Порошенко уготована судьба Януковича?
На модерации
Отложенный
Украинские националисты готовы выступить против власти единым фронтом.
11 декабря лидер праворадикальной партии УНА-УНСО* Константин Фуштей обратился с открытым письмом ко всем патриотам Украины с призывом вместе выступить против действующих властей страны. По мнению Фуштея, «незалежной» угрожает не только Россия, но и западные страны, которые хотят прибрать к рукам украинские богатства. А киевские власти делают все для того, чтобы облегчить им эту задачу.
«В интересах личного обогащения Президент Украины Порошенко и премьер-министр Яценюк хотят распродать Украину по кусочкам, раздать остатки независимости страны в обмен на собственное благополучие и безоблачное будущее, лишить Украину остатков суверенитета, — пишет глава УНА-УНСО. — С Востока нас давит москаль, с Запада — ползучая оккупация со стороны американцев и их ближайших подхалимов в Восточной Европе — Польши, Венгрии и Румынии, которые точат зубы на нашу Львовскую, Черновицкую и Закарпатскую области».
Фуштей призвал остальные «патриотические» организации объединить усилия и «вымести коррупцию вместе с властью», которая идет по следам Януковича. Был ли призыв националиста услышан другими «побратимами», пока неизвестно. До сих пор в среде украинских радикалов не было настоящего единства, что, по мнению многих экспертов, и спасало киевские власти.
Так, небезызвестный «Правый сектор» * был создан на базе партии «Украинская национальная ассамблея», но затем ее члены начали обвинять новичков в маргинализации, а в прошлом году вышли из ПС и создали собственную партию. Сам «Правый сектор» после череды скандалов этой осенью также пережил раскол, в результате которого Дмитрия Ярош и ряд других лидеров были отстранены от руководства.
Призыв УНА-УНСО может оказаться профанацией, но за ним может стоять и реальная угроза, если не нового майдана и свержения власти, то уж точно терроризма. Тем более что тревожные звонки звучат все чаще. Так, 9 декабря в Киеве шумно ликвидировали «диверсионно-разведывательную группу», в результате чего погиб один боец подразделения «Альфа» и глава ДРГ. СБУ поспешило назвать его российским диверсантом, однако на следующий день выяснилось, что погибший был гражданином Украины, бывшим членом «Правого сектора» по прозвищу «Друг Лесник», а также «главой Духовного управления буддистов Украины и настоятелем единственного на Украине официально действующего буддистского монастыря Шейчен-Линг».
Как ни абсурдно выглядят заголовки «Российский диверсант оказался правосеком-буддистом», погибший Олег Мужчиль на своей страничке действительно призывал свергать киевскую власть, да и из «Правого сектора» вышел, так как считал, что организация недостаточно радикальна. По некоторым сведениям, группа Мужчиля готовила покушение на одного из чиновников, возможно, даже среди высшего руководства страны. Эту группу силовикам удалось ликвидировать, но сколько таких «друзей лесников» среди вооруженных националистов и ветеранов АТО можно только гадать. Если они последуют призыву УНА-УНСО и объединят усилия, Киеву придется столкнуться с проблемой посерьезней грядущего дефолта и драк в Верховной Раде.
— Украинские неонацисты, в том числе УНА-УНСО, выступали главной движущей силой Евромайдана и представляли его ударный отряд, — говорит представитель ДНР в Ростовской области. — Либералы и политики вроде Порошенко и Яценюка служили декором для западных элит, чтобы продемонстрировать мнимый демократический характер бунта.
С самого начала националисты выдвигали ряд программных требований, в том числе борьбу с олигархами. То, что в итоге политическую власть на Украине захватили те, против кого они призывали бороться — владелец компании «Рошен» Порошенко, мультимиллионер Яценюк и ряд других персонажей, естественно, не может их удовлетворять. Не нужно считать, что украинские неонацисты, которые свергали Януковича, не понимают этого очевидного факта.
В их среде распространен тезис «внутренняя оккупация». Они считают, что у Украины два врага — внешний оккупант Россия, которая мешает им освободить Донбасс от «сепаратистов», а второй — внутренний оккупант в лице действующей власти Порошенко, Яценюка и тесно переплетенных с ними политических и деловых кругов. В этом плане у националистов единство мнений. Но существует раскол в тактических задачах, то есть в том, с кем бороться в первую очередь — с внешним оккупантом или внутренним.
Пока власть достаточно умело направляет силы своих врагов на «внешнего оккупанта». Для этого организуются судебные преследования, скандальные разбирательства или даже физическое устранение наиболее одиозных вожаков неонацистов. Недавно глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош был смещен со своего поста, как и ряд других менее знакомых нам персонажей. Это не что иное, как устранение политического конкурента, который мог бы повести людей на штурм правительства, президентской администрации и Верховной Рады. За Ярошем ведь стояли деньги и инструментарий олигарха Коломойского. Но властям удалось минимизировать эту угрозу для себя. Путем направленных взрывов Порошенко натравливает неонацистов на борьбу с Донбассом и Россией, и в целом ему это удается, потому что радикалам не хватает единства и политического опыта. Они позволяют себя обманывать.
«СП»: — Есть ли вероятность, что они переключатся на «внутреннего оккупанта»?
— Украина стоит перед угрозой двух войн. Если использовать терминологию Ленина времен Первой мировой, это война внешняя — империалистическая, и война внутренняя — классовая. Украинские неонацисты — это на самом деле социальные люмпены, слои населения, которым нечего было терять при президенте Януковиче и абсолютно нечего терять при президенте Порошенко. Гражданская война, несомненно, случится на Украине. Но, по всей видимости, Порошенко с помощью своих политтехнологов и американских советников сумеет сделать так, что сначала начнется война в Донбассе.
