На раз-два рассчитайсь!

75И-Почему нас двое

 

На раз-два рассчитайсь! Мальчики — налево, девочки — направо. Кто тут у нас? Кот и кошка, пёс и собака, конь и кобыла, мужчина и женщина… Каждой твари по паре. А почему, кстати, по паре? С чего бы это Матушка-природа или Творец (варианты выбирайте по своему разумению) так расщедрились, создав два пола! Или, может быть, наоборот — поскупились! Ведь встретил знаменитый галактический путешественник Йон Тихий на одной из планет разумных существ, разделенных не на два пола, а на… целых пять! И если у землян влюблённым доставляет немало хлопот «любовный треугольник», где третий, как известно, лишний, то обитателям пятиполой планеты драматические переживания доставлял «трагический четырехугольник», когда, напротив, пятого не хватало для полноты любовной картины.

Итак, почему всё-таки двое?! Может, просто потому, что «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бытие, 1, 27). Ну, сотворил и сотворил! Ну, захотелось Ему так. Пути Господни-то неисповедимы!

А может быть, два пола потому, что увеличивается в этом случае число возможных генетических комбинаций? Правда, заметим, что есть в природе и другой способ полового размножения, когда каждый организм сочетает в себе признаки двух полов, и этот способ дает даже в два раза большее число комбинаторных возможностей! Однако у большинства земных организмов все-таки существует четкое разделение на два пола. Почему?

Автор оригинальной теории возникновения и развития полов В.Геодакян ответил на этот вопрос так:

— Все живое существует не изолированно, а в тесном контакте с внешней средой, и поэтому вынуждено приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды. Для этого лучше как можно больше контактировать со средой, получать как можно больше информации. С другой стороны, в каждом организме заложено стремление к сохранению своей генетической организации (благодаря чему и сохраняется вид на протяжении долгого времени) — но для этого лучше как можно меньше контактировать со средой!

Где же золотая середина, и есть ли она? Нет, гнаться за двумя зайцами, как всегда, бессмысленно — и результатом мудрого раздумья природы стало появление двух полов, специализированных на выполнении этих альтернативных эволюционных задач: изменения (мужской пол) и сохранения (женский пол). Теперь становится понятна причина повышенной смертности мужского пола — он первым получает новую информацию, сталкиваясь со всевозможными воздействиями среды. Повышенная уязвимость мужчин — плата за новую информацию, без которой невозможно существование вида! К сожалению, только опытным путем можно понять, что такое хорошо и что такое плохо…

Но как же удается мужскому полу вызывать огонь на себя?

Дело в том, что в течение жизни каждый организм стремится как можно лучше приспосабливаться к условиям среды, в которой живет, но наследственно задается не сам признак, а некоторый размах его возможного проявления — индивидуально варьируемый, — и конкретная реализация генотипа — только один вариант из множества возможных.

Понятно, что чем шире этот размах, тем больше возможностей у организма приспособиться к среде.

Поэтому женский пол гораздо пластичнее в процессе индивидуального развития, легче приспосабливается к среде за счёт более широких границ проявления генотипа. Мужской пол такой возможности лишен и первым принимает «Удары судьбы». Но, как известно, выиграешь в одном, проиграешь в другом. Гибкость, приспосабливаемость женского пола в процессе индивидуального развития приводит к тому, что они как бы ускользают от действия отбора — а это главный двигатель эволюции! И на эволюционной арене главная роль принадлежит мужчинам, перед которыми постоянно стоит дилемма: или погибнуть, или найти новые пути развития — ничего другого им просто не остается!

Вот, например, представим себе, что наступило похолодание. Женщина обзаведётся жировой прослойкой, мужчина или погибнет, или изобретет шубу, откроет пещеру, огонь… Даже такое традиционное женское занятие, как вязание, изобрели мужчины! Поэтому в процессе эволюции шёл независимый отбор: у мужчин — на изобретательность, сообразительность, у женщин — на лучшую приспособляемость.

Отсюда вытекают многие психологические особенности полов. Женщины лучше поддаются обучению и воспитанию, но и более консервативны, осторожны — все это выражение лучшей адаптированности к среде. Вспомним, с какой легкостью в романах простая девушка превращается в блистательную даму, как легко меняют женщины привычки, вкусы, наряды. Мужчинам такая перестройка даётся значительно сложнее. Внося уточнение в давний спор о том, что важнее в формировании: гены или среда, скажем так: для женщин — чуть больше среда, для мужчин — чуть больше гены. Кстати сказать, из-за этого среди мужчин больше как слабоумных, так и гениев. А женщины «выбирают» более комфортное, среднее положение.

Но зато мужчины делают первый шаг в любой области, будь то новый вид деятельности или новый спорт — отсюда, кстати, и их большая подверженность всем социальным порокам и «болезням века». Мужской пол — эволюционный авангард вида, его вперёдсмотрящий. Интересно, что даже в различных аномалиях развития прослеживается совершенно чёткая закономерность. Среди женского пола распространены те аномалии, что повторяют уже встречавшиеся в процессе развития признаки, у мужчин — совершенно новые, ранее не встречавшиеся. Это как бы нащупывание пути, тропинка в будущее.

Женщинам рисковать нельзя, их эволюционная роль другая — сохранение достигнутого и передача следующим поколениям. Можно сказать так: функция мужского пола — пробовать и ошибаться для того, чтобы иногда находить удачные решения; функция женского пола — эти удачные решения закреплять.

Если перейти компьютерный слэнг, то самцы — временная, оперативная память вида, а самки — постоянная память системы, хранящаяся на жёстком диске.

К сказанному можно сделать любопытное дополнение. Все организмы — независимо от хромосомного набора в их зиготе (оплодотворенной клетке) — начинают развиваться как женские. И только через 5—6 недель зародыши при наличии Y-хромосомы переключаются на мужские «рельсы».