Волгоградский мост раскачался без вины людей
Новый мост под Волгоградом 20 мая был перекрыт для движения транспорта после резких колебаний пролетов сооружения. Их амплитуда составила, по оценкам специалистов, около 2 метров. Как рассказывают очевидцы происшествия, машины, переезжавшие в этот момент через Волгу, подбрасывало и разворачивало в воздухе на 180 градусов. При этом вся конструкция издавала грохочущие и скрежещущие звуки.
Происшествие случилось 20 мая примерно в 18.30. На место прибыли сотрудники МЧС, автомобильное и пешеходное движение через мост и водное – под ним было остановлено. Чуть позже на мост приехали начальник ГУВД по Волгоградской области Александр Кравченко, вице-губернатор Игорь Пикалов, заместитель начальника управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области Александр Васильев, руководство СУ СКП по Волгоградской области и другие. Утром 21 мая мост обследовали специалисты ОАО «Волгомост» – эта организация занимается достройкой сооружения.
На данный момент о выводах комиссии известно только со слов экспертов «Волгомоста». Они рапортуют, что мост не поврежден: «Специалисты компании подрядчика, Управления автомобильных дорог Волгоградской области и заказчика строительства – «Волгоградоблстройинвест» провели полное и всестороннее обследование мостовых опор и пролетов. Никаких повреждений не найдено. Волгоградский мост в целости и сохранности. В причинах произошедшего разбирается специально созданная комиссия. Волгоградский мост по своим характеристикам является одним из самых надежных и соответствует всем технологическим требованиям».
Известно, что во второй половине дня 21 мая в Волгограде за закрытыми дверями соберется комиссия из представителей всех заинтересованных ведомств и организаций. Именно там и будет решено, что дальше делать с Волгоградским мостом, и будет ли он вновь открыт для автомобильного и пешеходного движения.
Заместитель генерального директора ОАО «Волгомост» Оксана Дубовик рассказала в интервью «СП», что их фирма не имеет отношения к ошибкам проектирования, и специалисты организации уверены, что происшествие не связано с некачественным строительством.
«СП»: – Ваши специалисты уже проводили на мосту исследования причин аварии?
– Сегодня с утра мост обследовала комиссия, в которую входили наши сотрудники. По результатам обследования выяснилось, что конструкции и опоры моста не были повреждены.
«СП»: – Насколько известно, ваша организация занималась строительством и проектированием этого сооружения.
– Мы занимались только строительством, проект готовила другая организация.
«СП»: – Ваша комиссия установила причины, по которым мост стал ходить вверх-вниз?
– Как установила комиссия, причина – ветер, нехарактерный по направлению и силе для данной местности.
«СП»: – Очевидцы, жители Волгограда утверждают, что сильного ветра в этот день не было.
– Понимаете, 20 метров в секунду в условиях городского ландшафта не так сильно ощущается, как над водной гладью. Длина моста приличная, и ветру есть, где разгуляться. К тому же есть вероятность мощного импульса, внезапного сильного порыва ветра.
«СП»: – Сейчас мост пригоден к эксплуатации?
– Да, наша комиссия установила, что конструкции не повреждены, а, значит, мост безопасен.
«СП»: – То есть конструкцию моста не будут менять, укреплять, как-то реконструировать?
– Нужно спрогнозировать новые нагрузки, возможно, будут какие-то улучшения. Нужно улучшить обтекаемость моста с точки зрения аэродинамики. Чтобы объяснить проще – как спойлеры на машине, чтобы уменьшить сопротивляемость воздушному потоку.
«СП»: – Мост сдан в эксплуатацию всего полгода назад. Он сейчас пока на гарантии? За чей счет будут эти работы?
– Гарантийный срок по договору – 8 лет. Но мы не считаем, что это гарантийный случай, так как конструкции объекта не пострадали.
«СП»: – То, что недостроенный мост был заброшен на долгое время, могло повлиять на его надежность?
– Действительно, до 2005 года мост не строился. Но мы абсолютно уверенны, что это никак не могло быть причиной аварии.
Волгоградский мост – это проект-долгострой. Его техническое обоснование выпустил генпроектировщик, институт «Гипротрансмост», еще в 1993 году. С 1996 года работы велись чрезвычайно медленно – из-за нехватки средств. До 2005 года было завершено всего 40% работ. В 2004 году его, как и другие 17 «недостроев», включили в отдельный раздел программы «Федеральные дороги 2002–2010 годы». Деньги стали выделять, однако, открытие движения несколько раз откладывали. Окончательно первую очередь моста сдали всего полгода назад – в октябре 2009. Длина моста – 7,1 километра от Мамаева кургана до трассы «г. Краснослободск – р. п. Средняя Ахтуба».
Сейчас продолжается строительство второй очереди сооружения, моста через рукав Волги Ахтубу. Ведет работы ОАО «Волгомост». По имеющейся информации 15% акций принадлежит группе компаний «СОК» Юрия Качмазова. Остальные 85% записаны на созданное руководством «Волгомоста» некоммерческом партнерстве «Фонд помощи ветеранам мостостроения», то есть фактически принадлежат менеджменту организации.
Основные версии, которые сейчас выдвигают эксперты – это резонансные колебания из-за сильного ветра и подземные толчки. Однако очевидцы утверждают, что ветер не был запредельно сильным – в этом регионе часто дует с куда большей силой. Версия о землетрясениях тоже не находит подтверждения – согласно международному сервису Earthquake Hazards Program, за последние 30 дней в России зарегистрирована 3 случая колебания земной коры – и все они в районе Камчатского полуострова. В европейской части страны сейсмической активности не зарегистрировано.
Леонид Кузмин, заведующий кафедрой Сопротивление материалов и строительная механика, профессор Российской открытой Академии транспорта, вспоминает аналогичный случай, произошедший в США в 1940 году. Мост, построенный в штате Вашингтон через пролив Такома-Нэрроуз, простоял всего лишь полгода – в июле его сдали в эксплуатацию, и в ноябре он обрушился в воду. Причина – недоучет ветровой нагрузки и явления механического резонанса.
«СП»: – Как вы считаете, что было причиной такого происшествия?
– По-видимому, была неправильно спроектирована балка жесткости, и частота колебаний моста совпала с частотой срывов ветра. Произошел резонанс – это явление, кстати, должно было отслеживаться расчетом. Хрестоматийный случай, когда солдатам запрещают на мосту в ногу идти.
«СП»: – Но здесь конструкция другая – в США был висячий мост, а в Волгограде стоит на опорах.
– А неважно, подвесной или не подвесной. Просто частоты совпали. Должны быть расчеты, которые бы убирали эти колебания.
«СП»: – Проектировщики не угадали с ветром и нагрузкой?
– Примерно так.
«СП»: – А что сейчас можно сделать, с учетом, что мост уже построен?
– Надо просчитывать все снова, считать частоты моста и усиливать конструкцию, причем в большой степени.
«СП»: – В России много мостов, которые могут внезапно начать раскачиваться, как в Волгограде?
– Могу сказать, что сейчас очень много фирм, которые берутся за все, а в итоге получается то, что получается.
В тот же день, 20 мая, рухнул другой мост – в Адыгее. Часть путепровода на федеральной трассе М-4 «Дон» в Теучежском районе республики, по предварительным данным, могла обрушиться из-за старения и усталости металла, сообщает РИА Новости со ссылкой на начальника краснодарского территориального управления госкомпании «Автодор».
Размер обрушения составил двадцать на пять метров. Жертв и пострадавших нет, при этом движение транспорта сохранено по объездным дорогам. По данному факту следователи проводят проверку.
Комментарии