Быть выше Сталина
В начале 1930-х годов, военная элита РККА проходила период своего расцвета, нарком Ворошилов окончательно укрепившись у руля ,провл кадровые перестановки.
На передний план вышли Гамарники и Тухачевский, задвинуты были Шапошников и отчасти Буденный, казалось власти Ворошилова в РКАА нет конца.
Но в 30-е годы на ряду с военной власть, роса и другая сила, враждебно настроенная к военным.

Сталин, Калинин, Ворошилов и Каганович, 1930 год
…..
В 1930 году случился решающий перелом в борьбе между сторонниками социализма и «правыми». Влияние Сталина на общие процессы действительно было довольно внушительным. Но уже в начале 1930-х годов началось формирование групп влияния, фракций в Политбюро, Секретариате ЦК и ЦК.
Кто же управлял СССР в те годы?
Формально это было Политбюро и секретариат ЦК
Политбюро было высшим органом государственного управления, а секретариат высшим органом партийного управления.
На 1936 год ситуация была такая
- 1. В. Молотов—председатель СНК, председательствующий на заседаниях Политбюро(ПБ), регулярно находился в Москве.
- 2. А.Андреев, секретарь ЦК, член ПБ, отвечал за сельское хоз-во, регулярно находился в Москве
- 3. Г. Орджоникидзе, нарком тяж. Промышлености, член ПБ, регулярно находился в Москве
- 4. К. Ворошилов—нарком обороны, член ПБ, регулярно находился в Москве
- 5. В. Чубарь—член ПБ, зам.председателя СНК
- 6. С.Косиор—член ПБ, 1-й секретарь ЦК УССР, регулярно отсутствовал в Москве, не принимал участия в работе ПБ
- 7. М.Калинин—глава ВЦИК, член ПБ. Регулярно присутствовал в Москве
- 8. А. Жданов, секретарь ЦК и секретарь Ленинградского обкома, регулярно отсутствовал в Москве.
- 9. Н. Ежов—секретарь ЦК, глава КПК, нарком НКВД (с осени 36-го), регулярно находился в столице.
- Л.Каганович—секретарь ЦК, нарком тяж. Промышленности, имел ряд иных функций, регулярно находился в столице
- И.Сталин—секретарь ЦК, член ПБ, часто иногда полгода пропадал на юге и не принимал участия в работе ПБ.
Эти 11-ть человек, секретарей ЦК и членов Политбюро были высшей элитой СССР, наделенной властью.
Все остальные, это были группировки в ЦК, они тоже имели значительную власть, но все же уступали верхушке.
……
Остается уточнить—кто из этих 11 лидеров СССР был наиболее сильным и имел наиболее сильную фракцию
Я не зря выделил тот факт что, трое из списка—Сталин, Косиор, Жданов часто отсутствовали в Москве и их влияние от этого точно не возрастало.
Остаются 8 человек, Калинина из списка наиболее сильных наверное исключить сразу. Примерно также можно исключить из кандидата в сильнейших В.Чубаря, у него был небольшой спектр работы.
Остаются 6 человек, вот их перечисление
Ворошилов --большой авторитет и власть имел, он был военным лидером, а в те годы это была грозная сила. Он имел огромный авторитет и в ЦК.
Андреев—о нем и масштабах его власти сказать довольно сложно, он рулил сельским хозяйством, но он же был еще секретарем ЦК, а это давало большую власть
Молотов—безусловно имел большую власть, но лишь в правительстве, которое было частично подконтрольно партии ВКП(б). Он также не имел влияние на РККА и конфликтовал с Ворошиловым.
Орджоникидзе—он имел большой авторитет и большой объем полномочий, но они не имели слишком большого спектра, чтобы говорить о том что он имел большую власть.
Ежов—секретарь ЦК, глава КПК (партконтроль) и глава НКВД. Просто огромный, объем полномочий, намного выше чем у предыдущих лиц.
Каганович—секретарь ЦК по кадрам, нарком путей сообщения и куратор НКВД по партийной линии. Огромный объем полномочий
Каганович и его клан
Стоит пояснить насколько был влиятелен Каганович.
