Российско-американская ядерная сделка глазами китайцев
На модерации
Отложенный
После нескольких месяцев жесткой политики конфронтации и некоторых личных авантюр, Договор о сокращении ядерного оружия, несомненно, стал личной победой для президента Обамы. Он также породил новый стимул для российско-американских отношений, и он может даже усилить давление на Иран. Однако в более широком международном стратегическом контексте, сделка, вероятно, не станет серьезной помощью для создания более безопасного мира.
В прошлом большинство других ядерных держав, таких, как Китай, насмехались над ядерным оружием, называя его "бумажным тигром", и подчеркивали необходимость мира без ядерного оружия. Однако, исходя из их стратегического мышления, ядерное вооружение остается важным инструментом устрашения в военной обстановке, которая все еще является враждебной. В целом, существует пять основных причин, по которым новый пакт не производит особого впечатления.
Сокращение численности боеголовок от 2000 единиц до 1550 – важный шаг вперед. Однако 1550 боеголовок – это все еще достаточно большое количество по сравнению с 200 боеголовок, которые имеет Китай. Также Китайская Народная Республика не имеет даже 700 стратегических ракет, которые Америка и Россия продолжат развертывать после соглашения. Пентагон подсчитал, что Китай имеет в наличии около 100 ракет среднего и большого радиуса действия. Поэтому руководство в Пекине или Дели считают, что "гора родила мышь".
Во-вторых, качество значит больше, чем количество. Большие запасы ядерного оружия в России и Америке являются наследием устаревшей доктрины взаимно-гарантированного уничтожения. Сегодня ядерные державы имеют обыкновение следовать минимальным стратегиям устрашения, подразумевая способность нападать на избранные основные мишени. Для этого требуется значительно меньше арсеналов, но они должны быть надежными и малоуязвимыми. Главные ядерные державы – включая Китай, Россию и США – тратят ежегодно миллиарды долларов на модернизацию своих систем доставки.
Америка модернизирует свои ракеты "Minuteman III". Россия увеличила численность мобильных пусковых установок "Тополь-М" и испытывает новые ракеты для подводных лодок. Китай увеличил запасы модифицированных ракет "Dong Feng 25", и вероятно, начнет использовать новые ракеты дальнего радиуса действия "Dong Feng 41" в этом или следующем году. По примеру России и США, Китай и Индия также усиленно работают по установке маневренных боеголовок (MRIV) на свои ракеты для того, чтобы сделать их более защищенными от систем ПРО. Таким образом, достижение максимальных задач с использованием минимального ядерного вооружения стало новой заповедью военного планирования.
В-третьих, стратегию устрашения стараются использовать на многих уровнях. Даже при уменьшении количества ядерного оружия, в других регионах продолжатся игры "зуб за зуб". Поскольку запуск ядерных ракет становится важным аспектом, теперь страны тратят миллиарды долларов на создание систем противоракетной обороны.
Америка размещает свои перехватчики не только в Восточной Европе, но и в Аляске, Калифорнии и Тихом океане.
Китай, Индия и Россия также наращивают противоракетные возможности. Космос стал другим важным театром действий. В бюджет Пентагона на 2011 год были включены десятки новых дорогостоящих исследовательских программ с целью превращения США в ведущего военного игрока на планете. Китайцы ответили строительством новых противоспутниковых ракет и лазеров.
Кибервойна зачастую даже не фигурирует в официальных оборонных бюджетах, но Китай, США и Россия имеют тысячи специалистов, готовящихся к цифровым нападениям. Также не следует забывать, что все державы в Азии активно и масштабно инвестируют в арсеналы обычного оружия, включая модернизированные крылатые ракеты большой дальности, подводные лодки, авианосцы, истребители и т.д. В Тихоокеанском регионе США превращают Гуам и Гавайи в огромные военные плацдармы. Европейцы могут пренебречь такой демонстрацией силы. Всё же для большинства азиатских стран вопрос заключается не в том, есть ли здесь гонка вооружений, а в том, какой будет эта гонка.
В-четвертых, многие китайцы и индийцы сомневаются в том, что Америка продолжит сокращать численность своего ядерного арсенала. Конгресс полон милитаристов, и вряд ли захочет следовать этим инициативам. Обаме будет сложно получить от Конгресса ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, заручиться поддержкой конгрессменов для вывоза американского тактического ядерного оружия из Европы или принять стратегию неприменения ядерного оружия первым.
И наконец, Америку не расценивают как честного брокера. Китайские чиновники и СМИ неоднократно обвиняли Вашингтон в использовании двойных стандартов в вопросах, связанных с гражданскими и военными ядерными амбициями других стран. Во время недавней конференции в Университете Синьхуа ведущие военные и гражданские эксперты привели в пример ядерное соглашение Америки с Индией и двойственность Америки по отношению к процессу переработки ядерного топлива в Японии.
Основная проблема с доктриной "глобального нуля" (Прим. "InoZpress": ликвидация ракет средней и меньшей дальности), которую сейчас поддерживают многие из администрации Обамы, заключается в том, что она изолирует вопрос о ядерном оружии из более сложных дилемм по безопасности, которые все еще существуют между главными державами. Ядерное оружие, вероятно, станет менее важным, поскольку в космосе и киберсфере разрабатываются новые формы обычного устрашения. В результате могут появитья другие параметры и границы для нового кодекса поведения. Однако для большинства развивающихся стран ядерная сила остается стабилизатором и довольно дешевым страхованием жизни.
Комментарии
- Да зря мы разоружались.
Входит вооружённый китаец:
- Свидание окончено.