Рожденный в этот день...

На модерации Отложенный

Дебют рубрики...Приглашаю!!!

***

В этот день родились - 6 декабря -

1520 - Барбара Радзивилл (1520 - 8.05.1551), королева польская и великая княгиня литовская, знаменитая литовская красавица, личность ренессансного типа.
Родилась в семье могущественнейших литовских магнатов Радзивиллов: её отцом был Юрий Радзивилл, родным братом — Николай Рыжий Радзивилл, а двоюродным — Николай Чёрный Радзивилл. В 1538 году вышла замуж за сына влиятельнейшего литовского магната Альберта Гаштольда воеводу новогрудского Станислава. В 1542 году стала вдовой.
В 1547 году она тайно обвенчалась с великим князем литовским Сигизмундом Августом. Вскоре после церемонии молодожены расстались на полгода — король отправился на сейм в надежде добиться разрешения на этот брак, а Барбару отослал в родовой замок в Дубинки. Молодожены поддерживали связь, посылая друг другу письма и маленькие подарки. От пребывания Барбары в Дубинках остались трогательные письма, свидетельствующие о её образованности и широте интересов.
Когда, после смерти Сигизмунда Старого, Сигизмунд Август в 1548 году унаследовал польский трон - официально объявил о своей женитьбе и потребовал признать Барбару Радзивилл польской королевой. Мать короля Бона Сфорца и польские вельможи воспротивились этому.

И только 7 мая 1550 году в Кракове Барбара была коронована, но вскоре заболела и 8 мая 1551 году скончалась. Выдвигались гипотезы о том, что она была отравлена Боной. Прах Барбары был в сопровождении безутешного вдовца перевезён из Кракова в Вильну и захоронен в Кафедральном соборе.
Романтическая история любви и яркая фигура Барбары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. 

1778 — Жозеф Луи Гей-Люссак (1778 - 9.05.1850), французский химик и физик, член Французской Академии наук (1806). Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
Жозеф Луи Гей-Люссак родился в Сен-Леонар-де-Нобла. В 15 лет он отправляется для обучения в Париж, в пансионат Сансье. В 19 лет начинает учиться в Политехнической школе в Париже.  После окончания Политехнической школы работает ассистентом Бертолле. В 1809 году получает звание профессора химии в Политехнической школе и одновременно профессора физики в Сорбонне.  В 1802 году Гей-Люссак открывает один из главных газовых законов — закон теплового расширения газов, позже названный в его честь.

В 1805 году вместе с Александром фон Гумбольдтом разгадал тайну молекулы воды, доказав, что соотношение водорода и кислорода в ней равно 2:1.  В 1808 году открыл закон объёмных отношений. Через три года первым получил чистую синильную кислоту. Научную деятельность совмещал с государственными делами, работал в государственных комиссиях по внедрению новинок науки в промышленность. В 1815 году усовершенствовал органический элементарный анализ. Начиная с 1824 года, восемь лет работал над усовершенствованием методов титрования.

В 1832 году получил звание профессора химии Парижского ботанического сада. Разработал метод определения крепости алкогольных напитков, способ определения доли серебра в сплавах, методику титриметрического определения кислот и щелочей, технологию производства серной кислоты. В 1825 году Гей-Люссак совместно с Мишелем Эженом Шеврёлем получили патент на технологию производства стеариновых свечей. Был избран членом Французской академии наук.

С 1822 по 1834 годы был её президентом. Числился членом Аркёйского научного общества, основанного Бертолле. В 1839 году был удостоен титула пэра Франции.

1813 — Николай Платонович Огарёв (1813 - 12.06.1877), русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена.
Николай Огарёв родился в Петербурге. Учился в Московском университете, был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности, за что в 1834 году был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию.  С 1840 по 1846 годы провёл за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете. В 1846 поселился в своем пензенском имении, где женился на Н.А. Тучковой. 

В 1850 году арестован, но вскоре был освобождён. В 1856 году Огарёв эмигрировал в Великобританию и жил в Лондоне. Вместе с Герценым, который был его близким другом, возглавлял Вольную русскую типографию. Николай Платонович был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол».

Он разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права через организацию крестьянской революции и развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценым.  В социалистических воззрениях Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Он участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861).

Перу Огарёва принадлежит ряд произведений романтической направленности – он является автором нескольких поэм и множества стихотворений. Наиболее известна его поэма «Юмор». Писал он и публицистику, пропагандируя идеи реализма.  В 1865 году Огарёв поселился в Женеве в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, а в 1873 году вновь вернулся в Лондон.

