Перед Вами не стоит задача критического анализа источников — это означает, что Вы можете исходить из того, что представленный Вам оригинальный текст полностью соответствует оригиналу, то есть является аутентичным. Если бы люди следовали этому указанию, которое относится к письменным домашним заданиям учащихся и студентов, то важнейший, но многократно неверно процитированный документ об июльском кризисе, приведшем к Первой мировой войне, «растворился» бы в политическом архиве МИДа.
30 июня 1914 года — через два дня после покушения на наследника австро-венгерского престола в Сараево — всего лишь месяц отделяет мир от Великой войны. Кайзер Вильгельм II получает письмо от германского посла Чиршкого из Вены. В нем посол описывает политические настроения австрийской общественности и добавляет, что поставил себе задачу срочно предостеречь австрийцев от поспешных шагов в отношении Сербии, поскольку это может привести к политической эскалации. Кайзер, напротив, придерживался абсолютно другого мнения, он призвал посла в довольно грубой форме не делать глупостей и заявил, что он не уполномочен на подобные шаги — ведь «с сербами нужно покончить, причем скоро».
Уже в 1919 году эта депеша с комментариями кайзера была опубликована в «Немецких документах». Комментарий, ставший с тех пор известным на весь мир, был при этом неверно передан — «С сербами нужно покончить, причем скоро».
И после убийства в Сараево 28 июня из царившей долгое время фобии появилась определенность — и вот настал тот момент, когда мы еще можем сделать что-то и поэтому сначала «нужно» покончить — чего бы это ни стоило — с сербами, которые угрожают Австро-Венгрии, единственному союзнику Германии. Так считали кайзер, Бетман-Хольвег и Мольтке, то есть самые важные фигуры политической и военной сфер. Мольтке, как позднее отмечал госсекретарь Ягов, сказал ему во время автомобильной поездки в начале июня 1914 года: «Через два-три года Россия завершит процесс вооружения. (…) Сейчас мы в некоторой степени способны с ними справиться. По его мнению, не остается ничего другого, как начать превентивную войну, чтобы побить противника, пока мы еще можем выстоять в какой-то мере». Теодор Вольф (Theodor Wolff), издатель Berliner Tageblatts, записал в своем дневнике разговор с Яговом от 25 июня 1914 года, в самый разгар дипломатического кризиса. Ягов сказал ему: «Если так должно случиться (…) — когда-нибудь война ведь начнется, — если мы пустим все на самотек, через два года Россия будет сильнее, чем сейчас».И вот теперь акцент на «нужно — скоро» вновь обращает внимание на вынужденный характер решений — с точки зрения тех, кто их тогда принимал. С сербами «нужно» покончить, причем «скоро», чего бы это ни стоило, даже ценой войны с Россией. Побуждает ли нас росчерк пера великого кайзера еще раз подумать о новонемецком ощущении удовлетворенности от теории, которая опирается только на «лунатизм»?
Комментарии