Турция и Израиль: возможен ли союз?
На модерации
Отложенный
После того, как Россия наложила санкции на Турцию за вероломно сбитый 24 ноября в воздушном пространстве Сирии российский бомбардировщик СУ-24, президент Эрдоган стал срочно искать возможности развития отношений с другими странами региона.
Прежде всего, это было продиктовано намерением уменьшить потери от российских экономических санкций и, отсюда, избежать роста недовольства населения страны проводимой верхушкой Турции внешней и социальной политикой. Кроме того, немаловажным фактором такой внешнеполитической активности Анкары в последние недели стало желание диверсифицировать поставки энергоносителей в Турцию, в которых она сильно нуждается, чтобы в меньшей степени зависеть от России.
В силу именно последнего обстоятельства Анкара стала пытаться обеспечить себе рост поставок газа из Северного Ирака и Азербайджана, пытаться форсировать строительство Трансанатолийского газопровода (Tanap), но для этого понадобится досрочно завершить другие элементы проекта «Южный газовый коридор» между Каспием и Италией: пораньше начать добычу газа на месторождении Шах-Дениз, продлить Южнокавказский газопровод до начальной точки Tanap на грузинско-турецкой границе. Турция также обратила внимание на Северный Ирак и 3 декабря заявила, что газовая госкомпания Botas объявит тендер на строительство газопровода, который свяжет Силопи на иракской границе с турецкой газотранспортной системой в городе Мардин.
Чтобы подсоединиться к израильским месторождениям Левиафан и Тамар, Турции необходимо решить проблему практического разрыва отношений с Израилем, а также разделенного Кипра.
Вот почему, после недавнего посещения Азербайджана и Катара, турецкий лидер в разгар конфликта с Москвой направился 11 декабря в двухдневный визит в Ашхабад. В ходе переговоров с президентом этого необычайно богатого запасами углеводородов государства Средней Азии Г. Бердымухамедовым Эрдоган активно зондировал возможность переориентации на туркменский газ как одну из альтернатив российскому газу.
Параллельно с этим турецкое руководство приняло решение срочно пересмотреть практически полностью разорванные 5 лет назад отношения с Израилем, возродив старую идею о размещении в Турции газопровода для экспорта израильского газа в Европу, о чем на днях написала газета The Jerusalem Post. Как отмечает это издание, «кризис из-за сбитого российского самолета - несомненно ключевой толчок в сближении Турции с Израилем». При этом в Анкаре явно рассчитывают, что Израиль может много чего предложить: его газовые месторождения могут стать новым источником энергоносителей, его вес в Вашингтоне - позволит частично смягчить критику, которой Эрдоган подвергается за сумасбродство в отношениях с Россией; Израиль может стать мощным региональным противовесом для укрепления Ирана - явления, которого боятся все другие суннитские державы. Кроме того, Турция явно заинтересована в уравновешивании оси «Россия-Кипр-Египет» в Средиземном море.
И вот на этом фоне 16 декабря в обстановке повышенной секретности в Цюрихе (Швейцария) были проведены переговоры, в которых участвовали генеральный директор турецкого МИД Феридун Синирлиоглу, а также недавно назначенный новый глава «Моссада» Йоси Коэн и спецпосланник премьер-министра Биньямина Нетаньяху по связям с Турцией Йозеф Чехановер. В ходе этой встречи Турция и Израиль достигли предварительного соглашения и начнут полностью восстанавливать дипломатические отношения после пяти лет «ледникового периода».
Эти две страны, когда-то близкие региональные союзники, рассорились после смертельного противостояния в 2010 году между израильскими солдатами и турецкими активистами на пассажирском судне «Мави Мармара» из так называемой «Флотилии свободы», которые стремились нарушить морскую блокаду Израиля в секторе Газа.
Если обратиться немного к истории, можно заметить, что, в принципе, отношения двух стран начали ухудшаться еще до инцидента с «Мави Мармара», после двух событий, которые произошли в мире - приход в Турции к власти правящей сегодня Партии справедливости и развития (ПСР) и оккупации Ирака военными силами НАТО.
