Челночно-звоночная дипломатия мсье Макрона выглядит жалко

На модерации Отложенный

Бутафорскими заявления об архитектуре безопасности и гарантиях для России Запад прикрывает желание и дальше продолжать украинский конфликт

Будущая архитектура безопасности Европы должна включать гарантии для Москвы. Об этом 3 декабря, после визита в США, заявил президент Франции Эммануэль Макрон в интервью телеканалу TF1.

При этом он напомнил слова Владимира Путина о том, что НАТО приближается к границам России, «развертывая оружие, которое может ей угрожать». Французский президент считает, что этот вопрос будет обсуждаться после окончания украинского конфликта.

«Нам надо готовиться к тому, что произойдет после, и думать о том, как мы сможем защитить наших союзников и одновременно дать России гарантии ее собственной безопасности в тот момент, когда состоится возвращение за стол переговоров», — отметил он.

Это высказывание Макрона напомнил в своей статье для издания 19FortyFive обозреватель Джек Бакби, задавшись вопросом — могут ли гарантии безопасности положить конец трагическим событиям на Украине? По его мнению, хотя Макрон и не говорил от имени НАТО, однако его слова отражают прагматизм, которому возможно захотят последовать западные лидеры, чтобы избежать дальнейшей эскалации.

Обозреватель также отметил, что США продолжают оказывать военную и экономическую помощь Украине, однако в ноябре в частном порядке Белый дом предлагал Киеву выразить готовность к переговорам с Москвой. Эта просьба была фактически отклонена.

Как считает Джек Бакби, учитывая давнюю позицию Москвы относительно вступления в НАТО стран, граничащих с Россией, отказ Швеции и Финляндии от этих планов мог бы положить начало урегулированию украинского конфликта. В Стокгольме и Хельсинки, видимо, придерживаются иного мнения. По информации СМИ, Швеция, в стремлении присоединиться к альянсу, уже экстрадировала в Турцию первого осужденного за членство в Рабочей партии Курдистана (РПК), начав таким образом выполнять требования Анкары. Правительство же Финляндии спешит внести на обсуждение в парламент законопроект о вступлении в НАТО, хотя Турция и Венгрия соответствующий документ еще не ратифицировали.

Скептически к предложению Эммануэля Макрона отнеслись в правящей коалиции Германии. Внешнеполитический эксперт фракции СДПГ в Бундестаге Нильс Шмид удивлен словами французского президента и считает, что Москва «в одностороннем порядке» разрушила общеевропейскую архитектуру безопасности.

«Сейчас важно обеспечить европейскую безопасность вопреки России», — заявил он.

Эксперт по внешней политике фракции СвДП Ульрих Лехте хотя и считает предложение Макрона «хорошей инициативой», однако основным условием для таких переговоров, по его мнению, является «готовность России и Украины». Об интересах Киева пекутся и во фракции «Союз-90"/"зеленые» в Бундестаге, а также в оппозиционном Христианско-демократическом союзе (ХДС), требуя сперва гарантий для Украины.

Скептически к словам Макрона отнеслись и в Москве. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не считает их изменением подходов Парижа к урегулированию ситуации на Украине.

— Вызвавшие переполох в стане Запада слова Эммануэля Макрона об архитектуре европейской безопасности с участием России и предоставлением РФ определенных гарантий имеют несколько объяснений, — считает немецкий политолог, д-р Грегор Шпицен. — Во-первых, французский президент мечтает о лавровом венке миротворца, внесшего весомый вклад в прекращение конфликта в Европе. Правда, пока что «челночно-звоночная» дипломатия Эммануэлю Макрону не слишком-то удается, но нынешний лидер Пятой Республики всегда отличался завидным упорством, о чем можно судить хотя бы по его многочисленным попыткам дозвониться Владимиру Путину.

