ЗАЧЕМ ХОДЯТ К ВРАЧУ

Когда старшеклассник-выпускник выбирает путь медицины и отправляется подавать документы в медицинский университет, он ни минуты не сомневается, что его счастливая будущность - лечить людей. Наивный студентишка просиживает ночи за увлекательной пропедевтикой и зубодробительной фармакологией, грезя возможностью совершать благое дело - превращать больных людей в здоровых. Одним взмахом скальпеля или, того удивительней, одной таблеткой.
Упоительные иллюзии начинают рушиться значительно позднее. Примерно в первые месяцы ординатуры молодой доктор понимает, что круто ошибался со своими представлениями о том, в чем состоит благородный труд врача.
Мое озарение ускорили слова старшей коллеги-наставницы: "Маша, твои знания никому не сдались. Ты должна посмотреть на пациента и понять, что ему нужно. И если ты сможешь ему это дать, ты будешь врачом от Бога."
Надо сказать, эти золотые слова не сразу дошли до мозга упоротой перфекционистки с синдромом отличницы. Это как жы это, не нужны мои знания? Это что жы это, зря я, что ли, знаю наизусть пятьучебников по неврологии и три кафедральные методички, не считая справочника Видаля?..
Однако ежедневное общение с пациентами окончательно познакомило меня с реальностью, которая не имеет ничего общего с академическим: "поставь топический диагноз, свяжи его с клиническими проявлениями, получи максимум инфы из обследований и - вуаля, у тебя есть заключительный диагноз и алгоритм лечения, теперь ты можешь помочь больному".
Пациенты, которым нужно то самое, что я сейчас написала - мои любимые. Они больше всего времени проводят у меня в кабинете, я их долго и внимательно смотрю, вопреки негодованию остальных, кто мается в ожидании своей очереди. Именно им я могу позвонить, чтобы узнать, как они себя чувствуют, или дать свой телефон. Этих пациентов, которые хотят превратиться из больных людей в здоровых, а ежели это превращение невозможно, то хотя бы в людей с хорошим качеством жизни, - меньшинство. Остальным нужно другое.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
Когда я перешла в другую поликлинику, мне нравилось абсолютно все. Только пациенты приводили меня в недоумение. Принимала я два раза в неделю, записаться ко мне было не так чтобы просто, а на приеме почему-то оказывалось около 50% людей "ниачом". То есть таких, которым помощь невролога была не нужна. Совсем.
Пациенты с рассеянным склерозом в период ремиссии. Люди с гипертонией без единой жалобы неврологического профиля. Дамы бальзаковского возраста, которых вообще ничто не беспокоило, "но капельницу можно и назначить". Мальчики-инженеры, у которых "неделю назад нимношка поболела спина и прошла". Все мои пациенты широко и загадочно улыбались, после стандартного осмотра радостно прощались и уходили...
...Чтобы рассказать коллегам из своего отдела (поликлиника частная и работает только с пациентами одной компании), чо как там новый доктор - добрая или злая, внимательная или безразличная, можно ли просить больничный и прочее. Через полгода сотрудники выяснили для себя ключевые моменты: новый невролог больничный просто так не даст, улыбается редко, трещать за жизнь не любит, а заход "девушка, примите меня, у вас все равно никого нет," - это самый эпичный фейл, который только можно придумать. После этого пациенты стали приходить по делу.
НИШТЯКИ ОТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Очень многих граждан до сих пор не покидает святая вера в то, что наше государство можно обмануть и поиметь с него кучу денег. Иначе я не могу объяснить толпы пациентов, штурмующих врачей разных специальностей с целью оформления инвалидности - без вполне определенных на то причин и показаний.
Приснопамятный остеохондроз в этом отношении очень благодатный диагноз - то есть так кажется пациентам. А чо - если хорошо поискать, его можно найти у всех (МРТ в помощь!), боль в спине и еж сумеет изобразить, а дальше дело за малым - мурыжить врачишку, чтоб подольше держал на больничном, поддерживая свое стремление оказаться перед очами врачебной комиссии угрозами написать в твиттер Медведеву и совершая периодические профилактические набеги на кабинет главврача с криками, что у меня тут грыжа болит мне группа положена, пока у бедняги в белом халате не останется иного выхода, как оформить документы на МСЭ.
Если серьезно, некоторые особенно талантливые в вопросах симуляции люди все-таки получают свою третью группу инвалидности. И страшно удивляются, когда после очередного профосмотра их выкидывают с работы - потому что перевести на легкий труд некуда, а работать с вредными условиями нельзя. Так как пособие по инвалидности составляет ноль целых, две десятых копейки, начинается второй круг сношения мозга врачей поликлиники: "А можно мне как-нибудь так профосмотр подписать?!"
К другим популярным целям пациентов относятся:
Желание снять диагноз "эпилепсия", потому что не получается устроиться ни на одну нормальную работу. По факту никакой эпилепсии нет, но 10 лет назад пришлось отмазываться от армии, а другого диагноза почему-то не получилось нарисовать от балды. И теперь ни машину водить, ни работать нормально не выходит. Доктор, снимите мне диагноз, чо вам стоит-то!