1841 — Фредерик Базиль (1841 - 28.11.1870), французский художник, один из основателей импрессионизма.
Фредерик Базиль родился во французском городе Монпелье (департамент Эро), в буржуазной протестантской семье. Был сыном состоятельного винодела. Получил хорошее образование. Родители Фредерика мечтали, чтобы сын стал врачом, однако он сам выбрал иной путь. В лицейские годы посещал музей Фабра. Увлёкся живописью под воздействием картин Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. В 1859 г. начал изучать медицину. В 1862 г. переехал в Париж, чтобы продолжить обучение.

Учился в мастерской Шарля Глейра (1862—1864), где познакомился с Клодом Моне. В столице встретил Огюста Ренуара и всерьёз начал заниматься изобразительным искусством. В период с 1862 по 1864 г. учился в мастерской Шарля Глейра. Был близко знаком с Полем Сезанном, Арманом Гиойменом, Альфредом Сислеем, находился в дружеских отношениях с Огюстом Ренуаром и Клодом Моне. Эти художники-единомышленники оказались у истоков нового течения, названного импрессионизмом. Опираясь на творческие принципы Мане и Курбе, молодые люди вырабатывали свой взгляд на искусство и на жизнь, отраженную в искусстве. Все работы художника отличаются одухотворенностью образов.

Этот эффект во многом достигается за счет ярких, светлых красок, солнечного света. С 1886 года он периодически участвует в Салонах. Базиль пишет картины для Салона и для фамильного поместья в окрестностях Монпелье («Розовое платье», 1864) («Семья художника на террасе близ Монпелье», 1867) («Вид на деревню», 1868).

Писал пейзажи, изображающие Центральную Францию и Нормандию с их туманами и рассеянным светом, а также напоенные ярким солнцем виды юга, отмеченные четкими планами и контурами, цветоокрашенными тенями. Мастерское владение цветом позволяло Ф.Базилю достоверно передавать материальную сущность изображаемых предметов. Во время Франко-прусской войны (1870—1871) Базиль ушел добровольцем на фронт. Был убит 28 ноября 1870 г. в бою в Бургундском лесу под Бон-ла-Роланд.

1899
- Николай Петрович Баталов (1899 - 10.11.1937), российский и советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. Дядя Алексея Баталова.

Николай Баталов родился в Москве. С 11 лет учился в торговой школе имени Александра III. После окончания школы в 1915 году начинает обучение в Школе драматического искусства. Увлекался футболом отдыхая на даче, выступая за команду поселка Никольское (в настоящее время — г. Балашиха).

Играл в одной команде с будущим футболистом Пётром Исаковым. С 1916 года играет во Второй студии МХТ. В 1921 году Николай сочетается браком с актрисой Второй студии МХТ Ольгой Андровской. В это время он много гастролирует, становится известным благодаря ролям: Гиггис и Стрэттон – «Потоп» Г.Бергера, Гильом – «Адвокат Патлен».  В кино Баталов попадает в 1924 году по протекции Якова Протазанова, авторитета русского кинематографа начала 20 века. Он снимается в «Аэлите» в роли красноармейца Гусева. В 1926 году на экраны выходит «Мать» по роману М.Горького, и благодаря роли Павла Власова Николай Баталов получает мировую известность.

Больше всего Баталов, начиная сниматься в фильме, боялся «штампа», боялся раз и навсегда остаться побеждённым зафиксированной маской чувства. Однако этого не произошло. Он первым из театральных актёров не настроил против себя киноработников. Сумел примирить священную тишину театра и шум и треск съёмочной площадки. 

Продолжая театральную работу, в апреле 1927 года с комедийным блеском, ярким темпераментом, огромным обаянием играет Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (режиссёры К.С. Станиславский, Е.С. Телешева, Б.И. Вершилов).  В 1931 году Баталов играет в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

Теплота и человечность, жизнеутверждающая сила, присущие искусству Баталова, отличали образ начальника трудовой коммуны Николая Сергеева. В 1933 году удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. В этом же году начинает преподавать актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.  Николай Баталов запомнился зрителям своими ролями в фильмах: «Третья Мещанская», «Горизонт», «Пастух и царь», «Сокровища погибшего корабля», «Три товарища». Он награждён орденом Трудового Красного Знамени.  Актер еще в 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для него роковым. Он долго сопротивлялся болезни, но все-таки она взяла верх...

1910 - Туллио Крали (1910 - 5.08.2000), итальянский художник — футурист, один из основоположников аэроживописи.
Туллио Крали родился в Игало, Хорватия. Рисованию обучался самостоятельно. Рисовать Крали начал в 1925 году. Большое влияние на него оказали полотна крупных представителей Secondo Futurismo - второй волны футуризма Джакомо Балла, Умберто Боччони и Энрико Прамполини.

