Stratfor: Россия нашла болевую точку Турции

На модерации Отложенный

С тех пор как Турция сбила российский самолет близ своих границ ровно месяц назад, Москва старается наказать Анкару как экономически, так и политически. Кремлю вообще нельзя отказать в знании геополитических слабостей его оппонентов, и в случае с Турцией он, похоже, нащупал такое чувствительное место. Как пишет в своем «Геополитическом дневнике» частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor, «болевой точкой» Турции стали курды.

В среду, 23 декабря министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с лидером прокурдской оппозиции Турции Селахаттином Демирташем, лидером Партии демократии народов. Кроме того, ранее, в октябре, российский МИД обсуждал возможность открытия в Москве официального представительства Сирийского Курдистана, а в середине декабря Москва настаивала на том, что сирийская курдская партия Демократический союз должна участвовать в переговорах по урегулированию в Сирии наряду с другими оппозиционными группами. Откуда такое внимание к курдам? Россия знает, что, поддерживая их, она ослабляет Анкару, подчеркивает Stratfor.

По мнению аналитиков, участие Демократического союза в переговорах может в конечном итоге привести к созданию курдской автономии на севере Сирии. Такая автономия станет отличным бастионом для подготовки акций Рабочей партии Курдистана – повстанческой организации, борющейся за политические права курдов в Tурции, считают эксперты. Подобное развитие событий очень плохо для Турции, и Москва знает это.

У России давние отношения с Рабочей партией Курдистана и другими курдскими группами, напоминает Stratfor: в 1970-х годах РПК начиналась как марксистско-ленинская организация, что идеологически сближало ее с Советским Союзом, в 90-х она имела представительство в России, а лидер партии Абдулла Оджалан после изгнания из Сирии дважды приезжал в Россию в попытках найти убежище.

Вмешательство России в отношения Турции и курдов происходит в важный момент: в июле перемирие между Анкарой и РПК было нарушено, и с тех пор конфронтация между двумя сторонами нарастает. На прошлой неделе турецкая армия развернула одну из крупнейших своих операций против Рабочей партии Курдистана, а президент Реджеп Эрдоган пообещал «истребить» курдских военных. При этом следует помнить, что, несмотря на жесткость официальной Анкары в отношении РПК, часть турецкого парламента стремится понизить градус напряженности с помощью диалога, а не военных операций, – к этому призывают представители как правящей, так и оппозиционных партий.

Сейчас Анкаре придется иметь в виду сразу несколько возможных осложнений, пишет Stratfor. Укрепление поддержки прокурдских политических сил в Турции способно поднять вопрос о курдской автономии, а она, в свою очередь, может поддержать Рабочую партию Курдистана в ее атаках на территории Турции. Желание Анкары усилить свою роль на Ближнем Востоке, с одной стороны, не учитывает внутренние проблемы из области политики и безопасности, а с другой – сталкивается с аналогичным желанием Москвы. Сгладить же отношения с Россией у Турции пока не получается, и на отказ извиняться Москва отвечает санкциями. А теперь – нажатием еще на одну болевую точку Анкары: отношения с курдами.