Новый яппи: как глава А1 Александр Винокуров монетизиру

Новый яппи: как глава А1 Александр Винокуров монетизирует свои таланты Новый яппи: как глава А1 Александр Винокуров монетизирует свои таланты Помогла ли его карьере женитьба на дочери министра Лаврова

Выслушав зарплатные ожидания Александра Винокурова, основатель группы «Сумма» Зияудин Магомедов 116 счел их агрессивными. 28-летний финансист, выпускник Кембриджа с опытом работы в глобальных структурах, озвучил ему сумму с шестью нулями. В том числе $2 млн «подъемных» за переход на пост президента группы «Сумма», $2 млн годовой зарплаты. Плюс ежегодный бонус — по данным нескольких источников Forbes, от $2 млн до $6 млн. В апреле 2011 года, когда состоялся разговор, желаемое вознаграждение выглядело завышенным: выручка группы составляла $1 млрд, компенсации менеджеров в компаниях аналогичного масштаба были скромнее. Однако Винокуров представил Магомедову презентацию с новой стратегией быстрого роста и произнес чемпионскую речь о превращении «Суммы» в одну из лучших инвестиционных компаний мира в сфере private equity. Бизнесмен в итоге согласился — ему как раз требовался управленец с международным опытом для реализации амбиций глобального игрока в области транспортной инфраструктуры. «Чтобы договориться с Магомедовым на такие деньги, нужно иметь большую силу», — замечает собеседник Forbes. Сам Винокуров от комментариев отказался.

Спустя три года их пути разошлись — Магомедов получил большой задел для красивой бизнес-истории, а Винокуров возглавил А1, одно из инвестиционных подразделений «Альфа-Групп», чьи финансовые ресурсы в целом на порядок выше, чем у «Суммы».

  Винокуров — один из тех образованных высокооплачиваемых молодых профессионалов, которые сосредоточены на карьере и ради нее готовы жертвовать личным комфортом.

В западных странах их называют «яппи» (от англ. young urban professional person). 30 лет назад их воспринимали как продукт рейганомики, но и поныне они остаются одной из движущих сил в обществе потребления во всем мире. Слагаемых личного успеха яппи может быть несколько: блестящее образование, упорный труд, настрой на победу, перспективные знакомства и даже удачный брак — все может способствовать карьерному росту при наличии таланта. Насколько Винокуров в этом преуспел и каковы его результаты в бизнесе?

 «Я помню Сашу Винокурова 15-летним хулиганом, которого образумило образование в Англии. Саша выучился в Кембриджском университете.

В Англии познакомился с симпатичной девушкой Екатериной, которая по стечению обстоятельств оказалась дочерью министра иностранных дел Сергея Лаврова, и женился на ней в 2007 году.

Это дало определенный синергетический импульс семейному бизнесу, в том числе через контакты тестя», — рассказывает знакомый Винокурова краткую историю элитной семьи. Отец Винокурова, по образованию инженер, в начале 1990-х познакомился через общих знакомых с Шабтаем Калмановичем, и тот предложил ему заняться бизнесом. В компании «Лиат-Натали», основанной Калмановичем и Иосифом Кобзоном, Семен Винокуров стал младшим партнером, отвечавшим за фармацевтический бизнес. В середине 1990-х компания обслуживала государственные поставки лекарственных препаратов в регионы и была одним из крупнейших оптовиков. Уже тогда многие российские бизнесмены задумались о том, чтобы дать детям образование за рубежом. Семен Винокуров, прививавший сыну самостоятельность, тоже решил отправить сына за границу. Так Александр оказался в частной школе при Ассоциации британских пабов и пивоварен. Не самое подходящее место для того, чтобы выиграть билет в высший свет.

Помогло знакомство с соотечественниками, которые позвали его учиться в более интересной школе Leys.

Там у Винокурова появилось четкое понимание, как реализовать амбиции лидера. Спустя несколько лет, в 2004 году, он окончил экономический факультет Кембриджского университета, сдав экзамены на отлично. В университете Александр стал сооснователем и президентом Русского общества Кембриджа, которое проводило культурные мероприятия, 

но больше запомнился звездными вечеринками, на которые съезжались русские студенты со всей Англии. 

После организованного им в кампусе концерта «Би-2» King’s College ввел ограничение на уровень шума в своих зданиях. «Винокуров очень амбициозный парень, для него нет границ. Такие люди совершают подвиги и становятся миллиардерами», — отзывается о нем один из хедхантеров. Главное препятствие на этом пути — неизбежные ошибки в отношениях с людьми в силу возраста, недостаток эмоционального и социального интеллекта, а также аррогантность, добавляет он.

Недостаток опыта Винокуров компенсировал упорным трудом, сделав хорошую карьеру в инвестиционном бизнесе. С выбором профессии помог Рубен Варданян 92, бывший владелец инвесткомпании «Тройка Диалог», рассказывает их общий знакомый. В 2001 году Винокуров прошел в «Тройке» стажировку для студентов, которая пользовалась большой популярностью. «Александр был в числе наиболее ярких и талантливых участников. Уже тогда было понятно, что у него хороший потенциал», — вспоминает Варданян. По его словам, со старшим Винокуровым он познакомился через общих друзей, с его семьей дружит домами. Позже Варданян посоветовал Винокурову, приглашенному после университета на работу в UBS и Morgan Stаnley, выбрать последний.

В 2004 году там собралась яркая команда инвестбанкиров под руководством Райра Симоняна, уходить рано с работы в Morgan Stаnley было не в тренде. «Как-то я пришел в офис в субботу утром, а ушел во вторник поздно вечером», — рассказывал Александр Винокуров Forbes в 2011 году. «Винокуров участвовал во многих сделках, у него большой талант», — отзывается о нем Симонян. В Morgan Stаnley каждый был универсальным солдатом, вспоминает один из членов русской команды того времени. Синдикаты, первичные размещения и сложно структурированные сделки с финансовым плечом могли делать одни и те же люди. Большинство работавших на износ инвестбанкиров в то время мечтали работать с крупным капиталом в хедж-фонде или в сфере прямых инвестиций (private equity). В 2006 году такая вакансия Винокурову подвернулась — хедхантеры предложили собеседование в TPG, открывавшем российский офис.

Крупнейший американский фонд прямых инвестиций, который сейчас управляет $75 млрд, был правильным местом, чтобы быстро сделать карьеру в России. 

Винокуров знал, как, с кем и какие сделки делать фонду, и вместе с Джимом Симонсом стал соруководителем офиса и самым молодым вице-президентом TPG. 

До этого в России о нем практически никто не слышал, теперь он проводил ежедневно пять-шесть встреч с бизнесменами, банкирами и чиновниками.

Американцы хотели инвестировать на растущих рынках России, Центральной и Восточной Европы и Ближнего Востока до $1 млрд в год и просмотрели более 80 компаний. За пять лет у фонда появилось несколько новых активов: питерская сеть гипермаркетов «Лента», инвестиции в акции ВТБ в рамках приватизации госбанка, доля в московских офисных центрах «Белая площадь» и «Белые сады», а также бельгийская компания с российским производством Ontex S.A. и производитель кофе Strauss Coffee. Винокурову было чем гордиться: вложения в сеть гипермаркетов «Лента» (рыночная стоимость оставшегося у фонда после частичного выхода пакета 35,6% — $1,2 млрд) оказались одной из лучших сделок фонда, получившего более чем 5-кратный возврат на капитал. Сделку осложнил корпоративный конфликт между миноритариями и новыми финансовыми инвесторами — TPG и ВТБ.

Автор: Елена Зубова

источник: forbes.ru