Не стыкуется у либералов логика с законом

В ТЕЧЕНИЕ двадцати последних лет левопатриотическая оппозиция заявляет, что государство, существующее на территории РСФСР с 1991 года, является антинародным. Новое Российское государство в лице своего высшего руководителя Б.Н.Ельцина участвовало в роспуске Советского Союза, несмотря на то, что в ходе референдума 1991 года 73, 3% граждан РСФСР проголосовали за сохранение обновленного СССР. Новое Российское государство в 1992 году начало «шоковую экономическую реформу» и приватизацию государственной собственности, которые вызвали и вызывают до сих пор неприятие и возмущение у большинства населения. Уже в 1993 году 74% россиян считали, что приватизация – не способ исцелить экономику, а инструмент для передачи государственной собственности в руки кучки приближенных к правителям богачей (олигархов). В 2005 году по опросам социологов 80% россиян назвали приватизацию незаконной и выступали за пересмотр ее итогов (причем той же оценки придерживалось 72% российских предпринимателей). Однако государство РФ с завидным упорством продолжает либеральные реформы и приватизацию, разрешив куплю-продажу земли, передав в частные руки Росэнерго и, наконец, готовясь к передаче частным собственникам социальных инфраструктур (в частности объектов коммунального хозяйства). Более того, руководители государства неоднократно официально заявляли, что никаких пересмотров итогов приватизации не будет никогда.

Можно привести и много других примеров, все они подтвердят одно: практически во всех своих принципиальных решениях, касающихся внешней и внутренней политики, существующее почти двадцать лет государство Российская Федерация действовало вопреки воле подавляющего большинства своего народа. Один из главных тезисов пропаганды левопатриотической оппозиции – что государство РФ является по сути своей, по характеру своей деятельности и официальной идеологии антинародным – не риторический оборот и эмоциональное преувеличение, а простая констатация факта.

Вместе с тем никогда еще высшее лицо государства РФ – ни президент, ни премьер-министр, ни главы палат парламента – не признавали публично антинародный характер этого государства. Никогда они не заявляли, что мнение народа не интересует государство и никак не влияет на деятельность государства, так что народ может считать что угодно, а государство будет продолжать свою собственную политику. Никогда они не утверждали, что рискованные эксперименты в экономической и социальной сфере, производимые Российским государством, начиная с 1992 года под названием «реформ» продиктованы не чем иным, как установками разделяемой высшими лицами государства идеологии неолиберализма и антисоветизма, которую они навязывают всему обществу, невзирая на его сопротивление. Совсем наоборот, высшие лица РФ не уставали утверждать, что в общем и целом народ Российской Федерации поддерживает курс на экономические реформы, которые-де, если отвлечься от «отдельных недостатков, естественных для переходного периода», значительно улучшили жизнь простых россиян, дали им возможность покупать дефицитные ранее продукты, путешествовать за границу, без страха за свое благополучие пользоваться политическими свободами. Те же, кто протестует против реформ, – это-де вовсе не народ, а кучка маргиналов, люди, которые не смогли освободиться от пут «старого тоталитарного мышления». Кроме того, руководители РФ не уставали заявлять, что никакой официальной идеологии в РФ нет и быть не может, что курс реформ проводится не в соответствии с идеологическими установками, а в соответствии с оценками и аналитическими разработками ученых, которых государство привлекает в качестве экспертов (например работников Института экономики переходного периода, который до недавних пор возглавлял Е.Т.Гайдар).

Таким образом, высшие руководители государства РФ, во всяком случае в своих публичных выступлениях, до последнего времени утверждали, что деятельность государства РФ выражает волю народа РФ и что никакой официальной государственной господствующей идеологии в РФ не существует. Конечно, это было неправдой, зато выглядело прилично, вроде бы цивилизованно. К тому же данные тезисы – о том, что государство должно выражать волю народа и что оно не должно иметь господствующей идеологии, заложены в Конституции РФ. А какому президенту хочется, чтобы его – гаранта Конституции – обвиняли в отходе от конституционных норм? Но, как гласит русская народная мудрость, «шила в мешке не утаишь».

