Индексировать зарплаты или не опоздать на банкет?

На модерации Отложенный

23 декабря комитет Госдумы по труду и социальной политике предварительно рассмотрел несколько законопроектов, в их числе — законопроект РОТ ФРОНТа об обязательной индексации заработной платы. Обсуждение документа заняло не более 10 минут. Индексация зарплат была отвергнута, после чего депутаты потянулись на банкет. На заседании присутствовал наш специальный корреспондент.

Напомним, кампания за обязательную и регулярную индексацию заработной платы была начата независимыми профсоюзами России летом 2013 года. Инициативу поддержала партия РОТ ФРОНТ, региональные депутаты которой выступили в своих законодательных собраниях с соответствующими предложениями. В феврале 2015 года удалось пробить брешь в Карелии — с подачи сторонников РОТ ФРОНТа, депутатов Степановых, законодательное собрание этой республики поддержало проект поправок в Трудовой кодекс РФ об обязательной индексации зарплат. После этого Государственная Дума запланировала рассмотрение законопроекта на декабрь 2015 г. Затем рассмотрение было перенесено на февраль 2016 г.; как видно, депутаты не спешили идти навстречу проблемам своих избирателей. Зато в декабре комитет Госдумы по труду и социальной политике внезапно решил рассмотреть законопроект на своём заседании. При этом инициатор законопроекта, депутат Александр Степанов, не был своевременно предупреждён о заседании, поэтому не смог на него прибыть. О том, как проходило заседание, рассказывает специальный корреспондент сайта РОТ ФРОНТ и газеты «Трудовая Россия».

С составом комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов можно ознакомиться на сайте Государственной Думы. В комитете состоит пятнадцать депутатов: трое из КПРФ, один из ЛДПР, двое из «Справедливой России», остальные из «Единой России».

Заседание было назначено на 14:15. Некоторые депутаты подтянулись минут за 10-15 до начала. Другие продолжали подходить и после начала заседания. Один из депутатов шумно сожалел: «Надо бы поскорее, в три у нас уже другое мероприятие». В итоге собралось девять депутатов, а остальные передоверили свои голоса. Среди присутствовавших был единственный представитель ЛДПР, один депутат от КПРФ, один «справоросс». Следовательно, шесть депутатов прогуляли заседание, из них трое — из фракций «конструктивной оппозиции». Той самой «оппозиции», которая на словах радеет за интересы народа и вроде бы должна ретиво сражаться на «думских баррикадах». Но заседание ничуть не напоминало схватку полярных мнений. Все депутаты независимо от своих партийных лейблов вели себя по-свойски. Кто-то из них «ботал по фене», а единственный КПРФник Юрченко, зайдя в зал, расплылся в улыбке и задорно пошутил: «А мне сказали — тут наливают!» Мысли у собравшихся действительно витали предновогодние. Вальяжные и расслабленные депутаты напоминали умудрённых опытом артистов, которые устало играют одну и ту же заезженную роль.

Рассмотрение первого законопроекта дало прекрасное представление о нравах и стиле работы российского парламента. Законопроект касался трудовых договоров с беременными женщинами. Суть вопроса скороговоркой зачитал депутат Трапезников. Его речь напоминала ответ школьника-троечника, которого в наказание за неуспеваемость заставили читать по учебнику на скорость. Справился, что-то прочитал. Импозантная Баталина, руководитель комитета, дежурно спросила о вопросах. Вопросов и выступлений не было. Столь же дежурно она предложила заранее заготовленное решение — отклонить законопроект. При двоих воздержавшихся решение было принято. Вся процедура вряд ли превысила пять минут.

Следующим рассматривался законопроект об индексации зарплат. С фарисейским сожалением ведущая отметила, что докладывать по законопроекту будет депутат Трапезников, так как инициатор «не смог приехать». Обозначенный депутат вновь принялся докладывать скороговоркой. Суть документа он уложил буквально в несколько фраз, а затем принялся излагать своё мнение.

Первая проблема — терминологическая. Обозначенного в законопроекте термина «минимальный размер индексации зарплаты» не существует, его — вот беда, вот огорчение! — надо вводить для этого закона специально. Сказано это было таким тоном, словно введение нового термина вызовет какие-то глубокие тектонические сдвиги на Восточно-Европейской равнине. И это притом, что сами депутаты в зависимости от конъюнктуры и воли правительства с лёгкостью жонглируют терминами и переписывают их значения. Нелепость этой отговорки видна невооружённым глазом. Но это была только присказка…

Статья 134 Трудового кодекса уже включает в себя индексацию зарплаты, разводит руками г-н Трапезников, и соответствующие органы на местах её производят. Порядок индексации, размер, периодичность и прочее субъекты федерации в состоянии сами решать на местах.

