Запоздалая сенсация "Броненосца "Потемкина" Эдмунд Майзель

На модерации Отложенный Запоздалая сенсация "Броненосца "Потемкина"

© Предоставлено: Deutsche Welle Июнь 1905 года. Акватория Черного моря. Матросы броненосца "Князь Потемкин-Таврический" в ярости: их попытались накормить протухшим мясом. Стихийный бунт против офицерского состава корабля перерастает в восстание, ставшее первым вооруженным мятежом в ходе революции, которая в 1905-1907 годах потрясла Россию. Созданная классиком немого кино Сергеем Эйзенштейном историческая кинодрама "Броненосец "Потемкин", где эти события нашли отражение, и сегодня считается одним из лучших фильмов всех времен и народов. В конце декабря исполнилось 90 лет с тех пор, как в московском Большом театре состоялся его премьерный показ.

Эффект разорвавшейся бомбы

Сергею Эйзенштейну исполнилось 27 лет, когда в 1925 году ему поручили поставить фильм, посвященный 20-летию первой русской революции. Это был "госзаказ". Картина первоначально предназначалась для закрытых просмотров, а также для использования в качестве иллюстративного материала во время политинформаций и лекций. Но на первом же показе, организованном в главном театре СССР для участников торжественного заседания в честь юбилея революции 1905 года, лента произвела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители были потрясены тем, что увидели на экране. А молодой режиссер на следующий день в своем дневнике написал: "Проснулся знаменитым".

Фильм "Броненосец "Потемкин" было решено запустить в широкий прокат. Первой площадкой, где картину увидел широкий зритель, стал старейший в России московский кинотеатр, который сегодня носит название "Художественный". На его фасаде красовалась афиша, сделанная по проекту Александра Родченко. Каждый работник кинотеатра был облачен в военно-морскую форму. Такая атмосфера буквально погружала людей в сюжет ленты, которую им предстояло посмотреть. Успех был невероятный: уже за первую неделю фильм собрал 100 тысяч зрителей. А позже "Броненосец "Потемкин" с аншлагом шел по всему миру.

Свирепый шторм, символизирующий бурю восстания. Расстрел людей в Одессе. Погибающая женщина, которая больше не в силах удерживать скатывающуюся вниз по лестнице коляску с младенцем. Склоненные паруса на яликах с провиантом, отправленном на броненосец одесситами в знак братства и солидарности с восставшими. Раскрашенный от руки алый флаг над кораблем.

Эти исполненные высокого драматизма сцены стали хрестоматийными и потрясают даже сегодняшнего, искушенного зрителя. Так же, как музыка, которая сопровождает легендарные эпизоды.

В фильме "Броненосец "Потемкин" использована музыка нескольких композиторов. Одним из тех, кому особенно хорошо удалось передать драматизм картины и усилить ее эмоциональное воздействие на зрителя, стал Эдмунд Майзель (Edmund Meisel) – талантливый немецкий композитор-авангардист, дирижер и музыкант.

Второе рождение

Эдмунд Майзель написал музыку к "Броненосцу "Потемкин" в 1926 году – для мирового проката фильма. Свою партитуру он готовил к премьере фильма в Берлине и работал над ней в тесном сотрудничестве с Эйзенштейном. Причем оркестрами, которые исполняли его сочинение во время демонстрации картины, Майзель дирижировал сам. В 1930 году, с началом эпохи звукового кино, он записал свою музыку на пластинку. При этом композитор пошел на эксперимент: помимо музыкальных инструментов, использовал разнообразные шумовые эффекты, еще больше усиливавшие накал действия.

Но всего несколько месяцев спустя Эдмунда Майзеля не стало. Он скончался в возрасте 36 лет после операции по удалению аппендикса. Записанная им пластинка с музыкой к фильму "Броненосец "Потемкин" долгое время считалась навсегда утраченной. Однако в 2000 году ее случайно обнаружили в Техническом музее Вены (Technisches Museum Wien).

Когда в 2005 году, на юбилейном показе "Броненосца "Потемкин" в Берлине, зрителям впервые представили полную, отреставрированную версию фильма в сопровождении музыки Майзеля, зал разразился овациями. Картина и прозвучавшая в ней партитура произвели настоящую сенсацию. Легендарная лента пережила второе рождение.

Эдмунд Майзель был одним из самых одаренных и продуктивных композиторов в мире театра и кино. За свою короткую жизнь он написал 14 композиций для театральных постановок и 10 партитур для немых и звуковых кинофильмов, активно занимался дирижерской деятельностью, записывал пластинки. Помимо "Броненосца "Потемкин", его музыка сопровождала такие советские ленты, как снятый Эйзенштейном фильм "Октябрь" (1927), созданный Владиславом Твардовским графический мультфильм "Винтик-шпинтик" (1927), поставленную Ильей Траубергом кинодраму "Голубой экспресс" (1929).