модернизация "Единой России", реиндустриализация КПРФ и др.), политические партии, никак не присутствуют в модернизационной повестке на деле.
Находя общий язык с президентом фактически по всем вопросам оперативной политической повестки, политические партии фактически оказываются вне диалога по ключевому вопросу - о модернизации.
В этой ситуации существует серьезный риск того, что идеологическая карта модернизации будет разыграна маргинальными игроками на внесистемных площадках. Эти силы уже предъявили свои права на модернизацию (форсайты ИНСОР, инициативы праволиберальных кружков Литвинович, Морозова и др.). Отсутствие IPO акций модернизации на системном поле является серьезнейшей неудачей модернизации как проекта.
Неопределенность с выбором субъекта модернизации - некоей социальной группой, от лица которой и за счет усилий которой будут реализовываться модернизационные политики - оказалась наиболее губительным фактором, повлиявшим на неуспехи модернизации. Поиски субъекта модернизации оказались зафиксированы в узком социальном сегменте - между средним классом, на который возлагаются стратегические надежды в рамках Стратегии-2020, и креативным классом, который должен сформировать из себя модернизационный авангард для решения оперативно-тактических задач на ближайшую перспективу. Социально-возрастной сегмент, за которым закрепляется функция медведевского авангарда, оказался сосредоточен в диапазоне 20-30 лет - это наиболее социально активный и экономически эффективный слой граждан страны. Однако, как показала практика, данному социальному кластеру критически не хватает необходимых для реализации государственных политик чувства ответственности и социальной солидарности.
Данный социально-возрастной кластер, на который делается до сих пор ставка политики модернизации, именуемый креативным классом, оказался коррумпирован потребительскими политиками, политически демотивирован политиками недопуска к политике, лишен социальных перспектив торможением карьерных лифтов, и, в результате, лишен чувства гражданской ответственности и предельно инфантилизирован. Надежды модернизации на креативный класс развеяны приходом поколения хипстеров.
Модернизация нуждается в новом субъекте. Возможно, он уже есть, но остается неузнанным. Как возможно и то, что этот субъект еще только нуждается в сборке.
Комментарии