ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОТ ПЕТРИКА В.И.
21.04.2010
К науке это не имеет отношения
Комиссия для рассмотрения работ В.И. Петрика была создана по распоряжению Президиума РАН № 26 от 2 февраля 2010 года. В комиссию включены учёные ОХНМ (по предложению председателя комиссии академика В.А.Тартаковского) и ОФН РАН (по представлению Бюро ОФН). Состав комиссии утверждён вице-президентом РАН академиком А.Д. Некипеловым.
Состав комиссии:
Академик В.А. Тартаковский (председатель комиссии), д.х.н. проф. А.Е. Чалых (учёный секретарь комиссии), академик Е.Б. Александров, академик Э.П. Кругляков, академик И.И. Моисеев, академик Б.Ф. Мясоедов, чл.-корр. Е.А. Виноградов, чл.-корр. А.Г. Дедов, чл.-корр. В.В. Кведер, чл.-корр. А.М. Музафаров, чл.-корр. А.И. Холькин, д.ф-м.н. В.В. Белоусов, д.х.н. проф. Ю.Н. Новиков.
По существу дела комиссия констатирует следующее:
1.В мировой химической литературе (статьи в журналах химического профиля, монографиях, выступления на конференциях, семинарах и т.п.) полностью отсутствуют работы, выполненные В.И. Петриком или с его участием. Имеются 5 работ в журналах физического профиля, в которых В.И. Петрик выступает в соавторстве. Они посвящены описанию некотоых физических свойств аморфного углеродного материала, способ производства которого запатентован В.И. Петриком.
2.В.И. Петриком получено около 100 патентов. В настоящее время в базе данных Роспатента имеется 38 патентов Петрика. Остальные патенты не были своевременно поддержаны и аннулированы. Имеется несколько зарубежных патентов. Тематика патентов разнообразна (от создания музыкальных инструментов, лекарственных препаратов, до производства искусственной шпинели и фуллеренов). При этом необходимо отметить, что процедура получения патентов в России и в ряде зарубежных стран не предусматривает проверки и подтверждения практической реализуемости и полезных свойств патентуемых изобретений.
3.Комиссия имела в своем распоряжении протокол выступления В.И. Петрика на совещании, которое состоялось 22-го апреля 2009 г. в Москве, в ИОНХ им. Н.С. Курнакова РАН. В этом выступлении В.И.Петрик предложил рассмотреть следующие проекты под общим названием «инновационные открытия в различных областях»:
• метод очистки жидких радиоактивных отходов и способ удаления трития из тяжёлой воды;
• присадка к моторным топливам для улучшения экологических характеристик выхлопных газов автомобильного транспорта;
• способ защиты от подделок лекарственных препаратов на основе антистоксовых люминофоров;
• производство оптической броневой керамики, предназначенной для работы в экстремальных условиях;
• способ выделения и разделения металлов платиновой группы;
• газофазное фторсилановое получение полупроводникового кремния;
• солнечные батареи на основе фотохимических систем с нанооксидными полупроводниковыми материалами;
• промышленное производство наноуглеродных материалов, в частности предположительно графенов и их использование;
• промышленное производство наноразмерных металлических порошков;
• программа «Альфа-излучающие препараты для ядерной медицины»;
• низкотемпературный термоэмиссионный преобразователь.
На совещании предложено «организовать рабочие группы при соответствующих институтах для научного сопровождения упомянутых выше изобретений». Однако никаких официальных обращений в РАН от ООО холдинга «Золотая формула» В.И. Петрика после этого не последовало.
4. В сложившейся ситуации предметом анализа Комиссии являлись «инновационные открытия в различных областях», которые по инициативе В.И. Петрика были изложены им в выступлении.
5. Комиссия рассмотрела патенты В.И. Петрика, имеющие отношение к этой тематике, научную основу предложений и публикации отечественных и зарубежных специалистов по аналогичной тематике. Кроме того, в распоряжении комиссии имелось несколько справок от других организаций о совместных с В.И. Петриком работах. По каждому пункту составлено заключение, которое находится в приложении и составляет неотъемлемую часть документа.
Выводы:
1. Деятельность г-на В.И. Петрика лежит не в сфере науки, а в сфере бизнеса и изобретательства.
2. Анализ патентов г-на В.И. Петрика по указанным выше направлениям показывает:
• В большинстве предложений и патентов речь идёт о различных вариантах создания тех или иных устройств и материалов. Все они основаны на известных научных фактах. Решения, близкие к тем, которые излагаются в патентах, предлагались многими отечественными и зарубежными авторами. Вопросы об использовании в практике технологий или материалов предложенных в этих патентах должны решать потенциальные потребители продукции в каждом конкретном случае.
