Город и горожане. НАЧАЛО ЕГО ПУТЕШЕСТВИЙ

Дивногорцы давно привыкли к тому, что на скалах противоположного берега Енисея, как раз напротив города, из года в год устанавливаются флаги. В советское время там трепетали на ветру только красные полотнища, в последние же годы горы поделил с ними российский триколор.
Традиции устанавливать флаги в этом году исполняется 52 года, а у самых её истоков стоял Владимир Егорович ФЁДОРОВ – ещё один представитель талантливой семьи, которая вместе с тысячами комсомольцев когда-то творила историю Дивногорска, а сегодня делает всё возможное для того, чтобы наше легендарное прошлое не было предано забвению.
Казалось бы, Владимир Фёдоров прожил в Дивногорске фактически всего четыре года – с пятилетним перерывом на службу во флоте, и 45 лет – в Нижнем Тагиле. Однако именно Дивногорск он считает своей родиной, по которой у Фёдорова до сих пор щемит сердце. По большому счёту, именно здесь произошло становление его личности, в здешних тяжелейших условиях ковался характер, определялись жизненные и профессиональные ориентиры.
Братья Фёдоровы приехали на строительство Красноярской ГЭС весной 1957 года. Володе исполнилось 18 лет, а Лев был на шесть лет старше его. Всё, что они увидели тогда – это несколько домов и множество палаток. Им выдали матрасы, постельные принадлежности и палатку, в которой они прожили до осени. С наступлением холодов переехали в армейскую палатку на 20 человек с железной печкой и полом, правда, у спавших с краю всё равно примерзала одежда. Но бытовая неустроенность и тяжёлая работа – сначала на бетонном заводе, затем в бригаде плотников Клочана, не испугала парней.
– Как и большинство окружающих, возводя ГЭС мы чувствовали себя чуть ли не богами, хотя при этом и недоедали, – вспоминает Владимир Егорович. – Не потому, что нас кто-то идеологически настраивал, сами испытывали такое воодушевление! Представьте, это была первая стройка в Союзе, где трудились не зеки, а комсомольцы, одержимые молодостью и азартом.
И даже работа до седьмого пота не валила их с ног. Фёдоровы увлеклись туризмом, заразившись этой страстью от инженеров Ленгидропроекта и Мосгидропроекта. Хоть вузов братья не заканчивали, но много читали, занимались самообразованием, были выносливыми и на все руки мастерами, поэтому удачно вписались в компанию туристов-альпинистов. Они обошли все окрестности, облазали все скалы на Столбах и пещеры, в том числе и те, что после перекрытия Енисея ушли под воду. Одну из них – «Дивногорскую» – открыли именно неутомимые Фёдоровы с Петром Панченко.
Работа на стройке тесно переплеталась с занятиями туризмом, комсомольскими делами – и на всё у них хватало сил и времени. В бригаде уже смирились с тем, что комитет комсомола постоянно просил Владимира поводить по окрестностям приезжавших знаменитостей – Ошанина, Пахмутову и Добронравова и т.д. Доверяли ему таких персон, а парень по молодости лет и не осознавал до конца своей ответственности, просто хорошо выполняя порученное дело.
Была в его биографии встреча с автором известного романа «Таис Афинская» И. Ефремовым. До этого Владимир всю зиму рубил причал (нынешняя пристань на набережной), долбя кувалдой и взрывая лёд, стягивая тросами конструкции из бруса.

Работали они в любую погоду, без оглядки на ветер и мороз. Затем его отправили в Москву от дивногорского клуба туристов, где он попал на лекции Ефремова. Писатель обратил внимание на молодого парня с бородой и дублёной кожей, попросил его остаться после занятий и в течение часа расспрашивал Владимира о строительстве, о людях, о нём самом, подарив на прощание свою книгу. Наверное, из таких встреч с разными людьми и складываются образы у литераторов.
Братьям Фёдоровым довелось общаться и с первым заместителем председателя Совета министров СССР А.И. Микояном, приезжавшим на стройку. Им, альпинистам-столбистам, доверили тогда зачистить скалы у ГЭС, с которых срывались камни прямо в котлован, где работали люди. Решив передохнуть, они спустились вниз. И тут к ним подъезжает кортеж, из машины выходит Микоян в сопровождении командующего Тихоокеанским флотом. А на Владимире, к тому времени уже отслужившем на флоте, был надет бушлат. Контр-адмирал, как к родному, бросился к нему с объятиями и расспросами о службе – может, «картину гнал», а может, действительно, в знак уважения к моряку, нашедшему своё место на великой стройке.
…Это Владимир и Лев Фёдоровы с друзьями-альпинистами Афанасьевым, Бычеком, Аполлоновым, Кричевским заложили традицию устанавливать государственный флаг на скалах. Накануне 1 мая 1958 года они перебрались на лодке на противоположный берег Енисея, без особого труда забрались наверх и укрепили древко с красным полотнищем на одном из выступов, доверив выполнение почётной миссии самому молодому из них – Владимиру. А чуть ниже на площадке выложили из камней слова «Слава КПСС!», побелив их известью. Надпись легко было прочитать с любого конца Дивногорска. Из года в год флаги менялись, камни – белились. После того как КПСС потеряла свой статус правящей партии, из тех же камней начали выкладывать слово «Дивногорск». Со временем установка флагов превратилась в семейное дело Фёдоровых. В 70-е на этих скалах Владимира и Льва сменил их племянник Игорь, а сейчас там водружают российское знамя сыновья Игоря Фёдорова – Изяслав и Ярослав.
В 1965 году Владимир Егорович уехал на постоянное место жительства в Нижний Тагил. К тому времени он с головой ушёл в спорт. С такими же, как сам, одержимыми путешественниками, исходил горы Алтая, Тянь-Шаня, Саяны, Памир, покорил бурные воды рек Забайкалья. Но по-настоящему прикипел душой к ориентированию, в конечном итоге став тренером сборной СССР по спортивному ориентированию. В. Фёдоров воспитал 22 мастера спорта СССР и России, организовал десятки походов выходного дня и соревнований различного ранга, подготовил карты окрестностей Нижнего Тагила, которые до сих пор используются на турнирах.
Весной нынешнего года заслуженный путешественник России, судья республиканской категории по спортивному ориентированию Владимир Фёдоров отметил своё 70-летие. Но применительно к Владимиру Егоровичу эта цифра кажется насмешкой. Он по-прежнему молод. И не только душой.