В Турции, да и в Израиле, партия ПСР хорошо известна своими критическими замечаниями и отрицательным отношением к иудейскому государству. С момента избрания на пост премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана - лидера на тот момент ПСР, Турция идет по пути стремительной исламизации, параллельно с этим усиливая антиизраильскую риторику. В 2009 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе произошла некрасивая перепалка между президентом Израиля Шимоном Пересом и премьер-министром Турции, после которой Эрдоган покинул этот форум.
Вторая ситуация - оккупация войсками НАТО Ирака - полностью подорвала отношения Турции и Израиля, т.к. Тель-Авив стал на удивление и недоумение Турции оказывать материальную и военную поддержку курдам Ирака.
Следует отметить, что оба эти фактора, практически совпавшие по времени, подогрели неблагоприятную ситуацию, сложившуюся между Турцией и Израилем, после чего, как снеговая лавина, стали появляться и другие причины и факторы. Так, Турция, в прошлом десятилетии, возможно, из исламской солидарности, но, скорее всего, чтобы насолить США, стала потихоньку налаживать отношения с израильским врагом - Ираном. Израиль в свою очередь начал наводить мосты с армянским лобби. С 2007 года Израиль, объясняя свои действия принятием необходимых мер безопасности против боевиков группировки ХАМАС, усилил контроль на морских границах с сектором Газа, который в итоге привел к блокаде.
Настроения против Израиля в Турции еще более усилились после проведенной операции под названием «Литой свинец» в 2008 году. Явно в отместку Турция постепенно стала налаживать отношения с вечным врагом Израиля - Палестиной, в том числе и с военизированной группировкой ХАМАС.
Последнюю жирную точку в партнерских отношениях Турции и Израиля поставили события мая 2010 года с так называемой «Флотилией свободы», состоявшей из 700 пропалестинских активистов и груженой 10 тысячами тонн гуманитарной помощи и стройматериалов, которая направлялась в сектор Газа. В результате столкновения в 120 км от зоны блокады палестинских территорий израильские корабли перехватили шесть судов, 10 активистов были убиты, 10 спецназовцев получили ранения.
Итак, первые переговоры между Турцией и Израилем в Цюрихе завершились. На них удалось достичь ряда предварительных договоренностей:
- стороны восстановят дипломатические отношения и вернут своих послов;
- все судебные преследования и иски против израильских солдат, принимавших участие в столкновении флотилии для сектора Газа в 2010 г., начатые Турцией против Израиля, будут аннулированы;
- Израиль создаст фонд помощи пострадавшим при перехвате «Флотилии свободы». Ориентировочно компенсация может составить около $ 20 млн, однако в израильском министерстве иностранных дел отмечают, что окончательно сумма еще не определена;
- Турция запретит проникновение на свою территорию Салаха аль-Арури (Salah al-Arouri) - одного из лидеров ХАМАС и не позволит ему заниматься террористической деятельностью с турецкой территории;
- вскоре должны начаться обсуждения условий поставок израильского газа в Турцию и строительства газопровода. При этом примечательно, что 16 декабря израильское правительство окончательно одобрило долгожданную сделку, которая даст возможность американо-израильскому партнерству разрабатывать крупное морское месторождение природного газа. Это позволяет Турции надеяться на возможность уже в ближайшее время получения газа из Израиля.
Безусловно, сделка Турции с Израилем в Цюрихе поможет США не только сохранить безопасность в регионе, но и совместно сдерживать Иран, а также Саудовскую Аравию. Вот почему Белый дом уже поспешил выразить свое одобрение достигнутому двумя странами предварительному соглашению.
Однако смогут ли Израиль и Турция переступить через подогревавшуюся последние пять лет вражду, и не проявит ли Эрдоган, в силу своего бесконтрольного и непрогнозируемого поведения, истинную суть своей антиизраильской политики - покажет время.
Комментарии