Сохранить лицо. После долгой борьбы Лужков отказался воевать за портрет вождя

Сегодня «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник сообщил, что портреты со Сталиным в Москве устанавливаться все-таки не будут. Возможно, что это еще не точная информация, но она похожа на правду: плакаты, приуроченные к 9 мая, в Москве уже появились, но изображений Джугашвили на них нет. Правда, на нескольких станциях метро Коба фигурирует на постерах, висящих над эскалаторами, но там его портрет – лишь маленьких фрагмент старой фотографии, поэтому на героизацию вождя народов это как-то не тянет.

Неужели Лужков отступил?

Впервые о портретах мэр высказывался довольно подробно в программе «Лицом к городу» на канале ТВЦ. Программа была срежиссирована следующим образом: к Лужкову обращался ветеран войны, который жаловался на то, что Сталина хотят вымарать из истории, и язвительно предлагал в связи с этим сдать свои боевые ордена. Мэр объяснил пенсионеру, что сдавать ордена не нужно, что Сталин сыграл в истории важную роль, и в связи с этим в День Победы в Москве даже появятся плакаты с его портретом.

Ирония состоит тут еще и в том, что само название «Лицом к городу» происходит от сталинской фразы: «отныне старый лозунг рабочих: «лицом к деревне» будет, пожалуй, дополняться новым лозунгом крестьян-колхозников: «лицом к городу». Знал ли об этом Лужков или нет, но в своей программе он, как мог, Сталина защитил, раскритиковав всех, кто пытается очернить его и вычеркнуть из истории.

Очевидно, Лужков хотел этими действиями набрать дополнительной популярности как в глазах пенсионеров, ностальгирующих по временам, когда трава была зеленее, так и той части молодежи, которая уверена в двух фактах: во-первых, что Сталин никого не расстреливал, и все это придумала демшиза, а во-вторых, расстреливал и правильно делал, потому что нужна твердая рука.

Но надо же тому случится, что американские компании решили исследовать в Польше огромные запасы сланцевого газа, и «Нордстрим» оказался под угрозой. Путин и Медведев, критиковавшие Сталина лишь изредка и с оговорками, решили, что пришло время признать пагубную роль вождя народов в Катыньской трагедии и вообще подружиться с Польшей.

Тут, как назло, разбивается Лех Качиньский, в связи с чем фильм «Катынь» показывают уже по каналу «Россия» и анонсируют в новостях как «величайший шедевр мирового кинематографа». Пораженный сменой генеральной линии режиссер «Катыни» Анджей Вайда в своих интервью выражает надежду, что это будет последовательной политикой, и портреты Сталина в Москве не появятся.

Совершенно некстати для Лужкова проявила себя и «пятая колонна» в лице разного рода образованных людей. Против портрета Кобы на улицах Москвы подписались все, кто ассоциируется с российской интеллигенцией. Причем, не только разного рода правозащитники (Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Сергей Ковалев, Светлана Ганнушкина), чья работа на британскую разведку МИ-6 давно уже разоблачена федеральными телеканалами, но и адвокат Генри Резник, писатель Борис Стругацкий, актер Олег Басилашвили и многие другие. В последний раз такое единодушие демократическое сообщество проявляло только после дела Ходорковского. Известные светские персонажи Николай Усков, главред GQ, и телеведущая Ольга Бакушинская заявили о намерении уничтожать плакаты, если они появятся на улицах. А молодежное движение «МЫ» даже собрало через интернет группу добровольцев, которая уже провела тренировку по забрасыванию плакатов краской. Сталинисты им в ответ обещали устроить у плакатов дежурства, чтобы защитить вождя от надругательства.

Похоже, Лужков совершенно не ожидал такого развития событий. Возмутившуюся интеллигенцию Лужков легко мог бы не заметить, но под ним и так уже шатается кресло, и вбрасывать поводы, которые способны поднять неимоверный шум и испортить Путину «польскую кампанию», было бы крайне неблагоразумно. Мэру придется искать теперь другие способы повысить популярность у ветеранов. На худой конец, можно ведь помочь и материально.