Возможно, греческий кризис сулит распад еврозоны, но Европейский Союз не должен считать это угрозой своему благосостоянию
Вчера канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что "евро грозит опасность". Безусловно, она права. Кажется все более вероятным, что валютный союз распадется либо потеряет как минимум одного из своих шестнадцати участников, хотя благодаря гигантскому пакету мер помощи на 750 млрд. евро ему удалось выиграть время.
Лондонские фондовые менеджеры, учитывая рост вероятности выхода из валютного союза Греции, Португалии или даже Германии, рассуждают о том, как та или иная страна могла бы сделать это. Афинские юристы размышляют о возможности возвращения к драхме. В окружении премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу говорят, что возвращение старой валюты еще нельзя назвать вероятным, но и не отвергают его как невозможное. Ранее выход какой-либо страны из зоны евро казался немыслимым; теперь это активно обсуждается по всей Европе.
Почему евро столкнулся с такими трудностями? Глобальный финансовый кризис выявил недостатки единой европейской валюты, которые были у нее с самого начала. Евро - это союз очень разных экономик богатого Севера и более бедного юга Европы. В свое время бывший канцлер Германии и "отец евро" Гельмут Коль отбросил опасения по поводу того, что средиземноморские страны не провели у себя достаточных реформ для вступления в зону евро. Вместе с тем, и правила еврозоны, регламентирующие размер долга и дефицита, не способствовали переменам к лучшему - тем более что Франция и Германия первыми же их нарушили.
После глобальной финансовой бури Греция дала понять, что ей, возможно, не удастся расплатиться по долгам. Это спровоцировало общеевропейский кризис доверия к государственным облигациям. Паника распространилась на Португалию, Испанию, Ирландию Италию. Следующей будет Британия, предупреждали трейдеры. Обуздание этого кризиса обошлось дорогой ценой. Пакет мер экстренной помощи, подготовленный Европейским Союзом, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом, более чем в пять раз превышает по своему объему ежегодный бюджет ЕС.
Но бэйлаут не покончил с кризисом. Он ставит вопрос о выходе из еврозоны Греции, возможно, Португалии или даже Германии. Греции предстоит практически невыполнимая задача: в течение трех лет сократить дефицит бюджета с 14 до менее чем 4 процентов. Акции протеста пошли на убыль, но бюджетные сокращения могут спровоцировать рецессию, которая сделает невозможной выплату долга. Не очень понятно, как в Греции может быть экономический рост без девальвации валюты для повышения конкурентоспособности экспорта, но, пока она в еврозоне, это невозможно. Хотя после бэйлаута разговоры о выходе приостановились, табу нарушено. Между тем, в Германии идут оживленные дебаты о том, действительно ли членство в еврозоне соответствует ее национальным интересам. Доля Германии в бэйлауте составляет 123 млрд. евро, и налогоплательщики возмущены идеей спасения расточительных южан. Не приветствуют они и призывы к ужесточению контроля над финансами стран еврозоны. Это ограничило бы их независимость и создало бы угрозу постоянной передачи югу излишков, заработанных с таким трудом.
Как мог бы выглядеть выход той или иной страны из еврозоны? Предполагалось, что членство в ней будет билетом в один конец. Однако банкиры и юристы все смелее предлагают различные варианты. Один из них - внезапный выход, чтобы не допустить панического изъятия вкладов. Но выход без предупреждения разозлит ЕЦБ; этот вариант непривлекателен, если только такое изъятие уже не началось: тогда он становится неизбежным. Контролируемый выход, по мнению некоторых, мог бы начаться с ограничения конвертируемости новой валюты - возможно, путем ее выпуска в обращение в электронном виде.
Евро всегда был скорее политическим романом, нежели экономическим проектом. Последствия распада еврозоны были бы ужасными. Но ценность сохранения клуба снижается, если выход из него - в интересах некоторых членов. В конце концов, угроза евро - это не угроза Европе. Члены ЕС не должны путать защиту евро с интересами успешного союза 27 стран, имеющих общие ценности и единый рынок.
Комментарии
"Евро всегда был скорее политическим романом, нежели экономическим проектом"
Т.е. - все эти разговоры в прессе, и заявления - лишь политическая игра! Ну и ещё - повод для спекуляций на бирже.
А как Греция будет отдавать долги и кредиты Евросоюзу? В драхмах? Или - объявит дефолт, как Россия в 1917 году?
Так же и с остальными претендентами на выход...
Экономически - выход их Еврозоны губителен для всех стран, кроме Германии и Франции. Поэтому - никто в здравом уме этого не допустит. А насобирать прибыль от политических игр вокруг этой темы...
Почему бы и нет?
Если проанализировать, во всех странах "север" богаче чем "юг" и только в СССР и РФ "юг" богаче чем "север", потому и не получается как у всех и не рвботуют их "методики".
Вывод: не получился капиталистический СССР из Европы.