В 1928 году Крали совершил первый в своей жизни полет на самолете, после этого события у Тулио буквально «сносит крышу» и тема авиаполёта - Aeropittura - становится центральной в его творчестве.  В 1929 году Крали стал официальным членом объединения футуристов.

Тогда же он создал первую серию полотен, выполненную согласно канонам манифеста Балла и Деперо «Футуристическая реконструкция Вселенной», составленного в 1915 году. Но ученик превзошел собственных учителей, расширив рамки футуристической живописи. Его работы выполнены в изогнуто-геометрическй динамике, место наблюдателя – за пределами самолета, он присутствует при полете воздушной машины.
В конце 1930-х – начале 1940-х годов Крали работает в стиле Aeropittura, который «переключил» интерес художников с автомобилей на самолёты. Главенство пространства над плоскостью, динамика, культ скорости, движения, полета — так можно описать картины Туллио в этот период. Крали бесконечно увлечён полётами, кажется, что они и подсказывают ему пути совершенствования его творений.

С 1934 года он использует «феномен трюка» в своих работах. Познакомившись в Гориции с известными профессиональными летчиками из «Каваллино Рампанти», Туллио погружается в изучение воздушной акробатики. Это оказывает чрезвычайное воздействие на его картины: обзор из кабины пилота, постоянные вращения и циркуляции...

В годы войны он, как и многие итальянские футуристы, прославляет своими картинами действия итальянских ВВС, сглаживает ужасы боевых действий, работает на героику войны.
После окончания Второй мировой войны художник не изменяет футуризму, работает в Турине. Позже Туллио покидает Италию и перебирается в Париж. Здесь он читает лекции в Сорбонне. Он вернулся в Италию в 1958, где остался до конца своих дней. Он продолжал рисовать, ваять, преподавать и читать лекции в 60-80-е годы. Разрабатывает свое, отдельное течение в футуризме – сасентези.
Футуристический аэроживописец Крали верил в машину во всех её проявлениях, но всё же считал самолёт «машиной, которая поняла миф Икара, вездесущую мечту о человеке».

1913
— Николай Михайлович Амосов (1913 - 12.12.2002), русский, советский и украинский торакальный хирург, учёный-медик, кибернетик, литератор.

Николай Амосов родился в селе Ольхово около Череповца. Семья вела простую крестьянскую жизнь, мать была деревенской акушеркой. С 12 до 18 лет Коля учился в школе Череповца. После совершеннолетия он поступил в механический техникум. По его окончанию работал в Архангельске на электростанции при лесопильном заводе. В 1934 году Амосов поступает в Заочный индустриальный институт. Через год начинает учиться в Архангельском Медицинском институте.

За первый год учения он закончил два курса. Учебу в двух институтах Николай совмещал с преподаванием. В 1939 году с отличием он окончил Архангельский Медицинский институт и стал работать ординатором Череповецкой больницы, а через год получил диплом инженера и тоже с отличием.  Во время Великой Отечественной войны Амосов был полевым хирургом, а после войны недолго жил в Москве, потом шесть лет проработал в Брянске.

В начале 1950-х годов переехал работать в Киев, где возглавил кафедру в медицинском институте.  Одним из основных направлений научно-практической деятельности Амосова было хирургическое лечение заболеваний сердца. В 1955 году он впервые на Украине начал заниматься лечением пороков сердца, создав ряд новых методов их хирургического лечения. Он одним из первых в СССР - создал надежный и пригодный для широкого использования аппарат искусственного кровообращения «сердце–лёгкие» и внедрил его в практику, осуществил протезирование митрального клапана сердца, создал и впервые в мире внедрил в практику антитромботические протезы сердечных клапанов.  В 1955 году Николай Михайлович основал и возглавил первую в стране кафедру грудной хирургии для усовершенствования врачей, из которой позднее выделилась кафедра анестезиологии. В 1983 году клиника сердечно-сосудистой хирургии Киевского НИИ туберкулеза и грудной хирургии была реорганизована в Киевский НИИ сердечно-сосудистой хирургии Минздрава УССР. Амосов, с 1968 года занимавший пост заместителя директора, стал директором вновь образованного института и работал в этой должности до 1989 года. Уже будучи известным хирургом, Николай Михайлович в 1960 году основал и возглавил отдел биологической кибернетики в Институте кибернетики Академии наук УССР.

Под его руководством были проведены фундаментальные исследования систем саморегулирования сердца, произведены разработка и построение физиологической модели «внутренней среды организма» человека, моделирование на ЭВМ основных психических функций и некоторых социально-психологических механизмов поведения человека. В 1962 году он совершил турне по США, где познакомился с выдающимися американскими кардиохирургами: Лилихаем, Кирклином, Блэлоком.  В этом же году становится членом-корреспондентом Академии Медицинских Наук и получает Ленинскую премию. Через семь лет становится академиком Украинской Академии наук. В 1973 году получает звание Героя Соцтруда. Он награжден орденами и медалями.

