Медведев не вник в суть того, что ему написали
Заявление, которое принято относить к знаковым, сделал вчера в подмосковной Истре Дмитрий Медведев. Собрав там президиумы Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, президент России призвал, по сути, к «некой смене парадигмы, в т. ч. образовательной».
«У нас длительное время считалось, что человек должен раскрывать свои лучшие способности в коллективе, а коллектив должен помогать человеку, это нормально. С другой стороны, каждый человек сам должен заниматься своей карьерой, думать о своем будущем и исходить из того, что ему придется конкурировать с другими людьми. Это – некая смена парадигмы, в т. ч. образовательной. Думаю, что мы действительно должны в известной степени поменять наши установки (может быть, даже и ценностные установки) на эту тему», – передает слова Медведева сайт «Президент России».
Действительно, в течение советского периода (да и не только его одного) коллективизм был одним из краеугольных камней государственной идеологии. Этот принцип пронизывал едва ли не все сферы жизни и, конечно, играл важную роль и в системе образования. Ситуация, при которой лучшие ученики помогают отстающим, считалась сама собой разумеющейся. Но в начале 90-х годов в обществе начались новые веяния: коллективизм стали подвергать осмеянию, всячески пропагандировалась идея конкуренции, и подспудно внушалась мысль, что люди теперь стали соперниками на рынке труда, а поддержка ближнего – это помощь конкуренту. Ясное дело, что пропаганда такой дикой формы индивидуализма не могла не затронуть и школу, которую примерно в это же время стали подвергать всевозможным реформам.
Однако, несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 20 лет, многие эксперты отмечают, что в своей основе наша школа осталась прежней. Как ни пытались изменить ее суть, а главные принципы образования в целом пока устояли. Оказалось, что совсем непросто внушить ученику, что его сосед по парте – «конкурент на рынке труда».
Интересно, что по мере того, как реформы все больше и больше заводили нашу страну в тупик, постепенно угасал и энтузиазм идеологов реформ. В обществе их лозунги стали восприниматься все с большим скептицизмом. Зажигательные речи начала 90-х постепенно перестали вдохновлять. Это и неудивительно: ведь люди на собственном опыте убедились, чем оборачиваются широко разрекламированные изменения в стране. Реальность оказалась очень далека от той радужной картины, которую рисовали «рыночники».
В 2000-х годах стали говорить о том, что маятник общественных настроений начинает сдвигаться в противоположную сторону.
Охаивать прошлое перестало быть однозначно модным: наоборот, все чаще стали говорить о положительном советском опыте, в т. ч. накопленном в системе образования.
Но как тогда понимать нынешнее заявление Медведева? Что имеется в виду под «изменением установок», о котором говорил президент? С одной стороны, Медведев положительно оценивает практику, когда коллектив помогает отдельной личности, но при этом он поднимает тему конкуренции. Конечно, советские времена ушли в прошлое, СССР распался в 1991 году, и с тех пор изменилось очень многое. Действительно, сейчас – другая экономика, значительная ее часть находится в частных руках, так что экономическая конкуренция – реальность. Но это вовсе не значит, что мы должны отказываться от того положительного, что было в нашем советском (и не только в нем одном) прошлом.
За комментарием мы обратились к известному мыслителю и одновременно эксперту в области науковедения Сергею Кара-Мурзе:
– Все выступление Дмитрия Анатольевича Медведева содержит столько странных положений, что кажется, будто ему подменили спичрайтера. Это – первое предположение. Второе предположение – что сам президент действительно выражает те представления об обществе, о человеке, которые до последнего времени как-то не полагалось излагать гласно. Эти пассажи из его заявления означают стремление перейти к ценностям социальной конкуренции. Но в русской культуре раньше это открыто отрицалось, после 1992 года власть умалчивала об этих намерениях, а вот сейчас она сообщает. Я все-таки в эту версию не верю. Я считаю, что Дмитрий Анатольевич Медведев не вник в суть того, что ему написали. Он не представляет себе, что значит сменить ценностные установки страны, общества, народа. Это по указу президента не делается. Это – очень долгий, трудный, болезненный, связанный с глубокими конфликтами процесс. Он у нас и идет, но невозможно поменять установки, как говорится, в запланированный срок к какому-то году! Что мы видим в результате этого процесса? Мы видим противостояние частей общества. Оно скрытое, потому что это происходит еще не радикально. Да и с прагматической точки зрения это сразу снижает конкурентоспособность. Если он говорит, что мы опирались на то, что коллектив помогал человеку, а теперь мы должны эти установки изменить, то мы потеряем то конкурентное преимущество, которое мы получали за счет этого кооперативного эффекта.
Комментарии
Вы недотепы не шарите ну ни на грамм.
Наверняка президента от веника отличить не можете,и кто вас только к компу подпустил.
Ангелочков у власти не бывает,туда идут не деток учить.
Любого явления.
В данном случае Триединство таково: Коллективизм-И-Индивидуализм.
Где И указывает на чувство Меры.
Вот. Такая продуктивная смена "парадигмы". Переход с двойствености к тройственности.
Смена двоичного машинного кода на троичный - человеческий.
Пока машины не научили ушлые программеры чувству меры раньше людей.
Видимо плохо учились в школе и Медведев , и Путин, раз не понимают элементарных вещей.
А если понимают и так делают , то извините, это уже юрисдикция УК РФ.