Европейцы ропщут. Антироссийский фронт даёт трещины

На модерации Отложенный

«Браво, Ренци!» - пишет газета Il Giornale вслед за сообщением о решении итальянского премьера заблокировать автоматическое продление санкций против России. Маттео Ренци, поясняет газета, не потребовал отмены санкций, но он полагает, что «вопрос отношений ЕС с Москвой должен обсуждаться на самом высоком уровне, решение подобного рода не должно приниматься тайком и безропотно».

Действие этих санкций истекает 31 января 2016 года. Предполагалось, что ЕС рассмотрит их продление на встрече постпредов стран-членов Союза, затем решение должны были одобрить главы МИД 14 декабря, а формальное решение, несмотря на недовольство санкциями деловых кругов Европы, предстояло принять на саммите Евросоюза 17-18 декабря. Еще несколько дней назад вопрос казался бесспорным.

18 ноября The Wall Street Journal со ссылкой на источники в Брюсселе и Вашингтоне сообщила, что страны Европейского союза и США готовы продлить и расширить санкции против России, и вопрос лишь в том, какой вариант из трех возможных будет утвержден: продлить санкции на полгода, на год или на четыре месяца. При этом в Европе, мол, уверены, что экономическое давление на Россию должно быть продолжено.

23 ноября информацию The Wall Street Journal подтвердило внешнеполитическое ведомство Германии. «Речь не идет о санкциях, которые были наложены Евросоюзом в связи с аннексией Крыма. Эти санкции будут однозначно продолжены, - заявил официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шеффер. - Если какая-то дискуссия о санкциях состоится, она затронет только те санкции, которые были наложены в связи с поведением России на востоке Украины».

Однако последующее развитие событий показало, что не все в Европе относятся к политике санкций столь однозначно, как того хотелось бы Вашингтону или Берлину. Экономические потери европейцев всё больше дают знать о себе. Еврокомиссия объявила, что в 2014 году ВВП ЕС из-за антироссийских санкций снизился на 0,3%, в завершающемся году снижение составит 0,4%. По оценкам управления анализа Европарламента, экспорт Евросоюза в Россию в 2014 году упал на 12,1% по сравнению с предыдущим годом, а импорт из России – на 13,5%. Больше всего пострадал сельскохозяйственный сектор Европы. Экспорт европейских сельхозпродуктов в Россию с августа 2014 по июль 2015 года сократился на 43%. 

Америка также несет потери от санкций. По данным Министерства торговли США, американский экспорт в Россию снизился с 11,4 млрд. долларов в 2013 году до 10,8 млрд. в прошлом, то есть на 3,5%. Ожидается, что в этом году снижение будет гораздо больше. Однако европейцы отлично понимают, что ущерб для американской экономики не идет ни в какое сравнение с потерями Европы. Трансатлантическая солидарность ей обходится дорого.

Одновременно в Европе растет понимание абсурдности совмещения совместной с Россией борьбы против ИГ и продления антироссийских санкций. Мнение многих европейских политиков выразил 20 ноября лидер парламентской фракции Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе в эфире телеканала ORF. «Это абсурдно и почти противоестественно, - заявил он, - что Россия и Франция сейчас совместно сражаются с радикальным исламизмом в регионе, однако в то же время Евросоюз сохраняет санкции в силе».



«Нежелательными и контрпродуктивными» назвала санкции против России лидер побеждающего сейчас на региональных выборах во Франции «Национального фронта» Марин Лё Пен. Санкции, по мнению Лё Пен, которую многие называют будущим президентом Франции, только «отдаляют Россию от Европы», тогда как «очевидно, что в наших интересах наращивать торговые отношения с Россией». Кстати, как пишет итальянская Corriere della Sera, если Марин Лё Пен завоюет Париж, объединенной Европе придет конец.

Растущие сомнения европейцев по поводу антироссийских санкций уже заставили нервничать Вашингтон. В Европу отправился заместитель министра финансов США Адам Шубин. Он должен был убедить правительства, экспертное сообщество и лидеров бизнеса Италии, Германии и Великобритании оставить всё как есть, то есть продлить санкции против России.

В Берлине и Лондоне переговоры американского финансиста-дипломата прошли довольно гладко. А вот в Риме американского эмиссара ожидал неприятный сюрприз. Оказалось, что Италия против «автоматического» продления санкций в отношении России на полгода и обратилась к председательствующему в Совете ЕС Люксембургу с тем, чтобы обсудить эту тему в рамках дебатов.

Ожидалось, что представители стран ЕС на встрече 9 декабря согласуют продление на шесть месяцев антироссийских санкций без всякого обсуждения. Однако этот пункт был удален из повестки дня. Вопрос оказался в подвешенном состоянии. Пока лишь известно, что вопрос о санкциях будет рассмотрен либо на совещании министров иностранных дел ЕС 14 декабря, либо непосредственно на саммите Евросоюза 17-18 декабря.

Обращает на себя внимание, что Рим предпринял демарш после того, как в ходе саммита G20, проходившего 15-16 ноября, лидеры США, Германии, Великобритании, Италии и Франции уже договорились о продлении санкций против России на полгода.

Что всё-таки могло быть причиной того, спрашивает Il Giornale,  что Маттео Ренци «в одиночку… пошел против главных партнеров, Германии и Франции, и против Соединенных Штатов»? Издание предполагает несколько вариантов:возможно, премьер «поддался уговорам итальянских производителей, терпящих огромные убытки вследствие ответных российских санкций (примерно один миллиард евро), а быть может, решил, что Италия должна играть более заметную роль в Европе. Не исключено, что он прислушался к мнению Сильвио Берлускони, который не боится открыто выступать против изоляции Москвы».

Скорее всего, Маттео Ренци имеет в виду, что нельзя решать вопрос о санкциях вне контекста единой для Запада и для России проблемы борьбы с «Исламским государством». Неслучайно итальянский премьер настаивает на объединении усилий Запада с Россией в борьбе с этой угрозой, не акцентируя внимания на смене режима в Сирии. Кроме того, в силу исторических связей и острого кризиса с мигрантами глава итальянского правительства постоянно обращается к вопросу восстановления разрушенной государственности в Ливии. Италия не принимала участия в бомбардировках Ливии, но сполна пожала их плоды в виде наплыва оттуда мигрантов на Апеннины.

Так или иначе, время автоматического принятия Евросоюзом  решений, угодных Вашингтону, подходит к концу. Ренци свою точку зрения высказал. Слово за другими европейскими лидерами.