«Юлианский календарь является знаменем, под которым чада Православия собираются воедино...»
На модерации
Отложенный
– Ваше Высокопреосвященство, какова история празднования Рождества Христова в Православной Церкви?
– Ранняя церковная традиция не сохранила сведений о точном годе рождения Спасителя. Дело в том, что до IV в. Церковь не праздновала Рождество Христово как отдельный праздник. Для Древней Церкви, как и для Ветхозаветного Израиля, было нетипичным празднование дня рождения человека. Для первых христиан главным событием священной истории было не Рождество, а Воскресение Христово. Уже со II в. мы видим в Церкви напряженные дискуссии о времени празднования Пасхи. А вот о времени празднования Рождества никаких дискуссий не было. До IV в. вторым по значимости после Пасхи Христовой для Церкви был праздник Богоявления (или Крещения Господня). Он отмечался 6 января (по юлианскому календарю). И в этот же день вместе с Богоявлением воспоминалось и Рождество Христово. В IV в. новообращенные христиане из греко-римского мира, где был широко распространен обычай отмечать день рождения, принесли в Церковь традицию праздновать Рождество Спасителя. Таким образом, празднование Рождества было отделено от праздника Богоявления. Если внимательно изучить порядок современного празднования Рождества и Богоявления, то можно заметить, что богослужения этих праздников во многом похожи.
– Владыко, почему некоторые православные христиане, а также католики и большинство протестантов празднуют Рождество Христово 25 декабря, а другие православные, к которым относимся и мы с Вами, отмечают его 7-го января?
– С IV века, когда праздник Рождества был отделен от праздника Богоявления, для празднования Рождества был установлен день 25 декабря по юлианскому календарю, согласно которому и живет Украинская Православная Церковь. Так как разница между юлианским (церковным) и григорианским (гражданским) календарями (то есть старым и новым стилем) составляет 13 дней, то по новому стилю Рождество приходится на 7 января.
С 1923 года большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Святой Горы Афон, приняло новоюлианский календарь, похожий на григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская Православная Церковь. Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы, США. При этом все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской, – по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи – по юлианскому календарю.
Католики и протестанты, отмечают Рождество по григорианскому календарю. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского. В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.
В России переход на григорианский календарь состоялся сразу после Октябрьской революции, когда богоборческой властью был принят декрет, согласно которому в 1918 году после 31 января сразу следует 14 февраля.
15 октября 1923 года святейшим патриархом Тихоном, вслед за большинством Поместных Православных Церквей, был формально введён новоюлианский календарь. Однако это нововведение вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября того же года святитель Тихон распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.
– Владыко, в последнее время все чаще звучат слова о том, что нам, православным, надо пересмотреть дату празднования Рождества Христова. Сделать это нам предлагают в силу нескольких причин. Во-первых, потому, что 25 декабря Рождество отмечает большинство Православных Церквей. Во-вторых, потому, что таким образом мы будем отмечать Рождество вместе с протестантами и католиками, а это, в свою очередь, поспособствует достижению христианского единства. Насколько оправданы эти аргументы?
– Становится уже печальной традицией, когда в преддверии Рождественских праздников некоторые начинают будоражить народ подобными идеями. Тем более печально и странно, если эти идеи, вносящие раздор в церковное сообщество, продуцируют люди, облеченные священным саном. Тот, кто в силу своего пастырского призвания и особой ответственности перед Церковью, должен свято хранить Ее Предание и уставы, богослужебный уклад, блюсти преемственность традиций и всячески оберегать единство, мир и спокойствие внутрицерковной жизни, наоборот – подают соблазн народу Божию, смущают умы своими инновациями, вносят раздор и несогласие. В противовес соборному разуму Церкви они позволяют себе самочинно менять сложившийся уклад церковной жизни, отменять прежние уставные обыкновения и вводить новые. Человек, который принимая священный сан, принес присягу быть во всем послушным священноначалию, вдруг единолично берет на себя полномочия, которые ему не принадлежат. Мне кажется, здесь не только каноническая и духовная проблема, но и психологическая. Священник много лет служит в Церкви с мыслями о том, как бы Ее изменить под свои собственные представления о жизни. Разве нам не хватает полноты благодати и истины в Церкви, в которую мы пришли спасаться? Или кого-то гложут сомнения по поводу правильности выбранного пути? Тогда становится понятным, почему некоторые так подвержены стихиям мира сего, ведь «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1, 8). Если человек пришел в Церковь, чтобы менять Ее, то очевидно, что он решил заняться не своим делом. Апостол Павел призывает нас: «Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 14). Наше служение – это вера и верность. Если мы начнем по своему усмотрению и ограниченным человеческим представлениям ломать привычный уклад церковной жизни, рушить фундамент церковного Предания и традиций в угоду секулярному миру, то мы рискуем потерять то, что столетиями хранили и лелеяли наши отцы – святую веру православную.
Каждая Поместная Церковь определила для себя приемлемый способ календарного исчисления и особенности некоторых традиций. Для нашей Церкви традиционным является летоисчисление по юлианскому календарю. В этом тоже усматривается особый Промысел Божий. Митрополит Антоний (Вадковский) по этому поводу писал: «Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино...» А выдающийся профессор Василий Васильевич Болотов очень высоко ставил простоту и научную ценность юлианского летосчисления и находил его отмену нежелательной: «Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными.