В Политбюро Каждый секретарь курировал определенные направления работы и отделы ЦК (независимо от этого в отделах были заведующие).
26 января 1930 г. Секретариат ЦК ВКП(б) принял очередное решение о распределе¬нии обязанностей между секретарями ЦК. И.В.Сталин, со¬гласно этому постановлению, отвечал за "подготовку вопросов к заседаниям ПБ и общее руководство работой Секретариата ЦК в целом".

Это выглядит странно, но Сталин видимо не имел никаких конкретных полномочий, да еще и отдыхал на юге подолгу, в отрыве от государственных дел
На В.М.Молотова, возлагалось "руководство отделом культуры и пропаганды и Институтом Ленина".
Еще один, среди секретарей, Л.М.Каганович,
«руководил организационно-инструкторским отделом и отделом распределения административно-хозяйственных и профсоюзных кадров.»
На Кагановича накладывалась функция кадровой политики, чуть позже он получил право курировать НКВД. Он получил слишком большую власть
Каганович фактически занимался следующими делами
- определял кадровую политику в ВКП (б)
- руководил аппаратом ЦК в 1930-1938 г.
- Каганович лично вел заседания Политбюро, формулировал вопросы и подписывал в это время протоколы
- Каганович курировал НКВД
После перехода Молотова в Совнарком Каганович занял его место в Секретариате ЦК. В первой половине 1930-х годов во время отсутствия Сталина в Москве Каганович руководил работой Политбюро.
Каганович во многих случаях лично формулировал решения Политбюро, регулировал прохождение вопросов и подписывал протоколы заседаний Политбюро. Именно на его имя в такие периоды в ЦК поступали документы от различных ведомств и местных партийных руководителей.
Сталин, посылая в Москву свои предложения, адресовал их обычно так:
«Москва. ЦК ВКП(б) для т. Кагановича и других членов Политбюро»
Постепенно Каганович приобретал все большую власть.
Круг его обязанностей на протяжении первой половины 30-х годов постоянно расширялся. 17 августа 1931 г. Политбюро приняло решение ввести Кагановича в состав Валютной комиссии44.
5 июня 1932 г. Политбюро по предложению утвердило Кагановича заместителем Сталина в Комиссии обороны.
15 декабря 1932 г. Политбюро приняло решение об организации отдела сельского хозяйства ЦК — ключевого отдела в партийном аппарате в условиях острого кризиса сельского хозяйства и массового голода в стране. Заведующим отделом был назначен Каганович.
18 августа 1933 г. Политбюро приняло решение об образовании комиссии по железнодорожному транспорту под председательством Молотова. Каганович, наряду со Сталиным, Ворошиловым, Андреевым, Орджоникидзе и Благонравовым, был назначен членом этой комиссии.
Однако уже через день, 20 августа, Кагановича утвердили заместителем председателя, а 15 февраля 1934 г. председателем ко¬миссии по железнодорожному транспорту.
……
Немаловажный фактор, состоял и в семье. У него было два брата, таке очень влиятельные люди

Юлий Моисеевич Каганович--он был с августа 1930 по январь 1932 — председатель Нижегородского Крайсовнархоза. С января 1932 по март 1934 1-й секретарь Нижегородского-Горьковского горкома ВКП(б).
С марта 1934 по июнь 1937 — председатель исполнительного комитета Горьковского краевого — областного Совета

Михаи́л Моисе́евич Кагано́вич--второй брат,
В 1927—1930 — кандидат в члены Президиума ЦКК ВКП(б) — член коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1930—1932 — член Президиума ЦКК ВКП(б).
С 1931 года начальник Главного машиностроительного управления и заместитель председателя ВСНХ СССР. В 1932—1936 заместитель наркома тяжёлой промышленности СССР, ближайший сотрудник Г. К. Орджоникидзе. С 1934 член ЦК ВКП(б). В 1934—1939 кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б). Одновременно в 1935—1936 начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома.
С декабря 1936 заместитель наркома авиационной промышленности СССР
№1
Особую роль Кагановича в руководстве аппаратом ЦК определяло постановление Секретариата ЦК о приеме работников в аппарат ЦК ВКП(б), утвержденное 17 января 1934 г.
