Ответ некоторым комментаторам статьи "Отвергая Совок, мы отвергаем самих себя"

На модерации Отложенный

СССР - сложное для оценки явление. Как гранат или арбуз. Жесткая плотная кожура, сладкое содержимое и несъедобные косточки-семечки. Никто, говоря об СССР, не может одинаково объективно оценить и то, что съедаешь, и то, что выплевываешь, и то, что выбрасываешь. Потому что кому-то доставалось сладкое и вкусное, а кому-то несъедобное. 

С таким же успехом слепые мудрецы пытались описать слона, ощупывая его каждый со своей стороны.

Я родился и сформировался в СССР, в период развитого социализма. Я видел минусы своей эпохи (не все, конечно!), но они не касались фатальными, наталкивающими на мысли о возможном скором крахе моей страны. Мы видели необходимость перемен - но, прежде всего, технологических, а не политических. Мы, простые люди, не ощущали на себе мощи давления репрессивных органов, как это было в сталинское время, в 70-ые с ними мы существовали как-то параллельно, не задевая друг друга: они - в своем Большом доме, мы - в своих домах. Мы просто знали, что Они - есть, и что Они не позволят нам стать антисоветчиками и предателями Родины. Но мы в основной своей массе и не хотели этого, мы считали это самыми страшными, самыми позорными преступлениями. Мы знали, что 7 Ноября произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, а не Октябрьский переворот. Но если бы мы узнали об этом и поверили, что Ленин - германский шпион, совершивший ужасное преступление перед своей родиной, которое отбросило страну на десятилетия назад и было причиной гибели огромного количества невинных людей, мы бы не перестали верить в социализм и в свою страну. Мы бы просто поняли, что в ее истории появилась еще одна черная страница - как когда-то почернели или замутнились страницы "Сталин", "Берия", "Хрущев", расширенные постскриптами "культ личности", "палач и развратник", "волюнтаризм". Мы бы просто перестали им гордиться, но не поставили бы под сомнение индустриализацию, великую Победу, подвиг блокадного Ленинграда, спутник, луноход, гагаринское "Поехали!", выход Леонова в открытый космос, целину, первый в мире атомный ледокол "Ленин", БАМ, Третьяка, Фетисова, Харламова... Наша идеология менялась по воле идеологического отдела ЦК КПСС, но наша вера в то, что мы великий народ - была непоколебима.

Как и твердое знание того, что США - это волк в овечьей шкуре. Да, мы знали, что на Западе лучше товары - потому что "мы не умеем делать". Смеялись над анекдотами над своей технологической отсталостью. Но все равно мы твердо знали - какое это счастье жить в своей стране! Мы любили свою страну не потому, что она была лучшей. Мы просто не могли ее не любить, потому что впитали любовь к ней с пеленок - начиная с пушкинского:

"На Лукоморье дуб зеленый,

златая цепь на дубе том...",

 

с детсадовских песенок

 

"То березка, то рябинка,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый - 

Где найти еще такой?"

 

"Рядом с самой границей овраг,

Может, в чаще скрывается враг.

Но каких бы ни встретил врагов - 

Дать отпор пограничник готов."

 

"Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я"

 

"Я, ты, он, она

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове мы - сто тысяч я!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах  и селах.

 

Над тобою солнце светит - 

Родина моя!

Ты прекрасней всех на свете - 

Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои леса и горы,

Тихие озера и бурливые моря".

 

Я недавно узнал, что отменили в школе уроки музыки. Идиоты. Сами рубят сук, на котором сидят. Песни программируют ничего не соображающего несмышленыша на любовь к своей родине через эмоционально-образную сферу, минуя рассудочно-оценочный аппарат. Какие песни (и на что!) сейчас программируют наших детей?

 

Усталость забыта, колышется чад,

И снова копыта, как сердце, стучат!

И нет нам покоя, гори - но живи,

Погоня, погоня, погоня в горячей крови.

 

Да, это любимые "Неуловимые"... А еще - "Белое солнце пустныни", "Чапаев", "Котовский", "Семнадцать мгновений весны", "Мертвый сезон", "Укрощение огня"... Еще - шикарные мультики про украинских казаков, которые и в футбол выигрывали у каких-то там басурман, и вообще их всегда с носом оставляли (кто бы нам тогда сказал, мальчишкам, что через 30 лет наши украинцы буду воевать против наших русских, как это было в Абхазии или Южной Осетии - да морду бы набили, и всё. И ни за что бы не поверили. Как не поверили бы в то, что вообще возможны будут Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня... Что Кикабидзе обосрёт Россию. Что Грузия и Украина с маниакальностью даунов будут стремиться в НАТО, что Эстония ночью распилит памятник воину-освободителю, а Бандера станет Героем Украины.

Это было за гранью понимания. Это была даже не антисоветчина - это был конченный идиотизм в буквальном понимании этого слова - случай клинической психиатрии без малейшей надежды на выздоровление).

