РОССИЯ-ТУРЦИЯ: НЕ "ВДРУГ". ОКОНЧАНИЕ.

На модерации Отложенный

                                           РОССИЯ – ТУРЦИЯ: НЕ «ВДРУГ»

                                                  III ЧАСТЬ. ОКОНЧАНИЕ

            Пресс-конференция президента В. Путина подвела черту под ключевыми вопросами уходящего непростого года, в том числе, по турецкому. Главный вывод: чего добились турки? Ничего… По крайней мере, в Сирии. «Пусть теперь полетают» (над нашими С-400).

            Но и это не должно отменять «работу над ошибками» в ракурсе анализа эволюции российско-турецких отношений. Отличных внешне, но весьма сложных «в подкладке». Главный урок – нельзя поступаться принципами и попустительствовать «партнерам» даже в угоду самому выгодному бизнесу. (Выходит, как показывает опыт, себе дороже).

            Гипертрофируя бизнес-направление в отношениях с Турцией, наш «хозблок» 20 лет как бы абстрагировался от не выгодной (с точки зрения прибыли) аналитики по поводу состояния политического контента отношений. А этот «контент», мягко говоря, был неважный. Даже тем, кого не интересует по тем или иным причинам «базовая» история отношений России с «Блистательной Портой», могла бы хотя бы показаться подозрительной политика, строившаяся на доверии к даже не потрудившемуся как-то маскировать свои явные «отдельные» интересы «союзнике».

Турецкая же политика строилась на пантюркизме, открыто «предложенном» Анкарой в последние десятилетия прошлого века постсоветской Средней Азии (которую «политические технологи» «подняли» до уровня «Центральной»); и строилась не просто, а

- с последующим предложением «этнокультурной ассимиляции» тюркским этносам бывшего СССР;

- на «специальной» - и прямой поддержке террористических и сепаратистских движений на Северном Кавказе, которую дополняла поддержка косвенная: Турция стала главным местом «рекреации», т.е. лечения, отдыха и вообще – «восстановления сил» (и намерений !?) боевиков после совершенных в России «акций»;

- на прямой стимуляции крымско-татарского сепаратизма – с далекими прицелами на турецкий «Кырым» в будущем. (Крым, с учетом особого статуса Севастополя, и до возвращения в РФ в 2014 г. имел особый военный статус).

            Для тех, кто продолжает считать все это «старой историей», есть история поновее: есть некоторые свидетельства об участии турецких спецслужб в майдане на Украине; а если говорить о так называемой «крымско-татарской оппозиции» - так здесь все козыри оказались в рукаве у Эрдогана; (который заверил в ходе августовской встречи с Джемилевым (после Всемирного конгресса татар, состоявшегося 1 августа сего года в Анкаре), что Турция «будет оказывать ему поддержку в борьбе против России» (см. Сеть Вольтер, 4 августа 2015 года).

            В силу этого факта многие наблюдатели сочли нынешнюю энергетическую и экономическую блокаду Крыма со стороны Украины, фактически, «турецким проектом» (т.е. «турецко-украинским») «совместным проектом», где Анкара ловко «поучаствовала» с двух сторон: натравив на Россию Джемилева и К°; с другой – еще и заработав на поставках в Крым продуктов и продовольствия.

            Сбитый российский самолет, таким образом, оказался «апогеем» долгой турецкой игры в «объективные интересы» во всем российском «подбрюшье», подкладкой которой была ползучая экспансия, обычное региональное двуличие и «идеологическая всеядность», практикуемая российской хозяйственной элитой, сдвинутой на ложно понятом либерализме. За что и расплачиваемся.

            И Турция «не вдруг» вляпалась в историю с самолетом, с головой выдавшую все ее тайные игры и главную «повестку»: а) восстановить в «османских» масштабах свое влияние в мире и б) остановить некие планы «широкой коалиции» по отмене суннитского доминирования на рынке нефти (с «террористами», Аль-Каидой, «умеренной» и «неумеренной» оппозицией, туркоманами и т.п. в качестве надстроечной «легенды»), которая повлекла бы за собой серьезные проблемы для самой Турции (вплоть до гражданской войны и распада).

            Так что Эрдоган «стрелял» не только по России, но и по своим не менее «сложным» союзникам, которых он справедливо подозревал в готовности расплатиться за «победу» над Силами Зла чем угодно, в том числе, и его интересами…

            Не доставайся ж никому…

            Для союзников-же, конечно, тоже вышел ступор: надо «передоговариваться» с Россией; надо в то же время блюсти эту мифическую «общую платформу» (в скобках: для НАТО вообще все последнее время – черные дни – на вынужденного прилюдно кривить душой и принимать воинственные позы «пиджака» - Столтенберга больно смотреть…)

            Зачем нужно «быть» НАТО? Готовиться к вчерашней войне с Россией? Даже сегодняшние войны, хохоча, обтекают молодящегося «дедушку-динозавра»; защищает ли НАТО от реальных угроз мира? Терроризма, переворота, революции, «всплывающей» войны?

