Охранники Освенцима получают своё
На модерации
Отложенный
Ещё один процесс над бывшим охранником СС вскоре начнётся в Германии. Прокуратура Дортмунда обвиняет 93-летнего пенсионера, жителя города Липпе, в пособничестве, по меньшей мере, 170 000 массовым убийствам в концлагере Освенцим.
В 1942 году обвиняемый был переведён охранником в концлагерь Освенцим. Здесь, будучи членом подразделения «Мёртвая голова», он следил за прибывающими поездами с депортированными. Следователи Дортмунда (а первые оперативные розыски провели сотрудники Центра по нацистским преступлениям СРВ) обвиняют охранника в пособничестве массовым убийствам. Эсэсовцу было хорошо известно, что система умерщвления может существовать, только если жертв постоянно охраняют.
А ведь только в мае-июне 1944 года в Освенцим прибыли 92 поезда с узниками-евреями из Венгрии. «Неработоспособных» заключённых почти сразу же отправляли в газовые камеры. Та же участь ждала и многих узников лагеря, почти каждые выходные в Освенциме проходила массовая «селекция»…
Обвиняемый сообщил, что служил в Освенциме, в то же время он отрицает своё участие в массовых убийствах. Интересно, что сам процесс в Земельном суде Детмольда (Северный Рейн-Вестфалия) должен был начаться ещё в июле этого года. Однако слушание дела было отложено: адвокаты настояли, что по состоянию здоровья подсудимый не может более двух часов в день находиться на процессе. Так как речь идёт о 93-летнем старике, то полгода отсрочки могут сыграть решающую роль. Многим охранникам СС, против которых также было заведено подобное уголовное дело, так и не удалось дожить до суда…
В июле этого года Земельным судом Люнебурга был осуждён на 4 года за пособничество массовым убийствам другой эсэсовец Освенцима Оскар Грёнинг (Oskar Gröning). Обвиняемому на момент приговора было 94 года! Возникает законный вопрос: куда смотрела немецкая юстиция раньше и почему бывших нацистов обвиняют только на склоне лет, когда они уже успели насладиться сытой и спокойной старостью в Германии?
Перелом в процессах над военными преступниками начался с дела Ивана (Джона) Демьянюка (John Demjanjuk) в мае 2011 года.
Земельный суд Мюнхена приговорил бывшего охранника Собибора к пяти годам заключения. И хотя Демьянюк не принимал прямого участия в убийствах, суд признал его частью «уничтожающей машины». Этот приговор баварских судей принципиально расходился с решением Федерального суда от 1969 года, когда юристы решили, что недостаточно кого-то обвинить только по факту присутствия на месте преступления.
После важнейшего приговора Мюнхенского суда Центр по борьбе с нацистскими преступлениями в Людвигсбурге направил сведения в прокуратуру о подозреваемых лицах. По всей Германии были проведены обыски в квартирах пожилых мужчин, бывших эсэсовцев Освенцима. Было заведено около 30 уголовных дел, ведь эти преступления не имеют срока давности. Но то, что абсолютно ясно в моральном и нравственном отношении, юридически не так-то просто доказать. Ни в одном из этих случаев охранникам нельзя предъявить прямое участие в расстрелах или избиениях заключённых. Им просто вменяется, что они служили в Освенциме, когда прибывали поезда с депортированными. Большинство узников так и остались навеки в концлагере, в то время как многие бывшие охранники после войны тихо и вполне обеспеченно дожили до глубокой старости.
«Этот процесс станет ещё одним актом поздней справедливости», – говорит вице-президент Международного комитета Освенцима Кристоф Хойбнер (Christoph Heubner). Теперь главное, чтобы и обвиняемый из Липпе дожил до этого процесса в Земельном суде Детмольда, который должен начаться в феврале будущего года.
Комментарии