Деятельность хирурга и ученого Амосов сочетал с общественной и политической деятельностью. Он являлся членом правлений различных советских и международных обществ хирургов и кардиологов, членом редколлегий и редакционных советов ряда отечественных и зарубежных журналов, а также был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов (1962-1979).  Амосов широко известен как писатель. Он является автором популярных книг: «Мысли и сердце», «Записки из будущего», «ППГ 2266 (Записки полевого хирурга)», «Книга о счастье и несчастьях», «Преодоление старости», «Голоса времен», «Энциклопедия Амосова» и других. В 1974 году он был принят в Союз советских писателей. Также Николай Михайлович - автор около 400 научных работ, в том числе по вопросам заболеваний сердца и сосудов, туберкулеза легких, проблемам биологической, медицинской и психологической кибернетики.

1927
— Владимир Наумович Наумов (1927), советский, российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, педагог. Народный артист СССР.

Владимир Наумов родился в Ленинграде, в кинематографической семье. В 1952 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Савченко. Как ассистент режиссёра работал на его фильмах «Третий удар» и «Тарас Шевченко».

После смерти Савченко вместе с Александром Аловым он завершил эту картину. С неё и началось их многолетнее творческое сотрудничество. Причём снимали они фильмы в основном по собственным сценариям. Практически все работы этого уникального режиссёрского дуэта были удостоены призов многих международных кинофестивалей.  Их дебютом стала снятая на Киевской киностудии лента о Гражданской войне «Тревожная молодость». Затем был фильм «Павел Корчагин», который принёс Алову и Наумову широкую известность.

В 1957 году молодых режиссёров пригласили на киностудию «Мосфильм», где вскоре они поставили фильм «Ветер» и антифашистскую ленту «Мир входящему». С 1963 года Наумов — руководитель Творческого объединения киностудии «Мосфильм», и параллельно он продолжает ставить фильмы. В 1966 году Алов и Наумов обратились к творчеству Ф.М. Достоевского. Их фильм «Скверный анекдот» вызывал шок у советской цензуры и 22 года находился под запретом, выйдя на экраны только во время перестройки. Одной из лучших работ режиссёров стала картина «Бег» по пьесе Михаила Булгакова, в которой литературным консультантом была вдова писателя, Елена Булгакова, сумевшая удивительным образом создать атмосферу булгаковского мира. «Бег» также подвергся преследованиям цензуры (режиссёров обвинили в сочувствии белогвардейцам), но всё же вышел на экраны и имел огромный успех у зрителей.

Параллельно Наумов преподает во ВГИКе, на Высших режиссёрских курсах, ставит спектакли в театре «Современник». В этот период он знакомится с юной актрисой Наталией Белохвостиковой. Несмотря на молодость, она уже знаменита в СССР и за рубежом. Вскоре Наталия становится женой Наумова и играет во всех его фильмах. В 1970-х годах Алов и Наумов создали такие фильмы, как «Легенда о Тиле» и «Тегеран-43» — первый фильм в отечественном кино, снятый о политическом терроризме и ставший фаворитом проката. Последней совместной работой режиссёров была экранизация романа Юрия Бондарева «Берег» (1983), во время съёмок которого Алов умирает. 

Среди известных работ Наумова последующего времени — фильмы «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки» на тему сталинских репрессий; «Белый праздник», «Часы без стрелок», «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», «Джоконда на асфальте», «В России идет снег», «Сказка о царе Салтане» и другие.  Огромную часть жизни режиссёра занимают живопись и рисунок. Он создал замечательную булгаковскую серию, графику, коллажи. Его живописные работы были представлены на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в музеях Вены и Мюнхена.

Не оставляет он и преподавательской деятельности, являясь с 1986 года профессором ВГИКа, а также ведёт мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК).

Владимир Наумов – первый президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Европейской киноакадемии, секретарь Союза кинематографистов России, генеральный директор компании «Союз Навона», член правления киноконцерна «Мосфильм», Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат различных международных кинофестивалей, награждён многими орденами и медалями.

1949 - Ольга Николаевна Науменко (1949), советская и российская актриса театра и кино, телеведущая, народная артистка России.
Ольга Науменко родилась 6 декабря 1949 года в Москве в многодетной семье военного. Со школьной скамьи девочка решила, что будет актрисой. Родители встретили решение дочери довольно таки спокойно, не поощряли, но и не были особенно против.

В школе Оля Науменко училась хорошо, естественно любимым предметом была литература. Она активно участвовала в художественной самодеятельности, была активисткой в школьной агитбригаде. Параллельно учебе занималась в драматической студии во Дворце Пионеров на Ленинских Горах. Там-то и стало окончательно понятно, что девушка правильно выбрала свой жизненный путь.