 

7 МАЯ 2010 г. президент РФ Д.А.Медведев дал интервью газете «Известия», текст которого, а также отдельные высказывания из него тотчас растиражировали новостные интернет-агентства. Интервью касалось, в частности, вопроса, который давно уже вызывает бурные дискуссии в российском обществе – о роли Сталина в Победе советского народа в Великой Отечественной войне и об общей оценке политики И.В.Сталина. Вопрос возник в связи с инициативой московских городских властей разместить в юбилей Победы в столице плакаты с изображениями И.В.Сталина. Эта инициатива вызвала резкую, граничащую с истерикой реакцию со стороны либеральных партий и организаций. Так, общество «Мемориал» выступило с заявлением, где назвало эту инициативу кощунственной и оскорбляющей память участников войны. Представители «Мемориала» даже с интеллигентским надрывом пригрозили московскому градоначальнику действиями, граничащими с административным правонарушением: «Если портреты Сталина действительно появятся на улицах Москвы, то мы сделаем все зависящее от нас, чтобы одновременно с ними появились другие плакаты, стенды и постеры, рассказывающие о преступлениях тирана…» Наши либералы, как всегда, проявили фанатизм и зашоренность, не имеющие ничего общего с демократией, именем которой они клянутся. Ведь речь у московских отцов города вовсе не шла об оправдании политики Сталина. Речь не шла даже о том, что благодаря Сталину СССР выиграл войну. Речь шла всего лишь о том, что в праздник 65-летия Победы, когда вся Москва будет увешана плакатами с изображениями героев и участников войны, от солдат до полководцев, логично, если в числе прочих там будет присутствовать и изображение И.В.Сталина. Благодаря или не благодаря ему победил советский солдат – это вопрос отдельный, но никто не в силах отменить тот факт, что Сталин был Главнокомандующим победоносной Советской Армии и руководителем победоносного Советского государства. Как господа из «Мемориала» представляют себе плакат с изображением участников Ялтинской конференции без Сталина? Сидят американский и британский лидеры, а вместо руководителя СССР – черное пятно? Помнится, именно так и поступали цензоры в сталинскую эпоху с фотографиями партийных руководителей, которые были объявлены «врагами народа» и репрессированы, – Бухарина, Радека, Тухачевского… Что ж, наши либералы даже в своем антисталинизме остаются большими сталинистами, чем наши коммунисты. Это естественно, костяк либерального движения в России составляют «шестидесятники», чьи детство и юность пришлись на эпоху Сталина и которые в своих детстве и юности были фанатичными сталинистами. Это про них поэт Вознесенский написал: «мы – дети культа личности/мы кровь его и плоть». Любой современный полуграмотный тинеджейер, вышедший на улицу в футболке с изображением Сталина, ближе к цивилизованному отношению к истории своей страны, чем «дети культа личности» – престарелые правозащитники.

Президент Медведев, как известно, считает себя либералом. Даже когда 12 декабря 2008 года на совещании, посвященном Дню Конституции, охрана скрутила молодого оппозиционера Доброхотова, перебившего речь президента, и, заткнув ему рот, поволокла его к дверям, Медведев весьма демократично заметил: «Откровенно говоря, Конституция для того и принималась, чтобы у каждого было право на выражение собственной позиции. Это тоже позиция, ее нужно уважать». Этот эпизод показали телеканалы, и до сих пор в интернете можно найти соответствующий ролик. Поэтому лично меня не удивило, что позиция президента по поводу портретов Сталина в Москве совпала с позицией руководства «Мемориала». Не удивила меня и его «оригинальная» мысль, что войну выиграл не Сталин и не военачальники «при всей важности того, чем они занимались», а народ ценой «неимоверных страданий». Мысль эта повторяется либералами постоянно и лично у меня вызывает ощущение, что либералы считают своих политических оппонентов дурачками. Наверное, они думают, что мы – патриоты и консерваторы – убеждены, что Сталин выиграл войну без народа, что он сам в одиночку, как мифический богатырь, порубал немцев под Москвой, под Сталинградом, под Курском, а народ в это время лежал на печи… Увы, должен разочаровать либералов вкупе с одним петербургским юристом. Естественно, мы понимаем, что войну выиграл народ, миллионы солдат, офицеров, работников тыла, мужчины, женщины и даже дети, стоявшие у станков, но сделал это народ под руководством партии, Советского государства, генералитета армии и в конце концов И.В. Сталина, который в годы войны занимал должности Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и народного комиссара обороны СССР. Медведев ведь сам в интервью «Известиям» охарактеризовал роль Сталина и военачальников как «важную» и «серьезную». Он сказал: «Великую Отечественную войну выиграл наш народ, не Сталин и даже не военачальники при всей важности того, чем они занимались. Да, их роль была, безусловно, очень серьезной (курсив мой.

