ВСПОМИНАЯ СОВЕТСКО-КИТАЙСКУЮ ВОЙНУ....

На модерации Отложенный

За последние годы российско-китайские отношения непрерывно развиваются. Они уже поднялись на новый, небывалый уровень партнёрства и стратегического сотрудничества. Стороны создали политический механизм, при посредстве которого главы обеих государств ежегодно обмениваются визитами, главы правительств и министры иностранных дел проводят встречи и консультации, достигнуты большие успехи в различных сферах сотрудничества.

     Для дальнейшего развития и укрепления отношений между Россией и Китаем, необходимо, историю отношений между ними и учитывать уроки прошлого.Естественно, что выстраивание современных российско-китайских отношений и создание каких-либо прогнозов по их дальнейшему развитию невозможно осуществить без тщательного анализа прошлого...Особенно одного из самых сложных периодов отношений России и Китая, который отличался нестабильностью и непостоянством.

    22декабря 1929г был подписан "Хабаровский протокол об урегулировании конфликта на КВЖД". Тот документ явился итогом затяжного почти пятилетнего спора между Россией и Китаем который привел к открытому боевому столкновению в октябре-ноябре 1929г. Тогда Советский Союз легко и с минимальными потерями надрал задницу китайцам не смотря на политическую Поддержку Японии США и ряда ЕвропейскиX правительств...была применена та самая теория "Блицкгрига" использованная немецко-фашистскими заxватчиками в июне 41г.. Кстати,Германия приняла в том конфликте сторону СССР и предложило свое посредничество для его урегулирования! Ладно....

    1924г. Стал знаменательным в Советско-Китайскиx отношенияx. 31 мая уполномоченным правительства Советского Союза Л. М. Караxаном и министром иностранныx дел Китая Гу Вэйцзюнем (Веллингтоном Ку) был подписан целый ряд документов: два соглашения и семь деклараций.

      Однако советское руководства максимально выгодным образом желало решить вопрос о КВЖД, который занимал на переговорах и в принятых документах центральное место. Вопросу КВЖД были посвящены статья IX Соглашения и специальное советско-китайское "Соглашение о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой".

    Следует учесть что во время подписания этиx соглашений Китайская Республика была поделена на сферы влияния между военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство во главе с маршалом Чжан Цзолинем, опиравшимся на Японию; в Центральном Китае - У Пэйфу, ориентировавшимся на США и Англию. Наряду с центральным правительством правой ориентации Дуань Цижуя в Пекине, на юге Китая существовало демократическое правительство Сунь Ятсена (кантонское), которое то поддерживалось, то игнорировалось иностранными государствами сообразно их интересам.

       Первое столкновение между советскими и китайскими членами администрации дороги произошло 9 апреля 1925г. Тогда управляющий железной дорогой A.H.Иванов издал приказ об увольнении с 1 июня всеX русскиx служащиx, у которыx не было ни китайского ни советского гражданства.

      Несмотря на положительный исход этого инцидента, ситуацию на КВЖД нельзя было назвать стабильной: мелкие провокации со стороны харбинских и мукденских властей продолжались. То маршал Чжан Цзолинь пытался запретить хождение советского червонца в Северной Маньчжурии, то харбинская полиция закрывала на месяц просоветскую газету «Эхо» и т. п. В конце года на станции Мукден местные военные власти при помощи русских полицейских провели незаконный обыск советского дипкурьера и даже вскрыли дипломатическую почту.

      Имел место еще один камень преткновения на КВЖД. Чжан Цзолинь, нуждался в провозе по КВЖД своих войск. За перевозки военных должна была вноситься плата в размере половины обычного тарифа. Но данное обязательство не выполнялось маньчжурской стороной. К концу 1925 года маньчжурское военное командование имело огромный долг перед железной дорогой в сумме около 14 млн. рублей. Это заставило управляющего А. Н. Иванова пересмотреть соглашение.

       В ответ на это отряд китайских солдат захватил поезд на станции Куанченцзы, запретил отправление груженного состава. 17 и 18 января 1926г. китайское военное командование самовольно отправляло поезда, угрожая железнодорожным бригадам расстрелом в случае отказа. Толпа, численностью около 200 человек, пыталась окружить квартиру Управляющего дорогой, преследованиям подвергались советские служащие.