Получив долгожданный аттестат о среднем образовании, Ольга Науменко отправилась поступать в знаменитую "Щуку". В глубине души девушка была уверена, что поступить в театральный ВУЗ еще сложнее, чем в МГУ, но другого пути для себя не видела: она будет актрисой! С первого раза, правда, не заладилось, а вот на второй год Науменко Ольга уже была зачислена в студенты театрального училища им. Б.В.Щукина. После окончания училища в 1972 году молодую актрису приняли в труппу Московского драматического театра им. Гоголя.

Поначалу начинающая актриса играла второстепенные роли, но ее талант быстро был замечен, оценен, и актрису скоро ввели в основной состав труппы. Она стала играть на прославленной сцене в ведущих спектаклях: "И эту дуру я любил", "Записная книжка Тригорина" и "Петербург", "Карнавал "Ламбада" и "Утомленная счастьем".

После небольшой роли школьницы в форме и черном фартуке в картине "Длинный день Кольки Павлюкова", состоялся настоящий дебют Ольги Науменко в большом кино. Свой кинодебют в культовом фильме "Неподсуден" 1969 года актрисе всегда казался просто анекдотом. В институт прибежала запыхавшаяся помощница режиссера, прямо в коридоре вцепилась в молоденькую студентку Олю Науменко, вытащила ее на съемочную площадку, на которой царил полнейший хаос – все кричали, волновались и хватались почему-то за тяжелые предметы: "горела" съемка из-за неявившейся на эпизод какой-то актрисы.

Увидев новенькую, режиссер впал в истерику: "Кого вы нам привели? Нужна простая девочка, которая в деревне сидит на почте. А это кто?" Поначалу, конечно же, актриса и растерялась, и обиделась. Но потом быстренько сориентировалась, что нужно делать: пошла в туалет и смыла всю косметику. Режиссер остался доволен, а Оля Науменко попала в кадр в роли милой девушки на деревенской почте.

Затем была роль серьезно настроенной Альбины Савицкой в школьном фильме "Переступи порог" о десятиклассниках, первых жизненных испытаниях, настоящей дружбе и первой любви режиссера Ричарда Викторова. В 1971 году режиссеры Валерий Ускови и Владимир Краснопольский пригласили одаренную актрису на съемки народного киноромана "Тени исчезают в полдень" по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова, повествующего о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода туда Советской власти до 50-х годов. Ольга Науменко правдиво, талантливо раскрыла образ своей героини Варьки Морозовой, дочери Пистимеи и Устина, которая долго находилась под гнетом властной, жестокой и фанатичной матери, но потом все же смогла обрести и семейное счастье, и найти общий язык с односельчанами. Знаменательным актерским перевоплощением стала и роль московской невесты Гали врача Жени Лукашина, с блеском исполненная роль Андрея Мягкова, в лирической новогодней комедии "Ирония судьбы, или с легким паром!", в первой из "смешных невеселых историй" Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. В образе своей героини сильной, красивой, волевой женщины, которая ждала своего Женю, переживала, нервно обзванивала всех подряд: "Девушка, в какую баню? У него же дома ванная есть" Ольга Науменко наглядно продемонстрировала феноменальные актерские возможности. На экране перед зрителями и режиссером предстала настоящая актриса, которая многое умела, и которая была свободна в кадре. В своих киноработах Ольга Науменко неизменно производила впечатление своей актерской игрой или, если роль не позволяла все же показать свои драматические таланты, не менее впечатляющей внешностью.

Грациозная Ирина Лавровна Прибыткова, дочь Лавра Мироныча в картине "Последняя жертва" и очаровательная сотрудница отдела в эльдаровском "Служебном романе". 1978 год стал для актрисы урожайным на роли. Она блестяще сыграла главную роль целеустремленной Веры в партнерстве с обворожительной Еленой Прокловой в социальном киноромане о жизни молодежи, строящей в Сибири крупную ГЭС "Голубка" режиссера Владимира Назарова.

И в этом же году успешно снялась в роли второго плана мудрой Ольги Ильиничны Панафидиной, жены Панафидина, дочери заведующего кафедры аналитической химии у режиссера Альберта Мкртчяна в детективе о преступниках, применивших новейший медицинский препарат, "Лекарство против страха". Кинокарьера Ольги Науменко потихоньку все же набирала обороты. Актриса ярко сверкнула в ролях второго плана в историко-революционной хронике "Владивосток, год 1918" – степенная Логинова в партнерстве с именитым Василием Бочкаревым, чувственная Анка в социальном киноромане режиссера Геннадия Карюка "Тепло родного дома" и темпераментная Алла в "Птичьем молоке". Заметным этапным событием в творческой кинобиографии Ольги Науменко стало и участие в сериалах. Актриса ответственно подходила к исполнению и второстепенных ролей в "Святом и грешном", в "Леди Босс", и в "Саше+Маше" и более значимых в "Сиделке" и "Срочно в номер-2" в 2008 году.