Во-вторых, глава Франции явно не принадлежит к трансатлантической партии «войны до победного конца» и «победы любой ценой», прекрасно понимая, что лежащая в руинах Украина и озлобленная Россия не отвечают интересам ни общеевропейской безопасности, ни французской экономики, которая ныне испытывает не лучшие времена.

К общеевропейскому кризису энергоносителей добавился внутрифранцузский атомный энергокризис внепланового техобслуживания реакторов из-за коррозии. Все это делает французское общество, чаще всех в Европе устраивавшее кровавые революции с массовыми репрессиями и казнями лидеров, не оправдавших народных ожиданий, очень нестабильным.

В-третьих, данные слова могут быть элементом повышения ставок во внешнеполитическом торге с США, задумавшими оздоровить и индустриализировать собственную экономику и окончательно убить европейскую путем введения субсидий на произведенные в США электромобили.

«СП»: — Поддержат ли предложение Макрона другие страны Европы?

— Скорее всего, симпатизанты и противники разделятся по партийному признаку. В Германии, например, партии AfD и Die Linke выступят однозначно «за», блок ХДС/ХСС и «Зелёные» уйдут в отказ, а СДПГ усядется на заборе, традиционно заявив о поддержке «всего хорошего против всего плохого».

«СП»: — Может ли отказ от вступления в НАТО Финляндии и Швеции положить начало урегулированию украинского конфликта?

— Отказ от вступления в НАТО Финляндии и Швеции вряд ли стоит рассматривать всерьез. Обе страны слишком многое поставили на карту ради вступления в альянс (из Швеции, например, уже начали высылать на смерть в Турцию курдских «террористов» по запросу Эрдогана) и отыгрывать ситуацию назад уже поздно. Да и Россия уже не удовлетворится «нерасширением» НАТО после озвученных требований о возвращении на границы блока до 1997 года.

Вообще маловероятно, что Россия воспримет всерьез что-то, кроме всеобъемлющего договора с США, в котором будут четко прописаны все гарантии и даны четкие, а не расплывчатые ответы на все озабоченности Москвы. Но готовы ли США в настоящий момент дать подобные гарантии — большой вопрос. Однако к нему стороны неизбежно вернутся после достижения целей специальной военной операции РФ на Украине.

Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин считает, что французскому президенту нельзя доверять, тем более что своими действиями он безопасности в Европе не способствует. Кроме того, эксперт отмечает несамостоятельность Макрона, который зависит от Вашингтона и «под него стелится». Да и не очень понятно, по мнению эксперта, о каких гарантиях вообще идет речь.

— Условия, которые были выдвинуты Вашингтоном, что якобы Путин должен предложить, а Байден его послушает, посоветуется с членами НАТО — это выглядит несостоятельно, не отвечает реальности. Так что говорить о том, что какие-то требования будут предложены и выполнены… А кто эти требования будет предлагать?

Предлагать может только Вашингтон, а он находится в режиме, что Зеленский должен смягчиться и сесть за стол переговоров, чтобы договориться, с одной стороны, но с другой — Вашингтон будет делать все, чтобы конфликт продолжался. Вот в таком перманентном состоянии и продолжается процесс, потому что это состояние определено Вашингтоном. То, что Европа пытается из себя выдавить какую-то позицию «тех, кто борется за безопасность», выглядит голословно и несостоятельно.

«СП»: — Макрон сделал свое заявление по возвращении из США. Мог он это согласовать с Байденом и фактически озвучить его послание?

— Можно допустить. Судя по тому, как они 40 секунд обнимались, держали руки, при том что Макрон пытался вырваться, но хватка у Байдена была цепкая, они ни о чем не договорились. Макрон приехал спасать промышленность Европы, но, когда они вышли после встречи, ничего об этом не было сказано, они только хлопали друг друга, показывая насколько дружелюбно настроены друг к другу.

Байден предложил поговорить о России и Украине, сказал, что будет осторожным, потому что весь мир слушает. Это все бутафория, попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

Суть сводится к тому, что пока они не намерены прекращать вооруженный конфликт на Украине.

Ирина Гусева