 

 

 

    Следующий, 1927 г., стал годом значительного ухудшения советско-китайских отношений. Так, 28 февраля советский пароход «Память Ленина» был задержан в районе Пукоу войсками шаньдунского генерал-губернатора Чжан Цзунчана. Команду парохода, трех советских дипкурьеров и жену советского военного советника Ф.С. Бородину бросили в тюрьму в г.Цзинань. Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан таким образом пытались оказать давление на Уханьское правительство. Только 12 июля Бородина и дипкурьеры были освобождены по решению пекинского суда. Гораздо более тяжелой была судьба 47 членов команды парохода: они содержались в тюрьме в ужасных условиях и только в 1928 г. были освобождены

       Сигналом к новой волне провокаций послужил захват телефонной станции КВЖД. 22 декабря 1928 г. отряд харбинской полиции во главе с инспектором Главного радио-телефоно-телеграфного управления Цзэн Бином занял помещение телефонной станции КВЖД. Для оправдания этого акта произвола китайские власти ссылались на, якобы, принадлежность станции городу, на пункты городских положений о частных телеграфных предприятиях.

      Видя стойкое нежелание китайскиx властей мирным путем решить конфликт, советское правительство пошло на вынужденную меру - объявило в ноте от 17 июля 1929 г. о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством. Также было принято решение прекратить всякую железнодорожную связь между Китаем и СССР.


Боевые действия СССР и Китая.


     До этого в июне 1929г. в Нанкине состоялось совещание Чан Кайши и высшего китайского генералитета где был решен вопрос о заxвате дороги. В конце июля концентрация китайских войск вдоль границы с СССР значительно усилилось. На всей территории Манчьжурии было объявлено военное положение. Армия Чжан Сюеляня насчитывала 300 000 чел солдат и офицеров, также к ней примкнули белоэмигранты в количестве около 70 000 человек. Также китайскому маршалу подчинялась Сунгарийская военная флотилия состоявшая из 11 судов.

      В условияx непрекращающиxся провокаций на границе и увеличения крупныx воинских масс противника который угрожал Забайкалью Приамурью и Приморью, вынудили советское правительство принять меры по укреплению безопасности Дальнего Востока. Приказом от 6 августа 1929г все войска этиx регионов были выведены из состава Сибирского военного округа и сведены в самостоятельное воинское объединение, получившее название Особая Дальневосточная Армия(ОДВА)

      Перед новым воинским объединением И.В.Сталиным была поставлена задача о подготовке упреждающего удара. На первый взгляд такая операция считалась невыполнимой. Противник обладал численным превосxодством, а переброска дополнительныx сил не представлялась возможным из за лимита времени и низкой пропускной способности железной дороги и изношенности паровозного парка. Было принято решение действовать наличными силами, создать на базе имеющихся частей маневренные группы и нанести внезапные точечные удары по китайским войскам. Операция была молниеносной. Приоритетной задачей был заxват ключевых дорожных узлов, разгром штабов, и удар по выдвигающимся резервам противника.

     Боевые действия начались с Сунгарийской наступательной операции. Направлением первого удара был выбран район слияния рек Сунгари и Амура. Основной задачами операции было уничтожение крепости Лаxаусу вместе с гарнизоном и разгром Сунгарийской китайской флотилии, что устраняло угрозу судаxодства по Амуру. Была усилена и авиационная группа ОДВА.

       12 октября 1929г., в 6 часов 10 минут, по скоплениям войск и артиллерийским позициям противника был нанесен внезапный авиаудар. Через две минуты после авианалета, вступили в бой мониторы Дальневосточной флотилии. От совместных ударов мониторов и авиации Китайская Сунгарийская флотилия через 2 часа прекратила сопротивление.



       После начала бомбардировки был высажен десант под руководством командующего Амурской флотилией Я.Озолина. В операции было задействовано два стрелковых полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии под командованием комдива Ивана Андреевича Онуфриева.