В этом же 2008 Ольга Науменко сыграла роли в фильмах, которым была уготовлена счастливая киносудьба: "Управа" и "Только вернись!" Кинокритики в должной мере оценили и талант, и игру Ольги Науменко. О ней отзывались преимущественно как о "характерной актрисе", с ярким темпераментом и открытой, броской манерой игры.
1954
- Андрей Олегович Миненков (1954), выдающийся советский фигурист, выступавший в танцах на льду. С партнёршей, а в дальнейшем женой, Ириной Моисеевой они были серебряными медалистами Олимпиады 1976 года — первой, на которой танцы были включены в программу Игр, и бронзовыми на следующей Олимпиаде 1980 года. Кроме того, Моисеева и Миненков — двукратные чемпионы мира (1975 и 1977 гг.) и двукратные чемпионы Европы (1977 и 1978 гг.). Заслуженный мастер спорта СССР.

Андрей Миненков родился в Москве. В 1961 г. он начал свои занятия фигурным катанием на СЮПе у тренера Станиславы Игоревны Ляссотович. Позже тренер Игорь Кабанов, опираясь на свой профессионализм и интуицию, в пару тринадцатилетнему Андрею Миненкову поставил Ирину Моисееву, которой на тот момент было 12. Когда Кабанову предложили работу в Спорткомитете, он «передал» пару начинающему тренеру Татьяне Тарасовой. Первый успех пришел к паре на чемпионате мира 1975 года в Колорадо-Спрингс, когда после снятия с соревнований Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова они сенсационно стали чемпионами мира. В следующем, 1976 году, они становятся вторыми на Олимпиаде в Инсбруке, уступив знаменитым Пахомовой — Горшкову. На чемпионате мира того же года расклад мест повторяется — Моисеева и Миненков снова вторые. В 1977 году пара завоевывает звание чемпионов Советского Союза, несмотря на травму Ирины, полученную на разминке прямо перед выступлением. Через неделю на чемпионате мира в Хельсинки во время оригинального танца партнёрша падает.

Но произвольную программу они исполняют настолько блестяще, что впервые Моисеева и Миненков становятся чемпионами Европы. В 1977 году Моисеева и Миненков второй раз выиграли чемпионат мира, проходивший в Токио. В 1978 году в Страсбурге они повторно выигрывают чемпионат Европы с произвольной программой, впервые в фигурном катании поставленной с единой сюжетной линией на музыку из одного музыкального произведения (мюзикла «Вестсайдская история»).

В 1979 году Моисеева и Миненков решают прекратить сменить тренера. Новым наставником пары становится Людмила Пахомова. Однако вскоре, после окончания зимнего олимпийского сезона 1980 года, и это содружество распалось. Последние годы с ними работала Наталья Дубова. Бессменным хореографом являлась Елена Матвеева — бывшая балерина Большого театра. 27 ноября 1983 года в торжественной обстановке во Дворце спорта в Лужниках на турнире на призы газеты «Московские новости» Моисеева и Миненков попрощались со спортом.

Выступления на льду Моисеевой и Миненкова во многом были новаторскими, опередившими время на годы, имели большую популярность у зрителей, но были не приняты специалистами.
После окончания спортивной карьеры Андрей Миненков решил заняться наукой. Он закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), затем, в 1989 году, защитил диссертацию по привычной для себя теме — это был анализ того, как конёк скользит по льду. Позже Миненков уходит в бизнес.

В 1993 году он с компаньоном основывает фирму, которая начинает торговлю новыми на российском рынке импортными марками мороженого (марки мороженого, как «Марс», «Сникерс», «Баунти», «Твикс» и т. п.).

1957
— Михаил Сергеевич Евдокимов (1957 - 7.08.2005), советский и российский юморист, пародист, актёр, певец и телеведущий. Четвёртый Губернатор Алтайского края. Заслуженный артист России.

Михаил Евдокимов родился в городе Сталинске (современный Новокузнецк), в семье рабочих. После школы Михаил Евдокимов учился в Барнауле в культпросветучилище на отделении балалаечников.  Впоследствии работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе. Служил в армии. В 1978 году занял должность руководителя сельского дома культуры в селе Усть-Катунь Алтайского края. Через год поступил в Новосибирский институт торговли.  Играл в КВН, был капитаном команды. В 1981 году бросил учёбу и уехал в Москву, за что был отчислен из института.