– Р.В.)…» Ну так если И.В.Сталин, действительно, сыграл важную, серьезную роль в разгроме гитлеровской Германии советским народом, то почему он недостоин того, чтобы в юбилей Победы на праздничных плакатах было его изображение? Вот я, например, готов признать, что президент РФ Д.А.Медведев как руководитель государства играет важную роль в более или менее нормальном функционировании нашего государства и более или менее нормальной жизни нашего общества. Все-таки ни внешней, ни внутренней войны нет, худо-бедно автобусы ездят, вода в дома подается, школы и учреждения работают, граница охраняется. В то же время очевидно, что не сам президент РФ водит трамваи, троллейбусы и автобусы, строит дома и дороги, ремонтирует трубы и служит на границе. Все это делает народ: рабочие, крестьяне, служащие, военные. Однако хотя сам Д.А.Медведев ничего такого не делает, тем не менее его важная роль в жизни государства и общества подчеркивается тем, что повсюду – от кабинетов чиновников до улиц городов – висят его портреты. Причем не только в праздничные дни, как это хотел сделать Лужков с портретами Сталина, но и в самые что ни на есть будни. Чтобы не упрекать президента РФ в отсутствии логики – он ведь все-таки учился на юрфаке университета, а там курс формальной логики читается основательно и долго – придется предположить, что Д.А.Медведев считает свой соб ственный вклад в более или менее нормальное мирное функционирование Российского государства и общества гораздо более весомым, чем вклад Сталина в Победу над фашизмом. Иначе почему Медведев возражает против портретов Сталина в юбилей Победы, но не возражает против своих портретов круглый год?

Такое вот особое мнение у нашего главного либерала …

Но не это удивило меня.

 

УДИВИЛО меня другое. В своем интервью газете «Известия» 7 мая 2010 года Д.А. Медведев, не утруждая себя доказательствами, заявил следующее:

«Если говорить о государственной оценке, о том, как оценивается Сталин руководством страны в последние годы, с момента возникновения нового Российского государства, то здесь оценка очевидная – Сталин совершил массу преступлений против своего народа. И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено...

...Люди, которые любят Сталина или ненавидят Сталина, имеют право на свою точку зрения… Каждый человек имеет право на соб ственные оценки. Другой вопрос, что такого рода личные оценки не должны влиять на государственные оценки… ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш повседневный быт, что мы возвращаем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, еще что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как Президента Российской Федерации».

Я специально привел столь большую и точную цитату, чтобы потом меня не уличали в голословности. Итак, в публичном официальном выступлении президент Российской Федерации впервые за всю историю постсоветского Российского государства заявил о двух принципиальных вещах:

1) Мнения людей, простых граждан Российской Федерации, не принадлежащих к ее политической элите, никак не могут повлиять на оценки, политические решения, деятельность руководства государства Российская Федерация.

2) В государстве Российская Федерация фактически существует господствующая обязательная государственная идеология, содержание которой составляет антисталинизм (и, очевидно, шире говоря, антикоммунизм и антисоветизм).

Первое вытекает из слов Д.А.Медведева: «…Если говорить о государственной оценке, о том, как оценивается Сталин руководством страны в последние годы, с момента возникновения нового Российского государства, то здесь оценка очевидная – Сталин совершил массу преступлений против своего народа… Люди, которые любят Сталина или ненавидят Сталина, имеют право на свою точку зрения… Другой вопрос, что такого рода личные оценки не должны влиять на государственные оценки». Получается, люди могут иметь какие угодно личные оценки, а оценки руководства страны, которые, естественно, определяют его политику, останутся прежними.