Отдельная история - истинные эпилептики, слабоумные и отважные, которые вопреки регулярным генерализованным припадкам хотят водить машину. Грех наезда на людей, которые по случайности оказались в непосредственной близости от авто эпилептика, пациент почему-то без тени сомнения хочет возложить на врачишку. Доктор, ну подпишите мне справку, чо вам стоит-то!
Еще один тип пациентов - те, кому очень надо диагноз, чтобы не служить в армии. И почему-то одинокую протрузию в пояснице они считают тем самым счастливым билетиком, который позволит навеки избавиться от дамоклова меча военкомата. И кто вынужден расплачиваться регулярными сношениями в мозг? Правильно, врачишка!
ПОГОВОРИТЬ
Некоторые пациенты нашей поликлиники, по слухам, страшно страдают. Предшественница-доктор была примерно одного со мной возраста и даже чем-то похожа на меня. Помимо хорошего знания неврологии, судьба наградила ее талантом долготерпения. Иными словами, она могла слушать излияния пациента на темы, далекие от заболевания, часами. Сватья и братья, котики и собаченьки, лук на огороде и президент в телевизере, - любые темы доктор поддерживала невозмутимым молчанием, не торопясь переводить разговор в конструктивное русло. Надо ли говорить, что пациенты ее обожали? Психотерапия в обычной поликлинике - да это же дар божий!
Поэтому когда пришла другая молодая доктор, все по привычке потянулись поговорить. И с ужасом обнаружили, что на одного пациента доктор тратит всего-то от 5 до 15 минут! И все это время занимается какой-то фигней: спрашивает, потом раздевает и смотрит, меряет давление, и снова спрашивает, потом объясняет лечение и... все! И никаких тебе даже обсуждений успехов племянника в детском саду, или выводка котиков у соседки, да мало ли о чем еще можно поговорить с человеком в белом халате!..
В общем, есть пациенты, которым доктор видится материнской фигурой, к широкой груди которой можно припасть по предварительной электронной записи и излить наконец все свои душевные терзания. А лечение... А что лечение? Полечиться ведь можно и по интернету.
НИЗВЕДЕНИЕ И КУРОЩЕНИЕ
Они приходят в поликлинику с целью куда более высокой, нежели обычное выяснение причин своего недомогания. О нет! Они давно все знают про свою болезнь, но вот ведь в чем беда - врачишки поликлиник показывают удручающее незнание предмета.
Лучась праведным негодованием, как ядерный отход, такой пациент идет в больницу лишь для того, чтобы глумиться над темнотой врачишки и торжествовать победу своего разума над неосведомленностью носителя белого халата.
На самом деле, такие пациенты мало чем отличаются от сетевых троллей. Нет худшей ошибки, чем попытаться вступить с ними в спор. Потому что ни одного логичного аргумента все равно не последует, напротив, пришедший низвести врачишку будет ошеломлять его все более нелепыми и курьезными репликами.
Поэтому бывалые доктора обычно поступают так: прекрасно понимая, что пациент пришел не лечиться, невозмутимо выполняют весь алгоритм действий от и до так, чтобы придраться было нельзя, и так же аккуратно заносят все сделанное в карточку. После этого отправляют тролля на обследования или еще куда. Когда такой пациент приходит повторно, врачишка, широко улыбаясь, интересуется, выполнены ли рекомендации. И тут тролль обычно дает слабину. Он заявляет, что то и это он не делал, потому что всем известно, что это вредно, а в интернете написано, что врачи состоят в тайном сговоре с целью замучить как можно больше невинных пациентов.
Не переставая улыбаться, врачишка обычно сладко сообщает, что в связи с тем, что рекомендации пациент выполнять отказывается, с великим прискорбием носитель белого халата вынужден отказаться от дальнейшего общения и снимает с себя ответственность за здоровье пациента. Ежели тролль находится на больничном листе - врач аккуратнейшим образом вписывает, в чем конкретно не согласен с назначениями пациент и попунктно перечисляет все, от чего тот отказался. После чего заключает, что это ничто иное, как нарушение режима, и, как ни грустно врачишке, придется сделать об этом отметку в больняке. А больничные с отметкой о нарушении режима, увы, не оплачиваются.
Как правило, хватает двух-трех подобных заходов, чтобы слава о врачишке-убийце, который не гнушается запрещенными приемами вроде отметок о нарушении режима в больняк, распространилась среди пациентов. После этого тролли на больничном начинают вести себя в разы адекватней. А тролли, которым больничный не нужен, начинают скучать, потому что врач не принимает правила игры "я хамлю - ты отвечаешь - я жалуюсь главврачу - тебя лишают премии", более того, докторишка незаметно навязывает свои, куда менее увлекательные правила.
Знаете, почему доктор очень внимательно смотрит на пациента, особенно в первые несколько минут (иногда приходится писать карточку, но ушки на макушке врач держит все равно)? Забудьте про то, что он внимает вашим жалобам. Врач делает это самое - пытается понять, что вам действительно надо. А вылечиться пациенту нужно отнюдь не всегда. Поэтому, какие бы мотивы ни привели вас на прием врача - чем скорее вы дадите понять о них носителю белого халата, тем лучше.
Комментарии
Не знаю, где искать таких троллей, любящих побывать на больничном, наверное, среди депутатов, так как простых часто болеющих тружеников ни один работодатель долго терпеть не будет.