Стоит ли жаловаться в суд на суд?

Почему закон о штрафах за волокиту и неисполнение судебных решений не может работать

С 4 мая в России действует закон, согласно которому Россия должна на практике применять средства правовой защиты по постановлению Европейского суда по правам человека. Закон, подписанный президентом Дмитрием Медведевым 1 мая, ввел компенсации за «судебную волокиту»; но это – красивая декларация, которая абсолютно не будет работать. Закон не помогает разорвать сложившийся порочный круг невыполнения решений.

Закон был введен в результате подписания дополнительного протокола №14 Европейской конвенции, по которому Россия гарантировала, в том числе, надлежащее исполнение решений Европейского суда. Сейчас практически любой более-менее известный адвокат в России имеет на руках решения этого суда, которые в нашей стране злостно не исполняются. У меня тоже есть такие случаи.

Толчок этой истории дало дело участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Анатолия Бурдова. Он взыскал через суд с государства небольшую сумму в качестве компенсации за полученную им дозу радиации, но решения, принятые в разные годы, не исполнялись. Тогда Бурдов подал жалобу в Страсбургский суд, который оштрафовал Россию на 6000 евро за задержки в выплате компенсации пострадавшему чернобыльцу. Это решение и лежит в основе подписанного и уже вступившего в силу закона.

Закон состоит из двух частей. Первая часть это наложение штрафов за затягивание сроков.  Вторая часть – неисполнение судебных решений и штрафы за это.

В тексте закона, там, где речь идет о затягивании судебных процессов, присутствует обтекаемая фраза: «разумные сроки». Какие это сроки, непонятно. Например, в Европейском суде есть прецеденты рассмотрения и по 20 лет. В Италии 10 лет слушалось дело, было принято решение, которое не удовлетворило пострадавших.

Они обратились в Европейский суд, который опять-таки 10 лет рассматривал это дело. И за эти 10 лет было принято решение, что 10 лет слушать дело

разумно.

У меня есть дело по «Норд-Осту». Оно рассматривается в Европе уже 8 лет: пишутся меморандумы, идет переписка, задаются вопросы, но конца и края этому не видать. Мы надеемся, что спустя 10 лет будет какое-то разумное решение. 6 лет лежит дело по «Трансвааль парку». По нему вообще ничего не двигается; наверное, пока еще не пришло время для этого. С позиции Европейского суда 10 лет – вообще не срок. Так будут ли у нас одни судьи наказывать других за то, что те долго рассматривают дела?

С выполнением решений все еще сложнее. Раньше деньги по решениям Европейского суда платило Министерство финансов под надзором судебных приставов. Потом появился акт о том, что Минфин и сам может платить, без чьей-либо помощи, но ведомство платить не стало. Уже который год министерство ничего не платит по решениям суда. Закон поможет сделать так, чтобы Россию не беспокоила комиссия Евросовета с проверками: почему злостно не исполняются решения Евросуда. Но гражданам закон не поможет. Появляется еще одна возможность через суд добиться исполнения судебного решения. Но если одно решение ранее не исполнялось, почему должно будет исполняться второе?

Как можно решить эту проблему и заставить закон работать? Достаточно просто вернуть Федеральной службе судебных приставов (ФССП) полномочия автоматически снимать со счетов Министерства финансов деньги по судебным решениям. И не ждать добровольных шагов от ведомства. А во-вторых, надо конкретизировать сроки принятия решений и персональную ответственность судей за затягивание дел.