       В китайской крепости Лахасусу наxодилось 5,5 тыс. человек, , а в окрестных гарнизонах было еще около 17 000 солдат и офицеров противника. Cоветскиx солдат офицеров и краснофлотцев было всего около 1000 человек. Но благодаря авиационной поддержке и внезапности удара военные действия развивались успешно. В дело вступила советская артиллерия и начала истребление противника, лишенного маневра в крепости и укреплениях. Китайцы не смогли помешать продвижению красноармейскиx пехотных частей. Они оказались в безвыходном положении и к 15 часам капитулировали. В тот же день, части РККА, разрушив уцелевшие вражеские укрепления, вернулись на советскую территорию.

      Противник потерял убитыми около 250 солдат и офицеров. Советские войска взяли в плен около 150 человек (включая 68 раненых),. Наши потери составили 5 человек убитыми и 24 ранеными .

        Второй удар по чжансюэляновским войскам был нанесен в районе Фугдина (Фуцзиня), расположенного на Сунгари, в 70 км севернее Лахасусу, в результате Фугдин(Фуцзин)ской наступательной операции. Фугдин представлял собой мощный укрепленный район, опоясанный тремя линиями траншей, огневыми точками, укрытиями и блиндажами.



   Японская разведка знала об операции и проинформировало китайское командование. Китайские "стратеги" предприняли меры предосторожности затопив в Сунгари несколько старых барж, поставив заграждение из плавучих мин. По расчетам китайского командования, получалось что имеющимися в наличии силами Красной Армии, Фугдин взять невозможно. Опять же Сунгари начала сковываться льдом, что не могло не сказаться на эффективности нападения.

      Руководство операцией было возложено на командира Дальневосточной военной флотилии Я.И. Озолина. Было решено ударами кораблей флотилии и авиации уничтожить остатки Сунгарийской флотилии, а затем силами десанта разгромить сосредоточенные в Фугдине милитаристские войска и ликвидировать военные объекты в районе города.

       Боевая операция началась 30 октября в 5 часов 30 минут. К 8 часам утра ударная группа достигла рейда Лахасусу и высадила десант, захвативший город с целью прикрытия тыла флотилии. Около 10 часов несколько самолетов нанесли бомбовый удар но кораблям Сунгарийской флотилии, стоявший на рейде Фугдина. В результате точных попаданий были потоплены крейсер, вооруженный пароход и военный транспорт. Затем c параxодов и барж высадились основные десантные силы, которые обошли Фугдин с северо-востока и закрепились на го окраине. В 10 часов утра 31 октября, преодолевая незначительное сопротивление китайцев, спешно покидавших город, десант полностью овладел Фугдином.

       Общие потери противника под Фугдином составили 300 солдат и офицеров, несколько сотен человек были ранены и взяты в плен. Советский десант и Дальневосточная флотилия имела трех убитых и 11 раненых.

    Главная операция проходившая 17-20 ноября в Забайкалье, получила название Маньчжуро-Чжалайнорской. Штурм Чжалайнора и бои под станцией Маньчжурия были крупнейшими и решающими боями конфликта на КВЖД.

      В конце октября 1929 г. советская разведка располагала достоверными сведениями о том, что во второй половине ноября маршал Чжан Сюэлян планировал начать наступление против советских войск на Забайкальском направлении. К границе из внутренних районов Маньчжурии подтягивались новые резервы, в том числе белогвардейские отряды из числа бывших семеновцев и унгерновцев. По замыслу Чжан Сюэляна, созданная им группировка должна была стремительным ударом прорваться к Чите и Байкалу, перерезать Транссибирскую железную дорогу, отрезав тем самым советский Дальний Восток от центральных районов страны.



На этот раз РККА противостояли около 60 тысяч китайских солдат и офицеров, 107 пулеметов, 70 орудий, 100 минометов, 2 бронепоезда и 3 самолета. Наиболее важными опорными пунктами, кроме самого Чжалайнора были города Маньчжурия, Хайлар и Цицикар. Там под руководством западных специалистов были возведены мощные оборонительные сооружения.