• Предложение и патент на очистку тяжёлой воды от трития с использованием магнитного изотопного эффекта не могут быть реализованы, т.к. основаны на неверном представлении о свойствах ядер водорода, дейтерия и трития.
• В патенте «Низкотемпературный термоэмиссионный преобразователь» дано ошибочное толкование наблюдаемого явления. Это толкование противоречит законам термодинамики. Наблюдаемое автором явление находит простое объяснение с позиций современных физико-химических представлений.
• Особо следует выделить патенты, в которых предлагается использование наноматериалов в изделиях, рассчитанных на длительный непосредственный контакт с человеком (например, фильтры для очистки питьевой воды). Имеющиеся сейчас в научной литературе данные говорят о физиологической активности многих наноразмерных веществ и материалов. В ряде случаев уже установлено, что такие частицы, в частности наноразмерные углеродные материалы, оказывают негативное влияние на здоровье человека и при длительном контакте могут вызывать различные заболевания, в т.ч. онкологические. Поэтому такие материалы можно использовать только при уверенности в том, что очищенная вода не содержит наноразмерных частиц.
Подтверждением этому заключению является утверждение Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко методического указания МУ1.2.2520 – 09 «Токсиколого-гигиеническая оценка безопасности наноматериалов».
Председатель комиссии Академик-секретарь ОХНМ, академик В.А. ТартаковскийРезультаты экспертизы работ «ученого» и «изобретателя» Виктора Петрика утверждены президиумом РАН и официально опубликованы. Несмотря на предшествующую жесткую полемику, в них нет ничего резкого и осуждающего. «Газета.Ru» разбирается в том, как произошла постепенная смена гнева на милость.
Давно ожидаемое заключение комиссии под руководством академика-секретаря отделения химии и наук о материалах РАН Владимира Тартаковского по экспертизе работ Виктора Петрика наконец увидело свет. 20 апреля оно было рассмотрено на заседании президиума РАН, внесены последние правки, и сегодня утром его текст появился на сайте РАН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОТ ПЕТРИКА В.И.
21.04.2010
К науке это не имеет отношения
Комиссия для рассмотрения работ В.И. Петрика была создана по распоряжению Президиума РАН № 26 от 2 февраля 2010 года. В комиссию включены учёные ОХНМ...
Только вот ожидаемого эффекта оно не произведет. Во-первых, оно мало отличается от появившегося в прессе ранее («Газета.Ru» рассказывала об этом черновом варианте).
Во-вторых, окончательный вариант даже мягче первоначального. В частности, отредактирована завершающая фраза о необходимости дополнительной «экспертизы патентов, в которых на основе наноматериалов создается изделие, рассчитанное на длительный контакт с человеком». В-третьих, время берет свое, и интерес к «делу Петрика» со стороны общества потихоньку гаснет. В январе-феврале, холодной зимой, эта тема была вполне и вполне горячей, вызвавшей серьезный резонанс в обществе. А вот затягивание вопроса было как нельзя на руку тем, кто не хотел излишней огласки. «Но время шло, и шум иссяк…» На дворе весна, и умы миллионов занимают первомайские дачи, а также срывающиеся из-за исландского вулкана зарубежные уикенды. Кому теперь до бюджетных триллионов, отдаваемых графиту с серебром.
Итак, окончательный вердикт по «делу Петрика» уже не содержит прямых обвинений в«мракобесии» и «лженауке».
«Мы анализируем именно научную составляющую тех предложений, которые были сделаны Петриком. Большинство из них — это просто изобретательство, предложения способов получения материалов и устройств. В целом они основаны на вполне достоверных научных вещах, хотя там есть пара положений, которые не стыкуются с наукой. Но и какой-то сплошной лженауки там нет», – сказал Владимир Тартаковский ИТАР-ТАСС, комментируя результаты работы комиссии, которую он возглавлял.
«Экспертиза, увы, не в пользу Петрика»
Экспертная оценка деятельности «изобретателя» Виктора Петрика Российской академией наук будет готова только после 23 февраля. Тем временем Петрик заявил, что его дело станет «последней...
Впрочем, по данным источников в той же комиссии, есть и вторая, расширенная часть заключения, куда менее лицеприятная. В ней подробно разбираются и аспекты работ Петрика, признанные антинаучными (в полном согласии со словами Тартаковского). В частности, расшифровываются «сухие» формулировки следующих пунктов первого заключения:
1. Патент на очистку воды от трития не может быть реализован, т. к. основан на неверном представлении о свойствах ядер водорода, дейтерия и трития;
2. В патенте «Низкотемпературный термоэмиссионный преобразователь» дано ошибочное толкование наблюдаемого явления, оно противоречит законам термодинамики.
