Чего больше всего боится Меркель

На модерации Отложенный

В Берлине референдум о членстве Великобритании в ЕС и ее потенциальный выход из Союза считают «экзистенциальной угрозой» для Европы. Канцлер Меркель не является исключением. Угрозы «брексита» боятся больше, чем кризиса с мигрантами, экономических неурядиц и проблем с Россией.

Одним из вопросов открывающегося в четверг в Брюсселе саммита ЕС, последнего в этом году, будет состоящие из четырех основных пунктов предложения Дэвида Кэмерона о реформировании Евросоюза. Естественно, обсуждение предложения Лондоне не обойдется без дискуссии о намеченном на конец 2017 года референдума о членстве Соединенного Королевства в ЕС. Угроза того, что британцы проголосуют за выход из Евросоюза, вполне реальна.

За событиями на Туманном Альбионе с особой тревогой следят в Берлине. Немецкие политики так же, как все остальные европейцы, не хотят ухода Британии, но не хотят этого, пожалуй, сильнее, чем где-либо еще. Однако и в Германии опасаются, что уступок, которых премьер Кэмерон может добиться от Брюсселя, окажется недостаточно для того, чтобы убедить британских евроскептиков не голосовать за выход королевства из Евросоюза.

Премьер-министр Великобритании, в частности, хочет вернуть часть полномочий, переданных Еврокомиссии. Это, считает он, поможет ему победить на референдуме. Судя по всему, пишет Bloomberg, он попытается дать на саммите бой, чтобы успокоить противников евроинтеграции.

«Руководитель государства никогда не должен подвергать свою страну или Европу экзистенциальному риску и любым угрозам»,- приводит агентство Bloomberg слова Норберта Реттгена, главы комитета бундестага по внешним делам.

Еще один высокопоставленный депутат и член правящей партии ХДС Гюнтер Кришбаум считает, что Кэмерону не следует надеяться на то, что ЕС в угоду Лондону начнет менять законы.

Между тем, в Лондоне говорят, что Дэвид Кэмерон намерен стоять до конца и не собирается уступать по наиболее спорным и острым вопросам: реформе системы социальной защиты Евросоюза и по мигрантам. Противников у британского премьера хватает не только в Европе, но и в королевстве. К ним, к примеру, относится бывший премьер-министр Великобритании Джон Мейджор. По его мнению, «флирт с выходом крайне опасен и идет вразрез с интересами страны».

На континенте оппоненты тоже не хотят, чтобы Великобритания имела дополнительные полномочия и занимала особое положение среди 28 членов ЕС.

Премьер-министр Италии Матео Ренци возражает, например, против передачи Лондону права вето по важным вопросам. Об этом он рассказал, выступая перед парламентом Италии в Риме.

Ангела Меркель настроена по отношению к агрессивной политике Дэвида Кэмерона миролюбивее большинства коллег по цеху. Она намерена приложить все усилия, чтобы помочь ему оставить Соединенное Королевство в Евросоюзе. Канцлер готова искать компромисс в то время, как большинство европейских лидеров готовятся отвергнуть его план реформ ЕС и хотят заставить его поумерить тон.

Наверняка, считает Bloomberg, коллеги отвергнут предложение главы британского правительства принять закон, по которому беженцы, попадающие в Британию, должны ждать четыре года, прежде чем они смогут получать социальные выплаты и компенсации. В ряде европейских стран крайне недовольны как предложениями Лондона, так и тем, как проходят переговоры Брюсселя и Великобритании по реформе Евросоюза.

Большинство специалистов считают маловероятным, что другие члены ЕС согласятся и с требованиями Лондона изменить ряд законов Союза. К изменениям устава ЕС относятся крайне отрицательно даже в Германии, где у Кэмерона, наверное, больше всего союзников.

Независимо от исхода саммита ЕС, который пройдет 17-18 декабря в Брюсселе, Дэвид Кэмерон, похоже, продолжит свою челночную политику, заключающуюся во встречах с лидерами европейских стран. Его следующая встреча с Ангелой Меркель состоится уже в следующем году, в январе, на съезде союзника ХДС по правящей коалиции – баварского ХСС.

Несмотря на желание сохранить Великобританию в Евросоюзе в Берлине говорят, что их помощь имеет границы. Выход Британии будет сильнейшим ударом по ЕС в трудные времена, во время самого глубокого кризиса с момента создания объединенной Европы. К тому же, вслед за победой евроскептиков наверняка проведут новый референдум и шотландские сторонники выхода из состава Великобритании.

«Это означает, что в короткий промежуток времени британский премьер-министр разрушит еще и Соединенное Королевство,- считает Норберт Реттген.- Такой риск неоправдан».