ДРЕВНОСТИ ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. ЧАСТЬ 1. НАСЛОЕНИЯ ЭПОХ
На модерации
Отложенный
Развалины древних сооружений в Андах свидетельствуют о нескольких принципиально различных культурах, существовавших там в разное время. При этом использовались остатки от сооружений предшественников. Например, стены, сложенные из мегалитов методом полигональной кладки, сначала надстраивались более мелким камнем , в той же манере, потом дополнялись рядами прямоугольных камней, потом - колотых и не обработанных вовсе. В последнем случае кладка скреплялась раствором - глиняным или с примесью пепла. Так люди новых времён и культур старались продолжить традицию. Зачастую в кладке использовались отдельные мегалиты, оставшиеся от разрушенных сооружений предыдущих эпох:
(Ольянтайтамбо, Мачу Пикчу, Румиколка, Саксайуаман)
Но в некоторых случаях их не трогали, как, например, в Чукуито, где они до сих пор лежат на лужайке:
В Мачу Пикчу старые валуны и участки скал со следами работы древнейшей культуры пользовались особым почётом. Их обстраивали, стараясь не портить:
В данном случае скала аккуратно окружена стенами. Видимо, в ещё более древние времена она служила каменоломней: из неё беспорядочно извлекали камень нужного размера и конфигурации. При этом скала явно оплавлена, камень местами "тёк". Таких "потёкших" камней в западной части Южной Америки множество, есть они и в других частях света. Например, скалы и валуны Сигирии (Шри Ланка):
К той же цивилизации, которая обнесла стенами оплавленную скалу в Мачу Пикчу, относится и археологический памятник Писак:
Представители культуры Чавин, датируемой 2 тыс.л. до н.э. - 4 в.н.э., использовали такой древний валун в качестве алтаря, соорудив вокруг него большую церемониальную площадь:
Обладавшие технологией размягчения камня строили из него что хотели: стены, лестницы, площадки, бассейны, сидения и т.д.
(Мачу Пикчу. На древней лестнице из размягчённого камня инки построили свою стену)
(Сигирия. Лестница "в никуда")
(Мачу Пикчу. Диван)
(Диван в Сигирии)
В период полигональной кладки уже строили и террасы на склонах гор. Это видно поблизости от Саксайуамана:
Правда, здесь камни уже более мелкие и уложены почти правилиными рядами. Но, можно не сомневаться, что и гигантские блоки Саксайуамана - это не стены, а очень архаичные террасы и другие сельскохозяйственные постройки. По видимому, это самые древние земледельческие террасы в мире. Они не поднимаются высоко в гору и не занимают большой площади, но их оказалось достаточно для пропитания местного населения. Значит, и население той поры не было многочисленным. Удивительно, что этим людям казалось удобнее строить из огромных камней, чем из множества мелких:
Однако, все эти сооружения бытовые, отчасти - культовые, но их назначение объяснимо. Вместе с тем находятся камни, которым объяснения нет - ни в части их изготовления, ни в части использования. Больше всего таких блоков в Тиауанако и Пума Пунку:
Беда в том, что многие блоки из Пума Пунку утрачены навсегда: в новейшее время их разбивали на гравий.
Поэтому трудно понятьть, что они могли бы представить все в сборе. Само первичное назначение комплекса Пума Пунку (на языке кечуа - Дверь Пумы) никому неизвестно. Возраст нижнего слоя насыпи под ним определяется VI-м веком н.э. Однако прямо под насыпью - отложения плейстоцена (ледниковой эпохи). Боливийский археолог Артур Познански, исследовав строения в 1945 году и соотнеся их расположение с данными археоастрономии, предположил, что комплекс был построен в соответствии со звёздами, 17 тысяч лет назад.
Блоки из красного песчаника транспортировались с расстояния в 10 км. Среди них есть огромные: оценочный вес самого большого - 131 т. Андезитовые блоки перемещались за 90 км - остаётся гадать, зачем? Неизвестен и способ их переноски - как тех, так и других.
И можно найти сходство между отдельными блоками в Тиауанако и Пума Пунку - с одной стороны (они расположены по соседству, на плато Альтиплано в Боливии), и в Ольянтайтамбо - с другой (в Перу, в долине реки Урубамбы).
Пума Пунку:
Ольянтайтамбо:
Пума Пунку:
Ольянтайтамбо:
Пума Пунку:
Ольянтайтамбо:
Заметим, что всё выглядит строго функционально. Нет элементов декора, и тем более - изображений. Ничто не напоминает какой-то культ. Нет и выступов, т.н. "сучков" или "сосков", характерных для стен с полигональной кладкой. К "сучкам" мы вернёмся позже, а здесь отдельно отметим ниши. В более ранних сооружениях они, видимо, были сделаны с технической целью - возможно, для размещения каких-то предметов, аппаратуры. Впоследствии их имитировали люди, уже не знакомые с подлинным предназначением. Вероятней всего, считали их обязательным атрибутом культовых сооружений.
При использовании обработанных в древности блоков более молодой культурой - например, для строительства храмов, на их поверхности выбивались изображения. На гладкой поверхности - гладкие, на выступающей - рельефные.
(Пума Пунку. Камень врат)
На последнем фото - так называемые Ворота Солнца в Тиауанако. По видимому, изначально это была ОБРАТНАЯ сторона блока, почти гладкая. А фронтальная, изрезанная нишами, оказалась впоследствии тыльной стороной сооружения:
Можно предположить, что ниши эти, как и в других случаях, имели техническое значение. Вот другой пример: с одной стороны - часть неизвестной конструкции, с другой - выбитая картина:
И в самом деле, когда возникают храмы, жертвенники и т.п? Тогда, когда человек не в состоянии объяснить окружающие его явления, но пытается их осмыслить. И сочиняет мифы, обожествляя силы природы. Часто в мифы вплетаются и легенды о прошлом. Из могущественных персонажей лепятся боги. И всё это наделяется человеческими качествами - нуждою в пище, в любви, в поклонении. И начинаются "богослужения". Если "боги" были жестокими, то им совершают кровавые подношения... Культуры, создавшие храмы Тиауанако и Пума Пунку - не исключение.
Комментарии