Спасет ли дальнобойщиков отмена транспортного налога?

На модерации Отложенный

«Дагестанские дольнобойщики» – это словосочетание за последние недели стало одним из самых ходовых в интернете, символом волны социального протеста, на который власть практически никак не реагирует. Ибо признаваться в собственных ошибках – не в правилах реформаторов из Москвы. 

Чайка – птица, «Платон» – философ

Такой интернет-мем вчера расходился вчера по Интернету, подчеркивая пустоту путинских ответов на вопросы журналистов на ежегодной пресс-конференции. Не преминули, конечно, спросить его и про платные парковки в Москве, и про Аркадия с Игорем Ротенбергов, и про протесты дальнобойщиков.

Впрочем, как это ни покажется странным, но о нюансах новой системы «Платон», несмотря на большое количество публикаций, большинство россиян все еще знают мало. Введена в действие она была месяц назад, 15 ноября: за проезд автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн по федеральным трассам должна взиматься дополнительная плата.

Оплата покилометровая: до 29 февраля 2016 года тариф составит 1,53 рубля, а с 1 марта его повысят до 3,06 рубля. В бюджете будущего года заложены доходы от использования системы «Платон» в размере 40 млрд рублей. Тарификация проводится по показаниям специально установленных в автомобилях трекеров, которые подключены к «Платону» через спутниковую связь.

Платить за проезд дальнобойщики должны авансом, а за неоплату предусматривались огромные штрафы (до 1 млн рублей). Введение «Платона» ожидаемо вызвало бурный протест среди большей части дальнобойщиков. Причем их требования варьировались в широких пределах – от полного отказа от новой системы оплаты до снижения штрафов и разрешения платить за проезд постфактум, а не авансом.

Подогрело протестную активность подписание Дмитрием Медведевым распоряжения о том, что отрезок федеральной автотрассы М-4 «Дон» (со 117-го по 225-й километр в Московской и Тульской областях) будет использоваться на платной основе.

Во многих регионах, которые существуют за счет транзита грузов, протесты дальнобойщиков оказались бурными. Например, в Дагестане, Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях… Были стачки, народные сходы, «улитки» (когда большегрузы, передвигаясь по трассам с черепашьей скоростью, фактически парализовали движение).

Часть дальнобойщиков заявили, что намерены «идти на Москву». Пошли, естественно, далеко не все, кто поначалу грозился. Некоторых водителей еще на дальних подступах к столице массово задерживали гаишники.

В итоге до Белокаменной добрались несколько десятков водителей, в том числе из Дагестана и Чечни. Они расположились в двух стихийных лагерях: один – на парковке ТРЦ «Мега» в Химках (дело в том, что офис системы «РТ – Платежные системы», которая обслуживает «Платон», находится в этом подмосковном городе), а второй – на 91-м километре Каширского шоссе в районе Люберец.

Бюджетно-косметический «ремонт»

Дальнобойщики, приехавшие в Москву, уже организовали две акции протеста. 12 декабря водители принесли гроб к офису «РТ – Платежные системы», а спустя два дня провели митинг перед зданием администрации президента на Старой площади.

Поддержали протестующих самые разнообразные политические силы – от компартии до «Национального освободительного движения» (НОД), которое, кстати, еще недавно активно клеймило водителей как наймитов пятой колонны Госдепа. Правда, сами дальнобойщики считают, что политики их не искренне поддерживают, а просто примазываются – на носу ведь выборы-2016.

Владимир Путин подписал закон, снижающий штрафы для большегрузов за неоплаченный проезд по федеральным трассам, причем сразу в 90-100 раз!

Эксперты вспомнили ситуацию с новыми поправками к федеральному закону «О митингах», когда размеры штрафов также снизили в десятки раз в сравнении с теми, что предполагались вначале.

В целом же федеральная власть на происходящее, откровенно говоря, реагирует слабо. На пресс-конференции 9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что против системы «Платон» выступает только крошечная часть дальнобойщиков – причем те, кто работают по серым схемам. И хотят так работать и дальше.

Владимир Путин на вчерашней пресс-конференции и вовсе заявил, что нужно отменить транспортный налог для большегрузных автомобилей. Правда, тут возникает другой парадокс: в отличие от платежей по системе «Платон», транспортный налог на 100% зачисляется в региональные бюджеты (точнее, в региональные дорожные фонды).

Так что губернаторам придется экстренно изыскивать источники восполнения выпадающих доходов. О каких суммах идет речь, можно понять из таблицы, которую КАВПОЛИТ составил по итогам 2014 года по официальным данным ФНС России.

Пятая автоколонна: так кто тут провокатор?

Сами дальнобойщики отмену транспортного налога не считают панацеей. Взять хотя бы Дагестан, где сегодня одна из самых высоких ставок транспортного налога на Северном Кавказе: большегрузы с мощностью двигателя свыше 250 л.с. платят 50 рублей на каждую лошадиную силу. А, скажем, в Чечне – 14 рублей (самая низкая ставка на Северном Кавказе).

Но ведь налог оплачивается даже в том случае, если автомобиль вообще не используется, а просто стоит в гараже у водителя. Система «Платон» принципиально отлична – по сути своей, это экономический налог.

Допустим, грузовик накручивает в течение года более 100 тысяч километров, и его владельцу придется заплатить около 300 тыс. рублей (с учетом увеличивающихся после марта ставок). Чем больше человек работает, тем больше платит. И размер платы никак не перекрывается ставкой транспортного налога, который Путин предложил отменить для дальнобойщиков.

Таким образом, путинское «послабление» дальнобойщики на самом деле практически не заметят. Поэтому они категорически высказались против того, чтобы отменой налога подменяли отказ от системы «Платон». При этом все автовладельцы оплачивают еще и третий вид обязательных платежей – акцизы на бензин (они также идут в дорожные фонды).

Ставку транспортного налога устанавливают региональные власти – причем в рамках, которые закреплены федеральными властями в Налоговом кодексе.

Можно предположить, что в случае выпадения налоговых платежей, взимаемых с большегрузов, губернаторы захотят повысить ставки с легковушек. Или, например, станут отказываться от социальных льгот по уплате налога, коими в последнее время местные парламенты «сорили» необычайно активно.

Еще один возможный сценарий – это введение обязательных платежей за проезд грузовиков по региональным дорогам (напомним, «Платон» действует только на федеральных автотрассах).

На Ставрополье депутаты от ЛДПР уже поддержали идею, чтобы муниципальные чиновники взимали плату за проезд грузовых автомобилей по дорогам местного значения. Естественно, все это также будет суммироваться с двумя уже существующими платежами – транспортным налогом и топливными акцизами.

Ну а крайними, естественно, окажутся дальнобойщики. Во время экономического кризиса, когда кушать хочется всем, а денег на всех не хватает, обязательно находятся «стрелочники». Россказни про «пятую колонну Госдепа» тут окажутся очень кстати…