Эти пункты фактически показывают серьезную безграмотность Виктора Петрика, априори опровергающую его способность к предполагаемым «великим открытиям».
Расшифровывается и вторая часть заключения. Ведь утверждения «идеи господина N не содержат в себе лженауки» и «идеи господина N относятся к большим научным (изобретательским) достижениям» отнюдь не эквиваленты. Условно говоря, если человек патентует колесо (а при современном патентном законодательстве и делопроизводстве, особенно в нашей стране, возможно и такое), то из этого не следует, что он великий изобретатель, государство должно выделить для его программ средства на новые колесные механизмы, а всех авто-мото-велопроизводителей обязать платить ему процент прибыли. Так и с «изобретениями» Петрика.
Отсутствие (или малое наличие) в них лженаучной составляющей никак не доказывает их научной и практической значимости, а оной в них экспертной комиссии обнаружить не удалось.
Одна беда: «дополнительное» заключение – это некий внутренний документ, и его публикация пока под вопросом. А через две недели грянет первомай, граждане займутся приусадебными участками, а лоббисты Петрика – тихим и бесшумным получением денег.
«Опасно, когда власть вмешивается в науку»
В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Эдуард Кругляков прокомментировал нелицеприятные высказывания в...
На фоне смягчившейся официальной позиции активизировался и сам Виктор Петрик. В специально созданном блоге он обращается с открытым письмом к президенту РАН академику Юрию Осипову, где выражает свои самые добрые намерения и стремление к сотрудничеству. Правда, он продолжает приписывать себе несуществующие международные заслуги и прикрываться авторитетом членов РАН,посетивших его лаборатории прошлым летом, хотя те уже прекратили оказывать ему поддержку. Так или иначе, медийная активность Петрика началась лишь в условиях «оттепели» в его адрес. Высказывания в его защиту появились почти одновременно не только в ряде известных блогов, но и на интернет-сайте весьма известного издания. С этого сайта, правда, статья была быстро удалена, но дела это не меняет. Логическим завершением этих печальных симптомов стал подтвержденный судебный иск Петрика к академикам Эдуарду Круглякову, Евгению Александрову и Владимиру Захарову за действия, порочащие его честь и достоинство. Петрик требует не только компенсировать ему моральный ущерб, но и материальные убытки, которые он понес из-за дискредитации его продукции. Академия наук в этом деле пока заняла весьма пассивную позицию: до сих пор неизвестно, будет ли она участвовать в суде или трем академикам придется организовывать свою защиту как частным лицам.
В этих условиях особенно заметна разобщенность позиции РАН.
Деление на «ястребов» из комиссии по лженауке, придерживающихся непримиримых в принципиальных вопросах позиций (в полном соответствии с идеями ее основателя Виталия Гинзбурга), и «голубей», готовых в тех же принципиальных вопросах идти на компромиссы со своими же принципиальными противниками, не делает чести всей организации. Нельзя не вспомнить выдержку из устава РАН, которая стала эпиграфом к самому первому материалу о «деле Петрика».
«Гравицапа» с проблемами
На борту российского спутника «Юбилейный» проходят испытания «гравицапы» – движителя, который должен работать вопреки законам физики. Несмотря на в целом «положительные...
В своей деятельности Российская академия наук руководствуется также следующими целями:
а) всемерное содействие развитию науки в России;
б) укрепление связей между наукой и образованием, содействие образовательной деятельности;
в) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.
Следуют ли члены РАН этим принципам в текущей ситуации?
Неплохо бы вспомнить позабытые сейчас слова о том, что интеллигенция – это «совесть нации», это «люди с оголенными нервами». Кто, как не ученые, – авангард интеллигенции? И кто, как не члены РАН, – авангард научного сообщества? И этот авангард сейчас не способен выработать общую гражданскую позицию, более того, дистанцируется от своих коллег, эту позицию выражающих. Идет ли речь о «содействии развитию науки в России» и «повышении престижа научной деятельности»? Нет. Речь идет лишь о достижении сиюминутной выгоды, об избегании конфликтов с официальной властью и защите личных интересов.
А потому «Молчалины блаженствуют на свете». Виктор Петрик может вполне спокойно считать научных журналистов лишь «так называемыми» и брать их в кавычки, а сторонники мифической «гравицапы» – получать госфинансирование на свои разработки. Деградация научной среды возможна только с молчаливого согласия лучших (или по крайней мере руководящих) ее членов.
Комментарии