Думаю, что наша культурная миссия по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
Что касается достижения христианского единства, то в данном случае речь идет о лукавой подмене понятий. Нам предлагают пожертвовать принципами внутрицерковной жизни ради неких размытых гуманистических принципов. Люди, которые любят «пиариться» на этой теме, со своими единоверцами не могут найти общий язык, а всё пытаются решать вопросы вселенского масштаба. В погоне за великим мы и малого не исполняем. Давайте сначала научимся послушанию Матери Церкви, смирению и братолюбию, научимся во главу угла собственной жизни и служения ставить не свой эгоизм и высокоумие, а принцип соборности и послушания, а потом уже в допустимой форме поднимать вопросы общецерковного значения. И компетенция этих вопросов никак не может ограничиваться «кружком приходской самодеятельности».
Я понимаю, что наши инославные братья на Западе переживают сегодня глубочайший духовный кризис и нуждаются в поддержке. Мы видим, как в Европе сегодня храмы сдаются в аренду под развлекательные учреждения, переделываются под скейт-клубы или мечети, либо просто разрушаются. Запрещаются к показу в кинотеатрах христианские видеоролики. В некоторых городах Европы запрещают устанавливать Рождественские елки по соображениям толерантности к неверующим и инославным. Из самого названия Рождества исчезло имя Христово. Первоначальное название «Christ's Mass» – «Христова месса» сначала сократили до «Christmas», а сейчас вообще превратили в безликое «Xmas».
Так давайте будем открывать миру силу и красоту Православия, которое выстояло в условиях жесточайших гонений и разрушений ХХ века. Но если мы наоборот, будет размывать границы Церкви, пытаться понравиться и угодить секулярному миру, рушить собственные традиции, то мы не только новых «друзей» не приобретем, но рискуем вообще потерять свою идентичность и загубить миссию спасения душ человеческих, врученную нам Господом. Ведь если для священника истина не однозначна, как он может ее открыть ищущим спасения? Кто-то может саркастически отнестись к этим словам. Казалось бы, причём здесь календарь и дата празднования Евангельских событий? Но святые отцы очень строго предупреждают об опасности своеволия в Церкви и фривольного отношения к Ее уставам и внутреннему укладу жизни. Как учит нас Евангелие: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16, 10).
Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина» (правило 7). Григорианская календарная система и тем более пасхалия непригодны для православного церковного календаря. День Пасхи по григорианской пасхалии пришлось бы совершать, вопреки апостольскому и Соборным правилам и древней церковной практике, до Пасхи иудейской или в один день с ней.
– Несколько дней назад господин Турчинов предложил праздновать Рождество вместе со всем «цивилизованным миром», то есть, 25 декабря. Как бы Вы прокомментировали это предложение?
– Согласно Конституции Украины, Церковь отделена от государства. Во-вторых, Православная Церковь живет согласно тысячелетним правилам и уставам, принятым святыми отцами и узаконенных на Вселенских и Поместных соборах. Вопрос перехода на новый стиль не является сегодня актуальным для полноты Украинской Православной Церкви, более того, может внести смуту и разделения, что является преступлением не только против соборного разума Церкви, но и угрозой стабильности государства, которое и так переживает сегодня множество потрясений. Также хотел бы отметить, что Украинская Православная Церковь – это самая многочисленная религиозная конфессия Украины, а подавляющее число наших сограждан идентифицируют себя именно с православием. Именно на традициях и установлениях святой православной церкви столетиями происходило духовное формирование нашего народа, явившего миру духовные, письменные, архитектурные и многие другие памятники, признанные величайшими достижениями человеческой цивилизации. Наша Родина – это очаг великой славянской православной культуры, достояние которой нужно беречь и сохранять. Несомненно, к таковым относятся и традиции Православной Церкви, Ее богослужебный молитвенный уклад, и древний календарь, принятый Церковью как вполне отвечающий библейским и церковным правилам. Церковь призывает наш народ беречь свою православную идентичность и свято хранить установления и традиции святого Православия.
– Владыка, но с другой стороны за «новый стиль» выступают и те, кто хочет праздновать Новый Год после Рождества. Дескать, так поста не будет и можно за столом новогодним посидеть и т.д.
– В данном случае налицо профанация религиозной жизни. Церковь возвещает, что Предвечный Бог воплощается ради нашего спасения, а мы в ответ – про новогодние корпоративы и вечеринки. Церковь установила сорокадневный пост для очищения сердца, чтобы быть достойными встретить Спасителя, и сделаться способными к восприятию благодати, а мы с первых дней поста начинаем составлять праздничное меню на Новый год. Церковь говорит, что сердце христианина должно стать теми яслями, в которых возлег Богомладенец Христос, Церковь ликует: «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите!» А мы в ответ говорим: «ладно, но чтобы это не мешало моим житейским привычкам и утехам». Но это уже не христианство. Я встречал в православной прессе дискуссии на эту тему, но честно скажу – никогда не слышал подобных претензий от воцерковленных христиан. Немыслимо чудо Рождества Христова соизмерять с салатом оливье. Не знаю ни одного человека, которому праздничные застолья принесли бы в жизни чувство совершенной радости. Но наоборот, психологи говорят, что именно на такие праздники обостряется чувство пустоты. Потому что душа ищет истинной радости, которую можно найти только во Христе Иисусе.
Вообще, это абсолютно надуманная проблема. В нашей Церкви в качестве альтернативы светским традициям встречи Нового года, в Новогоднюю ночь во многих храмах совершаются молебны и даже Литургии. И после этого не возбраняется поднять бокал шампанского в кругу семьи. Дело не в этом.
Жизнь Церкви проходит в особом измерении. И каждый, кто живет этой внутренней мистической жизнью, ощущает на себе дыхание вечности и непреходящих, незыблемых истин. Наша задача – сохранить верность традициям и тому особому богослужебному укладу, который в течение тысячелетий сложился в святом православии. Не будем разменивать великое сокровище православной веры на чечевичную похлебку мирской суеты.
Комментарии