            Так от чего он способен защищать?

От войны, которую никто (имея в виду Россию) не собирается с ним вести? Если альянс сам, из коммерческих соображений не решит, что надо пострелять?

            От мифа, информационного пугала в виде «русского медведя»?

            От войны, в которую ни один вменяемый европейский политик не верит, но «образ» которой превратился в коммерческий продукт, за что неплохо приплачивают из-за океана; и которым можно подурачить «электорат» перед выборами?

            Обнародовав на саммите в Стамбуле информацию о нефтяных сделках с ДАИШ (так теперь просят называть ИГИЛ) «некоторых членов «двадцатки», В. Путин имел в виду не только Турцию, но, видимо, «мозоль» Эрдогана оказалась самой болезненной. (В стране разворачивался скандал с журналистами и военными «армейцами» (!!!), «засветившими» деликатную операцию турецких спецслужб по «снабжению» боевиков оружием…)

            И «кто-то», по мнению ряда наблюдателей, видимо, убедил Эрдогана, что информацию военным (и журналистам) «подкинула» Россия.

            Кто может оказать Москве и Путину подобную «любезность» - угадать не трудно, но не следует забывать, что это тоже версия.

            Можно только согласиться, что «на кону» у Турции стоит гораздо больше, чем у ряда ее соседей – и проблемы эти не терпят отлагательства.

            Получается, что ситуация неумолимо подвигается к «отмене старых границ» на Ближнем Востоке в самом широком смысле этого слова.

            Обе коалиции (пока они порознь) «те, что наверху», в небе (в прямом смысле этого слова) «метят» свои «золотоносные участки»; вопрос в том, что получат те, кто «внизу», на этой земле? Кто имеет не меньшее (а сирийцы и иракцы – гораздо большее!) право на эту землю, волею судеб (и бессовестных интерпретаторов этой воли?) ввергнутую в войну и разорение?

            В этом смысле самое опасное время для планеты наступит «после ИГИЛ-ДАИШ», нынче так «удобно» оттягивающей на себя общее напряжение планетарного организма. Что будут делать две коалиции «без ДАИШ» не трудно, но жутковато себе представить (если до этого они не договорятся). ДАИШ получит надгробный камень, «те, кто сверху» - «зоны влияния» (оккупация, базы, разделение, границы, пропаганда и т.п.)

            Главное – не сцепиться без общепризнанных Сил Зла, ныне и вредных (смотри цены на нефть) и «полезных» (внешний общий враг всегда способствует консолидации).

            Что получат те, кто «на земле»? Что останется сирийцам: алавитам, христианам, езидам, друзам и т.п.? Что получат курды, ставки на которых растут – а если растут их ставки – ставки турок понижаются? Что останется Ираку? Когда его нефтью уже торгуют курды? А Иракский Курдистан пытается оккупировать Турция?

            И почему за хаос в регионе должен отвечать один Асад, который имеет не меньшее право на эту землю (если, как утверждают на Западе, он «утратил легитимность» по причине бомбардировок своих противников, то судебная скамья должна быть уже занята американскими президентами…)

            Эрдоган не хочет курдского государства, но не против перекройки границ в свою пользу. Мысли не допуская об «убавлении» влияния (и, тем более, земли), он так погрузился в мечты о «расширении» подконтрольного пространства, что ему изменило чувство реальности.

            Некоторые вещи делать нельзя. Ни в коем случае. Ни при каких условиях…

            Одни из них он уже совершил, возможно, ожидая, что платить будут все, или все хотя бы «сбросятся»…

            Но, похоже, платить придется ему одному (ну, может быть, вместе со своим хитроумным премьер-министром, давно приглядывающимся к его креслу …)

            И России следует оглянуться в тыл, где слишком многие готовы на все ради «помидоров». Которые слишком дорого компенсировать потом размещением С-400…

 

Сергей Бубнов,

кандидат философских наук, политолог

(мнение автора может не совпадать с мнением редакции Портала) 

Опубликовал информационно-аналитический портал «Добрососедство» ((http://dobro-sosedstvo.ru,http://dobrososedstvo.info)

 

Деятельности информационно-аналитического портала «Добрососедство»

содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.com)