В 1981 году Михаил неудачно пробует поступать в Московское эстрадно-цирковое училище. Спустя два года начинает сотрудничать с Московской областной филармонией в качестве артиста разговорного жанра и Москонцертом.  Популярность Евдокимова растет, он много гастролирует. 8 марта 1984 года выступает на телевидении в праздничной программе «Огонек». В 1989 году начинает работать в концертно-театральной фирме «Музыка».

С этого же года участвует в телевизионной программе «Аншлаг».  В 1992 году он окончил факультет режиссеров эстрады ГИТИСа и открыл собственный театр Евдокимова. Снимался в фильмах: «Воспоминание о Коровьем марше», «Не хочу жениться», «Про бизнесмена Фому», «Не валяй дурака» , «Не послать ли нам гонца?», «Старые клячи» и других.  Озвучивал животных в дилогии Натальи Бондарчук «Бемби». Делал телевизионные передачи: «С легким паром», «Михаил Евдокимов в кругу друзей» , «Не скуЧАЙ!», «Надо жить». В 1994 году был удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации.

В январе 2004 года Евдокимов сообщил о намерении претендовать на пост главы администрации Алтайского края на предстоящих в марте выборах. Как отмечают многие эксперты, он использовал социально-популистские образы «честного мужика из народа», а лозунгом кампании стала фраза «Шутки в сторону!». 

В апреле 2004 года Евдокимов одержал победу на выборах главы Алтайского края. В краевой Совет были избраны в основном сторонники бывшего губернатора и проигравшего выборы Александра Сурикова. Наладить отношения с таким краевым Советом новый глава региона так и не сумел. Большинство депутатов утверждали, что Евдокимов за год работы продемонстрировал неспособность сформировать эффективную команду управленцев, и обвиняли его в провале экономической политики. 3 ноября 2004 года Евдокимов отказался подписать принятый крайсоветом закон о повышении зарплаты региональных чиновников.

31 марта 2005 на сессии краевого совета депутаты выразили губернатору недоверие. За это проголосовали 46 из 52 депутатов. Согласно федеральному законодательству, судьбу губернатора должен был решать президент РФ. Однако президент Владимир Путин никак не вмешался в эту ситуацию. 7 августа 2005 года в 09:20 по московскому времени Михаил Сергеевич Евдокимов погиб в результате автомобильной аварии на трассе М-52 под Бийском.

1958 - Александр Николаевич Балуев (1958), советский и российский актёр театра и кино .
Александр Балуев родился в Москве, в семье кадрового военного. Хотя отец надеялся, что сын пойдет по его стопам, но у Саши были другие увлечения. Хорошо играя в хоккей, он мечтал о спортивной карьере, однако вскоре оставил и эту затею. Зато мамина любовь к театру и искусству не оставила его равнодушным и увлекла настолько, что он решил стать актёром.  После школы Балуев попробовал поступить в Щукинское училище, однако провалился на экзаменах и год проработал помощником осветителя на киностудии «Мосфильм».

Вторая попытка оказалась удачной – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1980 году.  Получив приглашение работать сразу от нескольких театров, Александр выбрал Театр Советской Армии, поскольку ему предстояла служба в армии. Карьера Балуева как театрального актёра началась с ролей в спектаклях: «Часы без стрелок», «Дама с камелиями», «Стрела Робин Гуда», «Деревья умирают стоя», «Смерть Иоанна Грозного» и других. В 1987 году он перешёл в Московский театр им. Ермоловой (сегодня – это Театральный Центр им. Ермоловой), на сцене которого сыграл главные роли в спектаклях «Второй год свободы», «Снег, недалеко от тюрьмы», «Калигула» и других. Однако актёру было тесно в рамках одного театра, а нежелание быть привязанным к одному режиссёру, побудили его вскоре покинуть и этот театр. С тех пор и в настоящее время его можно увидеть на театральных подмостках только в антрепризах, где он работает в свое удовольствие и сам выбирает роли, что, по мнению Александра, важно для каждого актёра. Среди наиболее известных его работ – роли в спектакле «Люди и Мыши», в постановке Р.Виктюка «Осенние скрипки», в авангардном спектакле А.Жолдака «Опыт освоения пьесы «Чайка» системой Станиславского», в антрепризах: «Великолепный мужчина», «Кот в мешке», «Маскарад», «Территория страсти» и других. Несмотря на театральные успехи, отечественным кинематографом Балуев долго не был востребован. Зато уже первые роли в кино – практически все главные, одна из них – наиболее яркая – в фильме «Егорка» (1984).