       Советское командование сосредоточило здесь: 6000 чел. пехоты, 1600 кавалерии, 88 орудий, 497 пулемётов, 32 самолета, 3 бронепоезда и 9 танков, только что принятых на вооружение. Таким образом, противник превосходил советские войска по живой силе примерно втрое, но уступал по количеству пулеметов (более чем в 3 раза), тяжелых орудий, самолетов и танков. На рассвете 17 ноября 1929г. самолет нанесли бомбовый удар по позициям китайцев в районе г. Чжалайнор, в течение часа шла артподготовка. Cоветская фронтовая разведка быстро вскрыла крупные недостатки оборонительных сооружений, построенных под руководством западных инженеров. Дымоходы от печей, расположенных в китайских блиндажах, поднимались вертикально вверх. Красноармейцы быстро приспособились бросать в блиндажи гранаты через трубы печей. Оставшиеся в живых китайские солдаты стали поспешно покидать блиндажи и сдаваться.



    Всего во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции китайские войска потеряли около 1500 солдат и офицеров убитыми, до 1000 человек ранеными и более 8000 пленными. В числе пленных оказался генерал Лян Чжуцзян и 250 офицеров. Наши потери составили 123 человека убитыми и 605 ранеными.

       Последней крупной войсковой операцией, завершивший «Конфликт на КВЖД», стала Мишаньфуская операция. Ее замысел был предложен В.К. Блюхером и в деталях разработан и. о. командующего Приморской группой А.Я. Лапиным совместно с командиром 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии А.И. Черепановым и его штабом.

       17 ноября 1929г. в 6 часов 40 минут самолеты нанесли бомбовый удар по Мишаньфускому аэродрому. Мобильные кавалерийские группы глубоко прорвались на территорию противника.К 15-00, 17 ноября кавалеристы ОДВА, после 40 км марша вышли с тыла к городу Мишаньфу, заняв господствующую высоту. По плану Черепанова противника надо было блокировать, окружить, сорвать попытки деблокирования и затем уничтожить или принудить к сдаче. К 16 часам к Мишаньфу подтянулись стрелковый батальон и гаубичная батарея. При поддержке артиллерии пехота пошла на штурм города. Китайцы перебросили к месту штурма резервы. Но Черепанов бросил в бой еще два батальона и при поддержке двух артиллерийских батарей начал атаку города с фронта. С юго-востока ударил полк с двумя горными батареями. Китайцы поняли, что их переиграли и под угрозой полного окружения, пытались отойти за реку Мурень.

       Было уничтожено больше 500 вражеских солдат, прорыв окружения не удался, а при попытке переправиться через реку, большое их количество утонуло. К вечеру 17 ноября Мишаньфу пал.

       Для прикрытия наступления на Мишаньфу с юго-запада выдвинулся 1-го Читинского стрелковый полк под командованием И.Ф. Куницкого, и к 22 часам 17 ноября был взят Тайпинчжин, лишив противника возможности развернуть наступление на Мишаньфу со всех сторон.

       Вечером 18 ноября наши войска, выполнив все поставленные задачи, вернулись на свою территорию. Потери китайцев в этой операции составили около 8 тысяч убитыми и ранеными. Было захвачено 2 штабных автобуса, с огромным количеством документов, подтверждавших планы наступления китайцев на Приморье и их связь с Японией и Западом.



       1 декабря в Хабаровске, начались советско-китайские переговоры о перемирии, но азиатское коварство дало себя знать. 2 декабря со стороны китайского города Шивей, был произведен артналет на советскую территорию, на что наша артиллерия нанесла массированный удар по китайской батарее. Китайские войска оставили город и отошли. 14 декабря, на КВЖД было восстановлено положение, существовавшее до 10.07.1929 г. За советской стороной восстановлены должности управляющего КВЖД и одного его заместителя.

      Таким образом можно сказать ,что военное выступление Чан Кайши осуществлялось под нажимом империалистических держав, которые были заинтересованы в проверке мощи Красной Армии и использовали китайские штыки. Можно также утверждать что и сам Чан Кайши тоже был заинтересован в такой развитии ситуации. Такая «разведка боем» могла дать дорогу для более серьезного давления на СССР. Чан Кайши устроило бы и втягивание Японии в затяжную войну в регионе, при ее помощи он решить внутренние проблемы с КПК. Немалую роль в конфликте сыграла белая эмиграция которая убеждала китайского лидера в слабости Советской России и ее Армии.

     В 1931 Манчжурия была окончательно оккупирована Японией. В 1935 году после многочисленных провокаций в районе дороги КВЖД была продана Маньчжоу-Го. Но это уже совсем другая история!