Надо ли формировать любовь к Родине?

Незадолго до смерти Леонид Ильич Брежнев издал книжку «Воспоминания», в которой очень тепло отозвался о своей мамаше. Ничто человеческое не было ему чуждо. Но «человеческим» это могло быть у простого смертного, в устах же Генерального секретаря каждое слово звучало как директива. И вот первый секретарь такого-то обкома партии указал соратникам: «В свете «Воспоминаний» тов. Л. И.Брежнева нам надо продумать меры по возвеличиванию образа Женщины-Матери».

И пошла писать губерния! Привожу сохранившиеся в памяти пункты из Плана мероприятий:

«…5. В средних специальных учебных заведениях, школьных и детских дошкольных учреждениях, ПТУ усилить работу педагогического персонала по формированию у подрастающего поколения чувств любви и уважения к Женщине-Матери.

Ответственные: отделы науки и учебных заведений, пропаганды и агитации. Срок – весь период.

…23. Творческим союзам провести творческие конкурсы по созданию ярких высокохудожественных произведений, посвященных возвеличиванию образа Женщины-Матери.

Ответственные: отдел культуры, творческие союзы. Срок – II квартал 1981 г.»

Вот я и спрашиваю: любые МЕРОПРИЯТИЯ, самые лучшие, прекрасно продуманные и неукоснительно исполняемыеющиеся, - будут ли способствовать воспитанию у молодежи чувства любви в матери и возвеличиванию образа последней? Будут ли способствовать этому, например, обязательные школьные сочинения: «Почему я обязан любить свою дорогую мамочку?». Глаголы «формировать», «прививать», «насаждать», «внедрять», «организовывать», предполагающие некоторое сопротивление среды, - подходят ли они к чувству сыновней/дочерней любви? Ведь в данном случае СРЕДА НЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ! Любовь к матери, как принято считать, естественна, органична, она не нуждается в искусственных стимуляторах, в каких-то особенных усилиях, чтобы возникнуть, расти и сохраниться на протяжении всей жизни .

Вы ей НЕ МЕШАЙТЕ – и она сама собой разовьется. И наоборот: как только человеку говорят, что он ОБЯЗАН то-то и то-то делать и то-то и то-то чувствовать,- в нем просыпается дух противоречия: «А я вот не буду любить только потому, что от меня это требуется!».

Мне кажется вполне уместным сравнение сыновней любви с патриотизмом, ведь что такое патриотизм, как не продолжение любви к своему РОДному, к семье, к ближайшему окружению («хорошие и верные товарищи, живущие в соседнем дворе»), к привычному с детства («картинка в твоем букваре», «проселочная дорога», «песня, что пела нам мать», весенняя попевка скворца» и т.д.).

Вот я спрашиваю: надо ли «целенаправленно формировать» это чувство? И если в сердце вместо него черная дыра, может ли бравый прапорщик, политик, государственный деятель, чиновник НАУЧИТЬ любить Родину, согласно плану мероприятий?

Ответ напрашивается. Конечно, может научить, но при одном условии: если он сам любит Родину.

Вспомним, какие предметы в школе были нашими любимыми: те, которые вели любящие свой предмет педагоги. Проповеди и призывы: «Дети, любите родной язык и литературу, историю родной страны, родную математику, родной спорт!»,- никому ничего не дают. Зато с удивительной легкостью и охотой «подрастающее поколение» подражает примеру. То самое поколение, которое так туго поддается «формированию», «внедрению», «насаждению», "привитию".

Так что не торопитесь обвинять сына в отсутствии патриотизма. Лучше посмотрите на самого себя: вы-то сами Родину любите? Или получаете зарплату за выполнение плана мероприятий по формированию любви к Родине?