А настоящим его дебютом в большом кино стала роль в картине Кайдановского «Жена керосинщика» (1988) – режиссёра, ставшего свое рода «крёстным отцом» актёра в кинематографе и научившем его очень многому в профессии. С тех пор Балуева стали приглашать сниматься всё чаще. Среди его работ тех лет – роли в фильмах: «Любовь с привилегиями» (1989), «Очищение» (1990), «Ричард Львиное сердце» (1992), «Мусульманин» (1995, где игра актёра была отмечена премиями «Ника» и «Кинотавр»), «Кризис среднего возраста» (1997), «Му-Му» (1998) и др. Кстати, Александр Балуев – один из немногих российских актёров, получивших признание и на Западе. Он сыграл в таких нашумевших блокбастерах как «Миротворец» (1997) и «Столкновение с бездной» (1998), которые с большим успехом прошли в мировом видеопрокате. 

Сегодня актёрский диапазон Балуева не знает границ – в его арсенале есть совершенно разные роли – и комедийные, например, в «Идеальной паре» А.Суриковой и «Налетъ» И.Шевченко; и серьезные в «Затворнике» и «Антикиллере» Е.Кончаловского, «Москве» А.Зельдовича, «Августе 44-го» М.Пташука…; и разные в сериалах – «Каменская», «Маросейка, 12», «По ту сторону волков», «Благословите женщину», «Спецназ», «Олигарх», «Гибель империи», «Турецкий гамбит», «Конец века» и другие. Среди последних его работ в кино – наиболее известны: «Преступление и наказание» (2007), «Запрещённая реальность» (2009), «Кандагар» (2010), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Жуков» (2012), «Две женщины» (2014), «Герой» (2016)... Всего в фильмографии актёра более 60 ролей в кино и на телевидении.

1965 - Жанна Леонидовна Агалакова (1965), российская телеведущая, тележурналист. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Жанна Агалакова родилась в Кирове. С 1979 по 1983 год жила с родителями в Монголии. В детстве мечтала стать следователем, композитором, архитектором, воспитателем и переводчиком, а также выступать в цирке. Потом поняла, что все эти профессии можно совместить в журналистике. Свою карьеру Агалакова начинала секретарём главного редактора кировской газеты «Комсомольское племя».

«Путёвку в жизнь» ей дал Василий Васильевич Смирнов, который тогда был главным редактором этой газеты . Сразу после окончания школы Жанна провалила вступительные экзамены на филологический факультет ЛГУ и ей нужно было куда-то пойти работать на один год. В это время в местной газете «Комсомольское племя» освободилось место секретаря и друзья её родителей предложили главному редактору её кандидатуру. После длительной беседы с неопытной рыжеволосой веснушчатой девчонкой Смирнов принял её на работу.

В газете Агалакова была не только секретарём, но и рисовала ноты — в рубрику «Музыкальный киоск». А вскоре написала и первую заметку. В 1991 году Агалакова окончила газетное отделение факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ). Студенческую практику проходила в популярной телепрограмме «Взгляд» на телеканале ОРТ.

После университета Агалакова полтора года работала на телестудии МВД СССР в должности корреспондента. Делала сюжеты для программы «Человек и закон». Затем год трудилась пресс-атташе Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Позже, по словам Жанны, она «какое-то время была «свободным художником» — писала статьи куда только возможно, переживала, когда их не печатали». С 1992 года — корреспондент отдела светской хроники РИА «Новости».
По-настоящему Агалакова почувствовала профессию тележурналиста, попав в 1995 году на информационный канал «Деловая Россия» телеканала «РТР» под руководством Александра Акопова: пришлось оперативно осваивать темы, о которых прежде не имела никакого представления. Первой её работой стали два десятиминутных репортажа о ядерном топливе. Вскоре Агалакова была замечена «гуру отечественного телевидения» Игорем Кирилловым, который предложил ей попробовать себя в новом качестве — телеведущей.

В 1996 году Агалакову пригласили вести утреннюю информационную программу «Сегодня» на телеканале НТВ. Три года, отданные этой телекомпании, Жанна до сих пор считает высшей школой журналистики. В октябре 1999 года Агалакова была отстранена от ведения программы «Сегодня». Проработав ещё месяц в информационной службе телеканала, ушла с НТВ по приглашению руководства телеканала ОРТ. В октябре 1999 года Агалакова была принята на телеканал ОРТ (с сентября 2002 года — Первый канал). Вела дневные и вечерние выпуски программы «Новости», а также программу «Время».

C 2000 по 2002 год вместе с Владимиром Познером Агалакова вела на Первом канале программу «Времена», которая неоднократно становилась лауреатом премии ТЭФИ.

В прямом эфире прошла через «огонь и воду»: теракты 11 сентября 2001, начало войны в Афганистане, теракт в Беслане, отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы и т. д. С сентября 2005 года — собственный корреспондент Первого канала в Париже.
C января 2013 года — специальный корреспондент Первого канала в Нью-Йорке.