Судя по тому, что мы наблюдаем в «зоне АТО», идет подготовка к масштабной военной агрессии против народных республик, в которой будут использованы силы неонацистов. Недаром их подразделения в ВСУ находятся на первой линии огня. Таким образом, Киев убивает двух зайцев сразу. С одной стороны, они могут списать начавшееся наступление на то, что «правосеки» не подчиняются командованию и затеяли его на свой страх и риск. С другой, находясь на линии огня, радикалы понесут самые серьезные потери.
Порошенко использует старую тактику — руками одних врагов уничтожать других. Ведь для него, как ни парадоксально, неонацисты гораздо опаснее, чем ополченцы Донбасса. Поэтому он рассчитывает с помощью армии ДНР и ЛНР уничтожить своих внутренних врагов. В прошлом были случаи, что командиры ВСУ даже сообщали ополченцам координаты «Правого сектора».
Сейчас армия застыла в ожидании и сидит в окопах. Условия самые неподобающие, там процветает пьянство, мародерство. Это очень удобно для ведения пропаганды среди офицеров и солдат со стороны «Правого сектора». Эта пропаганда достигает цели, и все больше солдат и офицеров становятся приверженцами неонацизма. Поэтому Порошенко выступает за скорейшее начало войны. Можно это сравнить с Первой мировой, когда российская армия стала жертвой революционной пропаганды. Для Порошенко нет ничего страшнее армии, сидящей в окопах. Вывод простой — армия должна воевать.
Кроме того, Украина стоит перед холодной и голодной зимой. Лучший способ подавить протестные настроения — создать образ врага и всячески его раскручивать. Так что, повторю, гражданская война на Украине неизбежна, но, скорее всего, она начнется после очередного поражения ВСУ в Донбассе и после того, как на Украине начнется системный кризис и раскол страны на несколько частей.
«СП»: — УНА-УНСО может возглавить эту борьбу?
— Эта организация уже давно миновала свои лучшие времена. Она более 10 лет не является самой боевой и авторитетной организацией украинских неонацистов. Есть более влиятельные организации, в первую очередь, «Правый сектор». Пока что это заявление маргиналов. Хотя, возможно, это своего рода арт-подготовка. «Правый сектор» пока что молчит, что, впрочем, неудивительно. После отставки Яроша лидирующие позиции там заняли креатуры Порошенко и СБУ.
Скорее всего, инициативу у ПС будут перехватывать менее «раскрученные» силы украинского неонацизма. Правда, несмотря на смену руководства, настроения рядовых участников «Правого сектора» не изменились. Там по-прежнему ненавидят Порошенко и Яценюка и ждут удобного случая, чтобы расправиться с этой «зрадой» внутри Украины.
Старший научный сотрудник РИСИ Олег Неменский не исключает, что деятельность радикалов на Украине заметно обострится в 2016 году.
— Конфликт между постмайданным руководством и ультраправыми был неизбежен. Более того, в латентной форме он существовал изначально. Образ Украины, к которому стремятся радикальные националисты, сильно отличается от того, что пропагандируют нынешние власти. Националисты хотели бы видеть независимую суверенную Украину, основанную на традиционных ценностях и национальной государственности. Нынешняя же власть ориентирована на интеграцию Украины в западное транснациональное сообщество, на сдачу ее суверенитета транснациональному капиталу, который полностью контролируется США.
Так как бренд патриотизма на Украине принадлежит ультраправым, а не Порошенко, Яценюку и компании, для нынешней власти всегда было важно заботиться об их маргинализации. Они делали все, чтобы не допускать ультраправых в большую политику, дробить их и уничтожать. Война в Донбассе, среди прочего, была одним из средств их уничтожения.
Но сейчас, когда власть слабеет, когда ей все трудней объяснять обществу, почему все так плохо, почему не выполняются никакие обещания, в том числе, якобы, данные Западом, у ультраправых появляется возможность для того, чтобы бросить вызов власти. Противостояние обостряется.
«СП»: — Как сильно оно может обостриться?
— Думаю, 2016 год станет годом открытой борьбы за власть между не только различными парламентскими силами, но и борьбы с ними представителей ультраправых движений, которых на Украине не мало. Националисты будут конфликтовать не между собой, а с властью и могут даже попытаться свергнуть ее. Особенно если на это будут даны указания извне.
В то же время, нужно понимать, что хотя ультраправых могут использовать для свержения власти, им самим она вряд ли достанется. Тем более что и уровень их поддержки в обществе относительно невелик. Несмотря на то, что на словах радикалы выступают против диктата Запада, на самом деле их просто используют, как пушечное мясо, в своих целях американцы и другие силы, интересы которых связаны с полной сдачей суверенитета Украины.
«СП»: — То есть президентом Украины условный Ярош не станет?
— Националистов в итоге не пустят к власти. Они будут непопулярны, к тому же, с ними не захочет иметь дело Запад, для которого это будет уж слишком. Поэтому их и маргинализируют разными способами. Например, хорошим инструментом в этом плане является партия Олега Ляшко, которая объединяет ряд крайне правых группировок и делает их беззубой частью системы. Есть такие способы, как раскол движений, дискредитация лидеров. Не думаю, что сейчас ультраправые способны осуществить переворот.
Но все быстрей наступает время, когда их голос будет лучше слышен, чем год назад. Потому что в обществе очень сильно недовольство ныне действующей властью.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Комментарии
Комментарий удален модератором