Что год грядущий нам готовит?

Про грядущий год не знаю, а я приготовил некий материалец. Кому аналитический, кому анальный, но предупреждаю — фантазии тут нет ни на грош, все можно при желании проверить. Ранее я уже сообщал, что за интервал времени с начала октября 2014 года до начала декабря 2015 года коэффициент корреляции между ценой на нефть и стоимостью рубля в долларах получился равным 0,95. Кому не нравится — открываем соответствующий сервис в Яндексе, выписываем в табличку значения цены и курса на соответствующие даты, не забываем пересчитать курс доллара к рубля в стоимость рубля в долларах (обратная величина) и удостоверяемся. Что означает коэффициент корреляции, равный 0,95? Он означает, что на рассматриваемом интервале зависимость между коррелируемыми величинами очень близка к линейной. При переходе от голимой математики к жизни это значит, что курс рубля определялся и до сих пор определяется результатами общественно труда росиян в гораздо меньшей степени, чем ценой на нефть. Сразу (у меня сразу, у прочих — не знаю) возникает вопрос — а насколько длинным был этот временной интервал? Подвесим две картинки (оттуда же, из Яндекса). На первой — цена на бочку нефти, на второй — курс доллара. Смотрим.

Рисунок 1

Рисунок 2

 

На первом рисунке видим, что примерно с февраля 2011 по май 2014 стоимость бочки нефти колеблется вблизи отметки 109 долларов. В эти благословенные года (кроме 2014) положительное сальдо внешнеторгового баланса России составляло 160-170 млрд долларов.

На втором рисунке, где курс доллара, мы наблюдаем, что на этом же интервале курс доллара колеблется около 30 рублей. В начале интервала чуть поменьше, в конце интервала чуть побольше. Если быть совсем точным в смысле времени, в начале интервала — 29 рублей, в конце интервала — 34 рубля. Если быть точным в смысле соответствия, то в середине 2011 года цене на нефть в 109 долларов соответствовал курс доллара 28 рублей.

Теперь обопрёмся на то обстоятельство, что у нас имеется некая линейная зависимость между ценой бочки нефти и курсом доллара, и попробуем эту зависимость воспроизвести на третьем рисунке. Чтобы понять, когда эта самая линейная зависимость образовалась, что с ней может быть дальше и что это может означать для россиян. Берём интервал с конца октября и до 30 декабря этого года . Вот, любуемся.

исунок 3

 

Если посмотреть на ситуацию с исследуемой зависимостью на третьем рисунке , как на сферического коня в вакууме, то есть так, как смотрят в школе в классе восьмом при исследовании линейной функции, то мы установим, что при цене на нефть 0 долларов курс бакса будет примерно 94 рубля.

Но жизнь тем и отличается от сферического коня в вакууме, что в жизни всегда можно (и нужно) остановиться и свести расчёты с реальностью. Если попробовать нанести на получившуюся зависимость точку от середины 2011 года - «109 долларов за бочку — 28 рублей за доллар», то она окажется весьма близко от нашей линейной зависимости, хотя значение цены бочки «109» выходит вправо за пределы области определения весьма основательно. Факт попадания точки середину 2011 года в очень близкую окрестность нашей линейной зависимости означает, что уже в середине 2011 года материальное благополучие россиян в очень большой степени зависело от цены за бочку нефти, и в очень незначительной степени — от результатов общественного труда россиян.

Попробуем понять, что там было с нашей линейной зависимостью перед самымы началом кризиса 2008 года, а именно — в июне. Курс доллара был 23,5 рублей, средняя в июне 2088 цена за бочку — 135 долларов. Пытаемся соотнести эту точку с нашей линейной зависимостью и обнаруживаем, что по состоянию на июнь 2008 российская экономика ещё на что-то годилась, и уровень благосостояния россиян определялся результатами их труда возможно, даже не в меньшей степени, чем ценой на нефть. Тогда вопрос — а когда же Россия села на нефтяную иглу ну совсем безобразно? В начале 2010 года курс 30 и цена нефти 77 — до нашей прямой далековато.

Если посмотреть в подробном разрешении на график курса доллара в конце 2010 — начале 2011, то можно заметить, что курс доллара с конца ноября 2010 до первой недели мая 2011 так монотонненько снизился с 31,3 до 27,4 рубля. То есть, на временном графике цены на нефть это соответствует росту цены бочки с 90 до более чем 110 долларов. Выходит, тогдашнее снижение курса доллара на 4 рублёвых пункта было реально искусственным, и с ростом российской экономики никак связано не было.

Теперь к вангованию. Понятно, что эта полученная из яндексовских графиков линейность к реальности имеет ограниченное отношение хотя бы по причине, что интересующие нас значения курса доллара в зависимости от цены нефти находится далеко за пределами той области определения, для которая зависимость с рисунка 3 была восстановлена. А вообще морально готовимся к тому, что при цене бочки нефти (не дай Бог!) 25 долларов курс этого доллара может оказаться не 78, а минимум долларов на 5 побольше. Почему минимум? Потому, что нынче в России при цене нефти 25 и менее доларов за бочку отчисления нефтяников в госбюджет очень мало отличаются от нуля. Так что тут разница в курсе доллара может быть не 5, а и все 15 (не дай Бог!) рублей. Как минимум...

Вот такие пироги, дорогие соотечественники. С новым годом, однако...