Удивительная творческая судьба, прекрасно прожитая жизнь, одним словом, редкая биография для художника. Айвазовский родился в семье разорившегося армянского купца. Еще в детстве обнаружились его художественные способности и, благодаря первым учителям, которые помогали одаренному мальчику, в том числе бумагой и красками, он впоследствии был принят на казенный счет в Императорскую академию художеств в Петербурге. Айвазовский был еще студентом, когда его картину приобрел император Николай I. Вместе с аттестатом художник получил свой первый чин и личное дворянство. Потом было путешествие по Европе и, несмотря на успех и приглашения столиц, возвращение в Феодосию. О трепетном отношении своего прославленного земляка к родным местам "Голосу России" рассказала директор Государственной картинной галереи Айвазовского Татьяна Гайдук.
"Айвазовский очень любил свой родной город, был с ним сильно связан. Феодосия входит в десятку старейших городов Европы. И многое здесь насыщено воспоминаниями о прошедших эпохах. И я думаю, в тот период, когда Айвазовский был еще ребенком, юношей, а потом и зрелым человеком, этих, скажем так, исторических воспоминаний, реминисценций было гораздо больше. Существуют ведь такие места духовной силы, в которых наблюдается явление таких вот расходящихся кругов, в данном случае, это круги культурного наследия. Я думаю, что Айвазовский был к этому очень чуток".
© Фото предоставлены дирекцией Картинной галереи имени Айвазовского
Город притягивал людей творчества, продолжает Татьяна Гайдук. Феофан Грек расписывал здесь церкви, известные архитекторы возводили культовые сооружения, и Айвазовский чувствовал свою сопричастность всему этому. Художник очень много путешествовал, несколько раз в году устраивал выставки своих картин в Москве, Петербурге, Одессе, но в письмах неизменно писал: "Мой адрес - всегда с Феодосией".
Главным в творчестве Айвазовского стал морской пейзаж, а вместе с ним и батальная живопись. К слову, в начале 19 века класс пейзажной живописи, куда был определен в Академии художеств Иван Айвазовский, считался самым безнадежным. Основными жанрами были портрет, историческая картина, картины на библейскую тему, а пейзаж служил лишь скромным фоном. Художников-маринистов же в России практически не было. Но Айвазовский сделал пейзаж, и в частности морской пейзаж, самодостаточным жанром, напомнила Татьяна Гайдук.
"Айвазовский начал свой творческий путь, когда в России в полной мере процветал романтизм, и для художника-романтика было свойственно показывать природу, ее необычные состояния.
И морской пейзаж давал в этом плане гораздо больше возможностей. Неудивительно поэтому, что из шести тысяч картин, которые написал Айвазовский, почти четыре тысячи – это изображение бурь, штормов и кораблекрушений. Касательно его картин на батальные темы, Айвазовский стал первым живописцем Морского штаба России. И, конечно, должен был обращаться к таким картинам. Но не нужно забывать о том, что 19 век – это время блистательных побед Российского флота. И Айвазовского, конечно, все это очень привлекало".
Он брал в Адмиралтействе чертежи кораблей, принимал участие в военных походах, в маневрах, в десантных операциях к берегам Кавказа на борту кораблей Черноморского флота, был знаком с известными русскими флотоводцами. А в период героической обороны Севастополя во время Крымской войны (в 1850-х годах) специально написал несколько картин на эту тему и устроил выставку в Харькове, чтобы поддержать дух севастопольцев в осажденном городе. Позже Александр II заказал художнику ряд картин об осаде Севастополя: император был в восторге! После Айвазовский посвятил ряд работ погибшим в тех сражениях российским флотоводцам. Он был очень близок с флотом, и в одном из писем написал: "Каждая победа русских войск на суше или на море радует меня как русского в душе, и дает мне мысль как художнику изобразить ее на полотне".
Удивительно, но, несмотря на невероятную творческую плодовитость и работоспособность, страсть к путешествиям, вовлеченность в общественную жизнь города, Айвазовский вел большое хозяйство и активно участвовал в решении городских проблем. "Это был очень необыкновенный человек", - восклицает Татьяна Гайдук.
"Он был очень влиятельным человеком, одним из самых крупных землевладельцев юга России. Айвазовскому принадлежали почти все орошаемые черноземы Крыма и почти 12 тысяч десятин земли. Деньги для семьи, для своих проектов он получал от хозяйствования на этих землях. А вот все деньги от продажи картин тратил на благотворительность. Из одного из своих имений Айвазовский провел воду в Феодосию и подарил городу 50 тысяч ведер питьевой воды в день. Смог направить серьезные финансовые потоки на то, чтобы первая ветка железной дороги в Крыму от станции Джанкой была проведена в Феодосию".
А еще убедил власти обустроить в городе торговый порт. Построил школу и библиотеку. Открыл сначала выставочный зал, а потом и публичную картинную галерею, которая стала третьей в России после Эрмитажа в Петербурге и Румянцевского музея в Москве. Помогал учреждениям и отдельным горожанам. К примеру, была у Айвазовского традиция: если у девушки из армянской семьи не было приданого, приданое она получала от него.
"В городе до сих пор живы легенды об Айвазовском. То есть для нас это не только историческая личность – это человек-легенда. И память о том, что Айвазовский сделал для Феодосии, о том, что он был первым почетным гражданином нашего города, жива до сих пор".
Директор знаменитой картинной галереи убеждена, что все, кто приходят сюда, в дом Айвазовского, не только очаровываются его прекрасными пейзажами и величественными полотнами, но и ощущают обаяние его личности. Именно поэтому галерея так популярна и является самой посещаемой на крымском побережь
Комментарии