Москве и Дамаску нужна одна победа

На модерации Отложенный

Сколько денег потратит Минобороны РФ на военную операцию в Сирии и как долго она продлится

18.12.2015

В какую цену обойдется нашей стране война в Сирии в 2016 году и долго ли будет группировка Российской армии вести боевые действия на Ближнем Востоке? Эти вопросы остаются в тени победных рапортов о количестве самолето-вылетов и уничтоженных или выведенных из строя объектов ДАИШ, как теперь все чаще называют запрещенную в России террористическую организацию «Исламское государство».

Принимая решение о начале военной операции, в Кремле должны были все хорошенько рассчитать. России нужна даже не полная и окончательная победа, а хотя бы достижение благоприятного результата, то есть ослабление ДАИШ, чтобы сирийская правительственная армия, Сирийская свободная армия, воющие против радикалов отряды сирийской оппозиции, шиитское ополчение из других стран и воинские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана смогли провести наступательную наземную операцию. При этом была большая надежда на создание широкой антитеррористической коалиции. Но она не складывается из-за различий интересов… А кроме того, Россия – и об этом не раз заявляли в Вашингтоне – гораздо более опасна для США, чем ДАИШ, поэтому с ней, мол, никто не будет объединяться помимо Ирана.

На прошлой неделе агентство Bloomberg сообщило, что КСИР начал вывод своих подразделений из провинции Идлиб на северо-западе Сирии из-за высоких потерь среди офицеров. Это ослабит позицию России в Сирии. А самое главное, Запад, похоже, поладит с любой властью в Дамаске, кроме Башара Асада, если в обмен получит газ из Катара. В итоге российская авиация, по сути, в одиночку воюет на стороне Асада. Как долго она сможет там продержаться – зависит от финансовых и материальных ресурсов страны, а также от политической ситуации в регионе.

Первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич, человек, несомненно, знающий о планах Минобороны РФ, заявил: «Эта операция будет длиться год как минимум».

С начала октября представители российского руководства неоднократно заявляли, что на проведение военной операции в Сирии не потребуется дополнительных бюджетных расходов. «У нас все это делается в пределах бюджета Министерства обороны, дополнительных расходов в текущем году мы нести не будем», – заявил министр финансов Антон Силуанов.

Но бюджетом Минобороны, утвержденным годом ранее, не предусматривались расходы на организацию «сирийского экспресса», покупку для него турецких сухогрузов, тройные оклады или выплату командировочных в валюте сотням военнослужащих и служащих Минобороны, обеспечение интенсивных полетов авиации. Наконец, увеличенный расход боеприпасов, в частности таких дорогих, как крылатые ракеты морского и воздушного базирования, тоже не был заложен в военный бюджет. К этому надо добавить ускоренное расходование ресурса кораблей, судов обеспечения, самолетов и вертолетов, особенно стратегических ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и дальних бомбардировщиков Ту-22МЗ.

На расширенной коллегии Минобороны Сергей Шойгу привел данные, по которым можно судить о дополнительных расходах военного бюджета. С 30 сентября – даты начала специальной операции в Сирии – авиация совершила около 4 тыс. боевых вылетов. За два месяца военно-транспортной авиацией и морским транспортом перевезено 214 тыс. т различных грузов.

20 ноября Сергей Шойгу докладывал президенту, что за четверо суток было совершено 522 самолето-вылета, расход боеприпасов составил: 101 крылатая ракета и 1,4 тыс. т бомб. Сколько же израсходовано боеприпасов более чем за 4 тыс. боевых вылетов? Только одних авиабомб более 10 тыс. т?

Относительно дополнительных расходов из бюджета 2016 года министр финансов Антон Силуанов осторожно сказал: «Посмотрим, что будет в следующем». Дмитрий Медведев на встрече с журналистами отказался назвать стоимость операции в Сирии, сказав: «Это секрет».

Но это секрет только для российских журналистов. В Королевском объединенном институте оборонных исследований Великобритании подсчитали, что раньше Россия тратила на сирийскую кампанию около 4 млн долл. в сутки, а после уничтожения Турцией бомбардировщика Су-24 суточные расходы достигли 8 млн долл.

Британский аналитический центр Jane's Infromation group (IHS Jane's) сообщил, что Кремль ежедневно тратит на военную операцию в Сирии минимум 2,4 млн долл. Но реальная стоимость военной операции может быть почти в два раза дороже и доходить до 4 млн долл. в сутки. По данным аналитиков, каждый летный час военного самолета стоит около 12 тыс. долл. вертолета – 3 тыс. долл. При условии что боевые самолеты поднимают в небо каждый день в среднем на 90 минут, а вертолеты на один час, за сутки только на военную авиацию тратится 710 тыс. долл., подсчитали эксперты. Около 750 тыс. долл. ежедневно уходит на боеприпасы. Выплаты военным могут составлять в день до 440 тыс. долл. Ежедневный выход боевых кораблей в Средиземное море требует 200 тыс. долл. в сутки. Логистика, коммуникации, разведка добавляют к перечисленным тратам еще 250 тыс. долл. в день.

Как передало агентство Bloomberg со ссылкой на источник в правительстве РФ, расходы на военную кампанию в Сирии в 2016 году запланированы на уровне 1,2 млрд долл. (около 85 млрд руб. по текущему курсу). Возможно, на финансирование военной кампании в Сирии как раз и предназначены расходы в размере 145 млрд руб., о которых речь идет в закрытых приложениях к Закону «О федеральном бюджете на 2016 год».

В рамках оборонного бюджета такая сумма не кажется неподъемной. Особенно с учетом высоких геополитических ставок. Ведь если Россия потеряет Сирию, она потеряет и половину доходов от поставок нефти и газа в Европу, так как найдутся другие поставщики из числа стран Персидского залива, для которых прокладка трубопровода в Европу через Сирию – главный приз в войне с Асадом. России выгоднее потерять часть сегодня, чем все – в будущем. Вот почему Москве и Дамаску нужна одна победа.