Второе вытекает из слов президента: «ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш повседневный быт, что мы возвращаем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, еще что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как Президента Российской Федерации». Получается, в РФ есть государственная идеология, и именно эта идеология – причина того, что руководители страны препятствуют гражданам, в частности руководству г. Москвы, использовать изображения Сталина в ходе празднования юбилея Победы. Хотя никакого нарушения закона в этих действиях нет, поскольку ни идеология коммунизма, ни идеология сталинизма не объявлены законами РФ экстремистскими, и закона о запрете на использование советской символики в РФ также нет.

Признание Д.А.Медведевым независимости оценок руководства страны от мнений граждан, и существования в РФ государственной идеологии вступает в явное противоречие с Конституцией РФ (о чем Д.А.Мед ведев как юрист по образованию должен был знать). Напомню, что пункт 1 статьи 3 действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», а пункт 2 той же статьи конкретизирует: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

 

Итак, власть в РФ принадлежит народу РФ, и народ осуществляет свою власть непосредственно или через посредство государства, высшим представителем которого является президент. Таким образом, президент обязан по Конституции выражать волю народа РФ – и в официальных оценках, и в политических действиях. То есть если, к примеру, большинство граждан РФ на референдуме проголосует за изменение государственной оценки И.В.Сталина и за публичное гражданское официальное почитание И.В.Сталина как главнокомандующего победоносной армии, то Д.А.Медведев должен будет выполнить эту волю народа и участвовать в церемониях граж данского почитания И.В.Сталина, скажем, торжественно возлагать цветы к его могиле, нравится это Д.А.Медведеву или не нравится. Более того, в этом случае высказывая оценки деятельности И.В.Сталина, Д.А.Медведев как президент РФ должен будет озвучивать официальную позицию. Естественно, это не исключает того, что как частное лицо он может поделиться своей личной оценкой, которая может не совпадать с официальной. Но тогда он обязан предупредить интервьюера о том, что это его частная позиция, а не позиция как президента и ни на чьи действия в иерархии госчиновников эта его частная позиция не может и не должна влиять.

Насколько мне известно, референдума об оценке деятельности Сталина в России не было. Закона об этом Федеральное собрание Российской Федерации также не принимало. Это значит, что вопреки заявлению Медведева в интервью газете «Известия» от 7 мая сего года никакой официальной государственной оценки деятельности Сталина в России пока что нет. Существуют личные оценки и политические декларации чиновников РФ различного ранга – президента, премьер-министра, губернаторов, которые все же не могут приравниваться к официальной позиции государства. Существуют оценки видных общественных деятелей, работников культуры, ученых, авторов учебников, которые также не равнозначны официальной оценке и к тому же весьма противоречивы. Оценка, которая восходила бы к воле народа, выраженной либо в решении референдума, либо в законе, принятом народными представителями, отсутствует. Очевидно тогда, что Д.А.Медведев путает свою личную частную оценку с государственной оценкой, что само по себе недопустимо. Только французский король Людовик XIV заявлял: «Государство – это я». Вряд ли позволительно говорить нечто подобное избираемому госчиновнику.

И уж совсем недопустимо утверждать, что эта государственная оценка не зависит от мнений граждан, что напрямую противоречит заложенному в Конституции пониманию государства как органа, выражающего волю этих самых граждан.

Другое заявление Медведева о том, что в РФ есть официальная идеология и она совпадает с антисталинизмом, вступает в противоречие уже с другим положением Конституции – с пунктом 2 статьи 13, который гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Понимаю, что наши либеральные творцы Конституции задумали эту статью, чтобы предотвратить монополию старой советской коммунистической идеологии. Но из самой статьи определенно и четко следует, что и идеология антикоммунизма, антисоветизма и антисталинизма не может быть государственной идеологией РФ. Прискорбно, что антиконституционные публичные высказывания позволяет себе лицо, которое согласно пункту 2 статье 80 Конституции должно быть гарантом Конституции…

Медвежью услугу оказал Д.А.Медведев В.В.Путину и всему руководству РФ – официально признал антинародный характер государства и выявил антиконституционность действий его руководства (в том числе и своих собственных). Оппозиция должна сделать из этого соответствующие выводы.