Чем поучителен для СНГ грузинский сценарий смены власти

На модерации Отложенный

В чем причина того, что первых лиц Грузии свергают силовым путем? 

Первого Президента Грузии свергли переворотом, Шеварднадзе – революцией роз, да и Саакашвили обещают «руки пообломать» и угрожают революцией.

Утверждают, что когда у страны нет хорошей конституции, тогда высок уровень вероятности возникновения политического кризиса, из которого практически не существует «мягкого» выхода. Новая власть первыми же своими шагами совершила то, в чем обвиняла Шеварднадзе, который собирался заменить существовавшую тогда президентскую модель русской моделью, представляющей собой деформированную систему: наполовину президентская республика – с возросшими президентскими полномочиями и снятой ответственностью.

- Саакашвили после «революции роз» сразу же в феврале ввел именно такую модель. Более того, ввел более тяжелую модель, чем во времена Шеварднадзе, заяляет член общественной конституционной комиссии Вахтанг Хмаладзе.

Presa.ge и Вахтанг Хмаладзе постарались произвести короткий экскурс в новейшую историю Грузии с тем, чтобы обществу стало понятно,какие процессы вызывает конституция приспособленная к власти, а не к обществу.

Ясно, что причина военных переворотов, революций в Грузии, кроется в наших неадекватных конституциях и в отсутствии искусства компромисса . За 20 лет независимости каждый из трех президентов , Гамсахурдия, Шеварднадзе и Саакашвили, переиначивал конституцию, которую необходимо изменить и сегодня.

Оппозиция перед местными выборами грозится заменить и президента Саакашвили. В условиях полного отсутствия в обществе искусства и способности к компромиссу, в результате до крайности напряженных взаимоотношений, очевидно мы будем иметь новую власть.

Проследим за видоизменением власти в Грузии.

В 1990 году создали Парламент – Верховный Совет, который формировал Правительство. Президентского института не существовало. Высшим должностным лицом в Грузии был Председатель Верховного Совета. Затем, в апреле 1991 года, был создан институт Президента. Президентом,сначала Верховным Советом затем в мае,уже прямыми выборами,был избран Звиад Гамсахурдия. После введения этого института конституционно, в Грузии существовала смешанная форма правления- наполовину президентская республика,так называемая,французская модель.

Здесь же следует отметить,что именно после этого в политическом спектре того времени начали возникать напряженности.Сейчас многие аналитики считают,что возникновению этих напряженностей способствовала смена модели правления.

Хотя, тогда существовали и более важные причины…Вспомним события лета 1991 года,когда ушел с должности премьер-министр Сигуа.Он заявил,что его отставка вызвана принципиальными разногласиями между ним и президентом.

Для смешанной формы правления характерно,что исполнительная власть принадлежит как президенту,так и правительству.Между их полномочиями не существует четкой границы.Исходя из этого вероятность того,что эти два института вступят в противоборство, к сожалению, очень велика. Причем мирный выход из этого конфликта возможен лишь при условии,что они достигнут компромисса.

Теоретики считают, что такая смешанная модель – наполовину президентская республика – модель содержащая наибольший риск. Риском считается то, что степень опасности возникновения конфликта между ветвями власти выше, чем в других моделях. И в случае возникновения конфликта вероятность «мягкий» выход из кризиса очень мала.

Затем случился военный переворот, власть сменилась и несколько месяце страной правила не легитимная власть. В дальнейшем создали Парламент, который в 1995 году принял конституцию, которая определила моделью власти Президентскую республику. Получили выбранного прямыми выборами президента – Главу исполнительной власти и Парламент.

Президент не имел права распустить парламент, а Парламент мог сместить Президента, но только правилом импичмента, который не мог быть осуществленным.

Образовались два властных института: законодательная и исполнительная, однако с низкой степенью взаимовоздействия.

Партия власти, например «Союз граждан», осуществлял реальное и эффективное воздействие друг на друга, то есть государственные вопросы решались на фоне внутрипартийных разборок.

Если у Президента есть свое парламентское большинство, тогда между ними конфликт не возникнет, А если парламентское большинство у других, то конфликт неизбежен и мирный выход из ситуации не существует.

Президент не сможет распустить парламент, а парламент не сможет отлучить президента от власти. Поэтому такая модель относится к категории жестких, где выход из кризиса возможен только в том случае, если в обществе высоко искусство компромисса.

В Соединенных Штатах Конституции обучают в школах и в учебных организациях, и учеба начинается так: «…Конституция Соединенных Штатов – искусство компромиссcа». Эта конституция жизнеспособна, так как общество осознает, что компромисс обязателен и необходим. В противном случае конфликт остается неразрешимым. Например, во всех странах, выбравших президентскую модель, хотя бы один военный переворот да произошел, а в некоторых и несколько. То есть, если дело дошло до столкновения, то мягкого выхода из него, при не осознании компромисса, не существует. Тогда происходит применение силы. Осознание общества начинается в семье, переходит на соседей и т.д. Все знают что такое бытовые конфликты, когда конфликт возникает из-за такой причины, которая может быть решена маленькой уступкой. Но мы, грузины, часто оказываемся в роли упрямых козлов, встретившихся на узком мосту и ни один не хочет уступить дорогу другому, в результате оба падают в воду. Это осознание приходит на определенной ступени развития общества и если мы не дойдем до этого – нам ничто не поможет.

Пример тому противостояние 2003 года между двумя крылами правящей партии, возникшими в результате ее раскола. Бывшее часть «Союза граждан» практически совершила государственный переворот. Произошел бескровный переворот, причину которого создало само правительство и поддержало общество, которому надоели действия правительства. Однако, в какие бы наряды не рядить этот переворот, он был антиконституционным.

Так происходило в большинстве тех стран, где была президентская модель правления. С полным основанием можно считать, что и принятая в 1995 году Конституцией президентская модель не была классической, поскольку правомочия президента Грузии были намного шире, чем у президента США.

Саакашвили вынудил парламент такие изменения в Конституции, которые неизмеримо расширили полномочия президента Грузии. Парламент практически лишился независимости, а правительство вместо того, чтобы быть независимой ветвью исполнительной власти, превратилось в аппарат президента.

Этими изменениями полностью были грубо нарушены принципы распределения власти и поэтому в Грузии нет демократии, а следовательно невозможно и строительство демократического государства.

К сожалению в январе-феврале 2004 года народ настолько был ажитирован сменой шеварднадзевского правительства и возлагала большие надежды на новое правление, что не среагировала на грубое нарушение конституционных принципов.Хотя надо отметить, что их надежды были беспочвенны, что подтвердили последующие события.

Очевидно что только та конституция жизнеспособна, которая будет пользоваться поддержкой большей части общества. Тогда оно не только само будет соблюдать свою конституцию, но защитит ее от всяких посягательств.