Смертельные градусы. Россия залита поддельным алкоголем

На модерации Отложенный

Из новостных сводок нашего времени: «Российская газета»: «Под Новосибирском накрыли цех нелегалов по розливу поддельной водки». «Информационный портал города Шахты»: «Поддельный алкоголь поставляется на прилавки шахтинских магазинов». «Россия-1»: «Подпольная сеть поставляла алкоголь в Москву». «Наш Ярославль»: «В Ярославле ликвидирован подпольный цех по производству поддельного алкоголя». «Бизнес-газета»: «В Республике Татарстан за месяц алкоголем насмерть отравился 21 человек, с начала года – 315». «31TV»: «13 тонн суррогатного алкоголя изъято в Челябинской области».

Этот список можно продолжать, что называется, до бесконечности. Ужасающая картина распространения спиртосодержащего суррогата вырисовывается по большинству регионов Российской Федерации. Под видом качественного и порой даже элитного алкоголя продаются как с прилавков магазинов, через Интернет, так и «из-под полы» сотни тысяч литров отравы, уносящей жизни россиян в Новосибирске, Казани, Челябинске, Воронеже, Москве и других городах России.

Полицейские задерживают многочисленные фуры с миллионами бутылок «французского коньяка» и «шотландского виски», владельцы которых, что называется, стригут колоссальное бабло на желании отдельных россиян не просто расслабиться, пропустив рюмку-другую, но и при этом не особенно опустошить свой кошёлек.

Откровенно говоря, удивляет беспечность граждан, которые готовы приобретать в интернет-магазинах «кубинский ром» или «армянский коньяк» по цене 100 рублей за бутылку. При этом люди, считающие, что экономия на собственном здоровье оправдана, оказавшись на больничной койке, первым делом заявляют не о том, «какой я дурак», а о том, что российским властям необходимо навести порядок в сфере распространения алкогольной продукции. Оно, конечно, понятно – Путин по определению виноват всегда и во всём… И даже в том, что не отговорил Ван Ваныча из Подмосковья от покупки трёх бутылок «бурбона» и бутылки «вина из гроздей виноградных плантаций Прованса – южных, естественно, склонов» по цене 120 и 75 рублей соответственно. Когда Ван Ваныч начинал встречи тет-а-тет, причём «лицом к лицу», с унитазом, он только начинал подозревать, что его проблемы начались сугубо из-за того, что это кремлёвские власти буквально в рот заливали ему «коллекционный бурбон», после употребления которого на прошлой неделе так и не смогли откачать соседа по этажу Василь Василича. А вот когда Ван Ваныч очнулся уже в реанимации центральной районной больницы – тут-то картина государственного против него заговора пред ним и открылась окончательно…

И ведь таких Ван Ванычей, готовых отравиться ради «финансовой выгоды» по стране, к сожалению, немало. Интернет таким людям «приходит на помощь». К примеру, на запрос о приобретении алкоголя «дёшево» Яндекс откликается (внимание!) более чем тремя миллионами различных ссылок – точки практически в любом регионе. Хочешь – вышлют, не хочешь – заберёшь сам у дилера в ближайшей подворотне.

Смертельные градусы. Россия залита поддельным алкоголем

Некоторые ссылки особенно интересны, хотя бы потому что они и не скрывают торговли спиртосодержащей «палёнкой». Причём одни это без особого камуфляжа называют прямо – контрафактом. А другие решают придать некоторого «изысканного шарма», упоминая о «дубликатах элитного алкоголя».

Открывая такие ссылки, можно обнаружить целую уйму предложений от всевозможных интернет-маркетов. Для наглядности – один из примеров продажи откровенного яда: виски-«дубликаты». Например, известная марка White Horse идёт по 180 рублей за литр! Как гласит известный интернет-мем: за литр, Карл!.. 12-летний Chivas Regal – 140 рублей за бутылку… Ну, а Jack Daniels – и вовсе по 120…

Смертельные градусы. Россия залита поддельным алкоголем

И таких магазинов не единицы и даже не десятки. Их как лотков на восточном базаре – для любителей смертельной халявы настоящая «кладовая». Только вот куда после посещения такой кладовой попадёт человек, решивший одолеть бутылку того же «Чиваса», купленной по цене кружки пива – вопрос, который впору задавать медицинским экспертам.