В нем говорилось:
"а) Установить, что прием или увольнение всех без исключения работников в аппарат ЦК производится лишь с утверждения т. Кагановича или т. Сталина
б) Обязать заведующих отделами ЦК ВКП(б) строго придерживаться этого постановления".
Многозначительными были обстоятельства подготовки постановления. Первоначальный его вариант был написан и имел следующий вид:
"Установить, что прием всех без исключения работников в аппарат Ц.К. производится лишь с утверждения секретаря ЦК".
Но кто-то исправил текст, причем демонстративно поставил фамилию Кагановича на первое место.

В документе о создании секретного отдела ЦК Каганович был поставлен на первое место, выше Сталина
В конце 1936 года в СССР было два человека наделенных, самыми широким спектром полномочий—Ежов и Каганович
Комментарии
Каганович был практик,организатор, который очень ответственно относился к порученным делам, и знал предел своих возможностей и компетенции.
При этом он был очень трезвомыслящий, реально относившийся к обстановке человек, не склонный к показухе, который считал, что переходить предел допустимого нельзя.
Возможно, если бы его поставили руководителем НКВД вместо Ежова, не было бы в СССР трагедии 1937 года, или размах репрессий был бы намного меньше.
Что до Ежова. то он представлял определенную опасность, но не в том смысле, что мог претендовать на роль руководителя страны, он был человеком, который был склонен преувеличивать свою роль и роль порученной ему работы, и склонность к "погоне за показателями", что в немалой степени отразилось на результатах 1937 года.
Основная опасность его заключалась в том, что, имея в подчинении огромный репрессивный аппарат, он мог решиться даже на арест Политбюро и лично Сталина, если бы его в бытность руководителем НКВД
кто то попробовал бы напрямую одернуть и остановить репрессии. Не случайно его не стразу сняли
И хотя считается, что Ежов добровольно написал заявление об отставке, сделал он это уже только после того, как стало ясно, что он теряет власть.
Ну, а если уж рассуждать о том - мог ли Ежов организовать заговор - навряд ли, а вот примкнуть к какой то группе и помочь совершить переворот, оставшись потом "инквизитором" нового режима, он мог.
"Считаю необходимым довести до сведения следственных органов ряд новых фактов характеризующих мое морально бытовое разложение. Речь идет о моем давнем пороке — педерастии....
Даю эти сведения следственным органам как дополнительный штрих характеризующий мое морально-бытовое разложение".
24 апреля 1939 г. Н. Ежов.
ЦА ФСБ. Ф. 3-ос. Оп. 6. Д. 3. Л. 420-423. Копия
Поймите, нельзя быть диктатором без полномочий
Другого механизма у Сталина просто не было, его всевластия мягко говоря преувеличено
Да и после смерти Ленина ша нешуточная борьба и Сталин часто был на волоске от проигрыша
А в 34 году он лишился статуса генерального, оставаясь конечно одним из самых влиятельных людей, но не более того. По край не мере, аппаратные полномочия Кагановича и Ежова были слишком сильны
Комментарий удален модератором
Вы вообще понимаете что высшим органом власти был сам ЦК? Сталин как и все секретари избирался на этот пост. В 1925 году Сталина чуть не выкинули из ЦК, когда делегаты ЦК голосовали за его противников, но Сталина тогда спас Каганович, который обеспечил ему поддержку украимской компартии
В 1934 году была сделана попытка вывести Сталина из ЦК и треть делегатов ЦК проголосовали за то чтобы Салина сняли с раьотыв ЦК.
Но Сталин выстоял потому что его поддержал Киров. Враги Сталина рассчитвали что Киров станет во главе их партии, но он отказался и враги Сталина не смогли получить большинство
Хрущев сообщал что в 1937-38 году были планы путем голосования ЦК вывести Сталина из секретариата ЦК....
Думаю примеров достаточно....положение Сталина было шатким. Ему требовались такие сильные союзники как Каганович, но они брали на себя очень много власти
Никогда в СССР ЦК партии не был высшим органом власти. Партия вообще никогда не входила ни в какие институты власти, ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.
Согласно Конституции СССР (1924г) верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. В период между Съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, а его Президиум был высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.