Например, в отраслевых договорах она «по возможности включена»… Логика этой мысли напоминает известный анекдот: вот тебе пятак — и ни в чём себе не отказывай! Присутствующие господа усиленно делали вид, будто они не знают, что не работает статья 134 ТК, что никакой индексации трудящиеся не видали, что для них всегда «денег нет»… Никто не возразил на этот чудовищный по своему лицемерию аргумент.

Продолжая критику, Трапезников заявил, что в проекте не указаны источники для финансирования этой индексации, не указан порядок использования, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса. Завершая, он добавил, что ни одна из трёх сторон: ни правительство, ни предприниматели, ни профсоюзы — не поддержала этот законопроект. Под «профсоюзами», конечно, имелись в виду отливающие желтизной структуры г-на Шмакова. Тем, кто всё ещё верует в ФНПР, следует хорошенько запомнить этот факт.

После этого доклада слово взяла Кузьмина, депутат от «Справедливой России». Старательно обходя острые углы, она прощебетала, что когда-то сама вносила подобный законопроект и участвовала в трёхсторонней комиссии. Концепцию, дескать, в то время поддержали все. Но потом она отозвала проект, потому что никак не могли договориться с правительством о размере индексации. И поскольку правительство до сих пор не может решить этот вопрос, мы, дескать, не можем внести законопроект. А статья 134 у нас фактически не выполняется. Свою речь премудрая Кузьмина завершила традиционным вопросом: может быть, стоит вновь обратиться к правительству?.. Всё логично. «Конструктивная оппозиция» может действовать только с оглядкой на больших дядей из правительства.

Трапезников возразил, что смысла в этом нет, поскольку все три стороны не поддержали законопроект и не внесли никаких альтернативных предложений. А просчитать для бюджета финансовую ёмкость этого проекта нереально.

С гневной тирадой обрушился на индексацию зарплат депутат Тарасенко. «Этот закон ни о чём!» — заявил он. Неверные в нём термины! А далее ещё хлеще: оказывается, с помощью этого законопроекта «некомпетентные люди пытаются сделать себе популизм».

Стоит заметить, что именно думские сидельцы внесли десять лет назад в ТК статью 134, которая предусматривает индексацию зарплат, но до сих пор (!) не работает. Если это не популизм, то что это?.. Законопроект же РОТ ФРОНТа как раз вполне конкретный. Если бы он действовал уже сейчас, то, исходя из цифр официальной инфляции, в следующем году трудящиеся смогли бы рассчитывать на прибавку к зарплате в 13-15 %. Но, как мы видим, даже этими небольшими суммами господа не хотят «делиться»!

А Тарасенко продолжал выдавать перлы фарисейского лицемерия. Если индексация для всех, то что же, и господину Миллеру, и прочим олигархам тоже зарплату индексировать? (Кто-то из депутатов брякнул: «Да») В законопроекте нет даже теоретического ответа на все вопросы!..

Кузьмина торопливо с ним согласилась. А мы зададим себе вопрос: неужели Миллер, Прохоров и другие олигархи «работают» по нормам Трудового Кодекса? Смеху подобно. Похоже, депутаты готовы сочинять сколь угодно нелепые отговорки, лишь бы не принимать законопроект.

Представитель КПРФ никак не участвовал в дискуссии. Его принципиальности хватило лишь на то, чтобы… молча воздержаться при голосовании. Даже не «против»!.. Когда вопрос об отклонении законопроекта поставили на голосование, воздержались трое: Юрченко (КПРФ), Щепинов (ЛДПР), Кузьмина («СпРо»). Остальные дружно проголосовали «за».

После этого комитет рассмотрел ещё один законопроект. Кто-то из депутатов тоже поупражнялся в красноречии. Всё закончилось в 14:40, то есть, депутаты уложили свой нелёгкий труд в полчаса! За эти полчаса все рассматриваемые законопроекты были отклонены. Встав со своих кресел, депутаты, идиллически беседуя и перешучиваясь, не спеша потянулись… на банкет, устроенный в помещении фракции «Единой России».

Полчаса болтовни, отклонение всех законопроектов и банкет — вот так закончилось заседание комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов… 23 декабря. По коридорам Госдумы уже ходили господа с откормленными лицами, предвкушающим взглядом и приподнятым настроением. В их руках — коробки, пакеты, ящики, сумки в праздничной упаковке. Предстоящий Новый Год уже владеет их мыслями. Невзирая на лица, партии и фракции, все они сольются в праздничном экстазе на думском банкете. Какие трудящиеся? какая индексация зарплат? Не мешайте отдыхать!

Не будем мешать господам?..