Однако стоит ли заявлять исключительно о том, что, дескать, сами виноваты, и что государственный аппарат в данном случае совсем «не при делах»? Очевидно, что если упомянутый неоднократно Ван Ваныч решил, что называется, на свой страх и риск травануться бутылкой «элитного» коньяка (виски, рома и т.п.) по своей собственной инициативе, приобретая товар по заведомо не адекватной для оригинального напитка цене, то тут глупо тыкать пальцем вверх с немым вопросом на челе. Но ведь проблема и в том, что изымается суррогат не только в интернет-магазинах, предлагающих его по цене горсти семечек, но и в супермаркетах, где владельцы решают накрутить на одной бутылке процентов 600-700. Другими словами, при отсутствии системы реально сурового наказания для торговцев смертью (а ведь чем по сути своей отличаются торговцы суррогатным спиртосодержащим зельем от торговцев спайсами или иными нелегальными (не распространяющимися через сеть аптек и клиник) наркопрепаратами), эти самые торговцы будут только увеличивать производство отравы, распространяя её по аффилированным торговым сетям. Владельцы таких сетей, выступая фактически соучастниками уголовного преступления, сегодня так же не несут никакой ответственности за то, что под видом сертифицированной продукции с наклейками-акцизами торгуют субстанцией, розлитой в одном из городских гаражей.

Задержали одну фуру, задержали вторую – суррогат в лучшем случае вылили на землю, а что потом? А потом у производителя отравы появляется желание сделать так, чтобы в другой раз на движение грузовика с суррогатом полиция посмотрела сквозь пальцы и допустила к потребителю, который действительно желает попробовать, каков на вкус настоящий кубинский ром. И обязательно найдутся полицейские (пусть и прошедшие переаттестацию на отлично…), которые решат, что пара десятков смертей от отравления алкогольной подделкой на подведомственном участке – не то, что может не позволить взять на лапу конверт с суммой, эквивалентной полугодовому жалованию.

Так что же государственный аппарат?

Федеральная антимонопольная служба наконец-то признала, что уровень суррогатного алкоголя в России достиг «критической отметки». Для решения этой проблемы предлагается пойти на понижение или заморозку акцизных ставок для алкоголя легальных производителей, теряющих миллиарды рублей в связи с разгулом «алкогольного» криминала. В то же время в ФАС раскритиковали инициативу о введении закона на продажу алкоголя лицам, достигшим возраста 21 года. По заявлению представителя ФАС это может спровоцировать лишь рост объёмов употребления суррогатного алкоголя лицами, возраст которых 21 года не достиг. В то же время ФАС рассматривает вопрос о поддержании идеи Минпромторга продавать, к примеру, пиво в «нестационарных торговых точках», включая ларьки и киоски. Инициатива, несколько странная, особенно если учесть, что изобретательные владельцы многих киосков, установив перед торговой точкой столик, теперь заявляют, что у них тут, понимаешь, «кафе», и что они могут в нём продавать фактически любой алкоголь круглые сутки…

Помимо озвученных инициатив госвласти в лице зампреда российского правительства Александра Хлопонина предлагают разрешить регионам самостоятельно решать вопросы о временнЫх интервалах продажи спиртного, а также о том, возможно ли запретить продажу алкогольных напитков полностью. С одной стороны заявление о возможном запрете продажи алкоголя на региональном уровне выглядит попыткой заботы о сохранении здоровья населения, однако сразу же вспоминается заявление ФАС о том, что население в таком случае может начать пить всякую дрянь – со стороны. Мало того, не превратится ли такая инициатива в горбачёвский «сухой закон», когда под видом борьбы с алкоголизмом начали вырубаться виноградники и разбираться по кирпичику заводы, производящие качественную продукцию - другая крайность, приведшая известно к чему...

В общем, проблема приобрела по-настоящему серьёзный масштаб и по определению требует взвешенного решения на государственном уровне. При этом не нужно забывать, что государство в этом случае может принять закон, но не может заставить каждого человека заботиться о здоровье. В конце концов, наличие трезвой головы на плечах и в прямом и в переносном смысле – один из наиболее эффективных способов борьбы и с производителями суррогата, и за здоровье нации одновременно.