После принятия новой редакции Конституции (1936) высшим органов власти в стране стал Верховный Совет СССР. А высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик был Совет Народных Комиссаров СССР.
Бессмысленно обсуждать кто из членов ЦК ВКП(б) был кого главнее во власти, если эта организация вообще по Закону не должны была быть во властных структурах.
Зиновьев, Каменев и другие деятели центра уже тогда понимали, насколько опасно большое сосредоточение власти в руках Сталина и начинали свою борьбу (очень еще осторожную) против такого сосредоточения. Но провинциальные делегаты, в ущерб правам которых больше всего было направлено предложение Сталина, его поддержали, потому что это предложение закрепляло огромное расширение прав партийного аппарата как целого в его стремлении к диктатуре над аппаратом советским и хозяйственным.
Общее наступление партийного аппарата в этом последнем направлении Сталин развертывал с огромной настойчивостью и последовательностью".
"В секретариате ЦК тревога: Сталин заперся в своем кабинете, никуда не выходит, никого не принимает, даже отдал приказ не соединять его ни с кем по телефону. Только ходит из угла в угол и сосет трубку. Явно обдумывает большой государственный вопрос. Все притихли и ждут больших событий. Наконец, Сталин вызывает личного секретаря и отдает распоряжение: "Там, на втором этаже, в большой комнате направо, Петров, что сидит у третьего окна. Он что-то косо смотрит, когда я прохожу мимо. Не верю я ему, надо сменить".
Период, о котором теперь идет речь, период первого десятилетия пребывания Сталина на посту генерального секретаря, 1922 - 1932 гг., был периодом быстрого роста личного секретариата и формирования его основных кадров".
Сталин стремился приходить в Политбюро уже ориентированным в существе хотя бы наиболее важных вопросов. Поэтому при личном секретариате был создан большой аппарат референтов по всем важнейшим вопросам жизни государства и партии".
Как он это делал всегда и во всем, Сталин имел в виду не только ту борьбу, которая тогда уже была сегодняшним этапом развития отношений внутри советской диктатуры, думал не только о тех противниках, которые тогда уже были его открытыми врагами. Свою работу он вел в двух плоскостях, и ведя непримиримую борьбу против своих открытых противников, в то же время готовился к борьбе против тех своих тогдашних союзников, которые, по его
Внутри партийного аппарата, который в 1920-х гг. выступал единым фронтом за диктатуру над аппаратом государственным, отнюдь не было полного единства, и далеко не все из сторонников этой диктатуры партийного аппарата были готовы идти на полное подчинение Сталину. Острая борьба в этой плоскости развернулась позднее, после того, как были разгромлены все "оппозиционные" группировки 1920-х гг., и диктатура партийного аппарата была закреплена. Этой датой нужно считать 1930 год. Но трещины внутри блока сторонников диктатуры партийного аппарата начали намечаться много раньше, и Сталин через свой личный секретариат заблаговременно готовил позиции для этого нового этапа борьбы, заблаговременно формировал кадры подходящих для него исполнителей.
Это формирование кадров было делом весьма нелегким; не только потому, что работа была исключительно ответственной, но и потому, что методы, применявшиеся при
Разумеется в секретариате и Политбюро были сильные и слабые члены, но никаких личных органов власти не было
Сам статус секретаря ЦК был избираемым и если бы Сталина не избрали бы то все....он стал бы просто членом ЦК, это в лучшем случае и такое не раз пытались провернуть
Во вторых Сталин уже к 1917 году был одним из ключевых идеологов партии, одним из организаторов октябрьской революции
Власть Сталина держалась именно на идеологии, а согласно идеологии он был учеником Ленина. Сталин был первым, но первым среди равных. Он был учеником великого Ленина.
А согласно правилам установленным при Ленине, высшая власть была коллективной, на основах партийной демократии. Когда все ключевые вопросы решались в ЦК.
Сталин до конца 1930-х годов учитывал мнение партийных товарищей, но потом он перестал это делать. Именно в этом лежало главное обвинение против него на 20 сьезде партии.
Если говорит еще проще, до конца 30-х годов Сталин не мог действовать вопреки воли партийного большинства, а оно жило по ленинским норам