Отсюда, из девяностых-нулевых, СССР многим видится каким-то монстром, какой-то машиной подавления индивидуальности, каких-то мифических свобод и прав личности... Новодворская слюной захлебывается от злобы (поскорее бы уже захлебнулась!) Что ж... господа... на это отвечу вам, что такого унижения, как сейчас, я в СССР не то что не испытывал - я даже не мог себе представить в своей стране (не то что вообразить, что такие времена могут когда-либо настать наяву). Да, мы смеялись на кухне над дряхлеющим Брежневым, над его звездами, тиражами его воспоминаний, но мы не читали в газетах, что ЛИЧНОЕ состояние нашего лидера больше 40 миллиардов долларов (хоть доллар и стоил 62 копейки). Наших долларов.

Мы не понимали, как можно "распилить бюджет". Вот был миллиардный стабфонд - и вот его нет. Где? Распилили. Не их - наш стабфонд. На ум бы нам тогда не пришла аббревиатура НКВД, нет, это было далеко от нас... но ОБХСС - да. Это был СМЕРШ в мирное время. Это было страшно - попасть на прицел ОБХСС. Сказали бы тогда вы любому тогдашнему ОБХСС-нику, охотящемуся за растратчиками сотен и тысяч народных рублей, что скоро у страны будут воровать миллиардами и триллионами - да вас бы подняли на смех!

Нас не унижали безальтернативные выборы  (хотя, конечно, над словом "выборы", видя всего одну фамилию в бюллетене, мы незлобно смеялись). А вот нынешние "демократические" "альтернативные"  - унижают.

Нас не унижали советские взяточники - потому что те брали тихо и скромно. Возмущали - да. А вот нынешний взяточный беспредел унижает - унижает своим цинизмом. Берут внаглую, миллионами - безнаказанно. Берут ворованное. Одной рукой воруют, другой дают наверх, и так по цепочке, до самого верха.

Нас не унижали легендарные подпольные цеховики. Мы их презирали, смеялись над ними, как над подпольным миллионером Корейко, но мы не чувствовали себя униженными, когда узнавали, что раскрыто очередное подпольное производство. Потому что они не воровали у нас - они зарабатывали своим трудом (пусть и запрещенным).

Не унижали кутежи моряков загранки в ресторанах после рейса - они тратили своё, кровное, заработанное. А вот кутежи и яхты нынешних сырьевых "олигархов" (а по-моему - просто воров)  - унижают. Потому что они тратят наши деньги. Почему наши? Потому что в своё время, пользуясь нашим советским воспитанием (основанным на идеалистической вере в силу добра, в справедливость, в то, что все наши граждане любят Родину так же, как и мы), кучка ловких проходимцев и подлецов с одобрения выжившего из ума алкоголика позволила свершиться такой мерзости, как приватизация - поделила страну между избранными приближенными, оставив всех остальных с носом (или с другой выступающей частью тела). 

И если в дикие 90-ые, разгул организованной преступности, конечно, пугал и возмущал - то сейчас сейчас он в первую очередь унижает, потому что все бандиты носят погоны, и потому что у них самые высокие покровители. Потому что всё продается и всё покупается. Потому что ничего святого не осталось. Если бы мне кто-то меня в СССР на полном серьезе убеждал, что скоро я буду жить в мафиозном государстве (напомню, мафия - это сращивание организованной преступности с государственным аппаратом), я бы точно сдал его в Кащенко.

СССР эпохи брежневского "застоя" не был идеальным государством. И мы это знали. Мы слушали вражьи голоса (далеко не всегда им веря). Мы смотрели американские фильмы и видели, как там живут люди. Но, несмотря ни на что, СССР был страной, которую ее граждане безусловно ЛЮБИЛИ и продолжают в душе любить (а вы любите современную Россию?), которой заслуженно гордились (не на пустом месте!), которую были готовы защищать с оружием в руках. И я никому не позволю унижать великую страну своей юности. Страну, в которой СПРАВЕДЛИВОСТИ было в тысячу раз больше, чем сейчас, а ЧЕСТНОСТИ - вообще в миллион раз больше. Страну, у которой был огромный авторитет, сила и потенциал, и которую поэтому ненавидели наши враги. Страну, которая вот уже много лет находится то во власти посредственностей, то алкоголиков, то оборотней. Страну, которую унизили, раздробили, растащили, отравили национализмом, а народ поставили раком.

Мне стыдно и горько сознавать сейчас, что я был наивным и глупым, что поверил новым вождям, что благодаря своему бездействию невольно стал соучастником одной из крупнейших катастроф XX века - развалу моей большой многонациональной страны.

Отвергая "Совок", мы не только отвергаем самих себя - мы отрекаемся от самих себя в своей лучшей ипостаси.

Статья "Отвергая Совок, мы отвергаем самих себя" и комментарии - здесь:  http://gidepark.ru/post/article/index/id/56150