Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На модерации Отложенный

Это требование имеет всемирную известность; оно безусловно старше христианства. Но попробуем подойти к нему наивно, словно впервые его слышим. Боюсь, что тогда нам не совладать с чувством недоумения. Почему, собственно говоря, мы должны ему следовать? Чем оно нам поможет? И главное - как его осуществить? Способны ли мы на это? Моя любовь есть для меня нечто безусловно ценное, я не могу безответственно ею разбрасываться. Она налагает на меня обязательства, я должен идти на жертвы, чтобы выполнять их.

Если я люблю кого-то другого, он должен хоть как-то заслуживать моей любви. Он заслуживает любви, если в чём-то важном настолько на меня похож, что я могу в нём любить самого себя; он того заслуживает, если он совершеннее меня и я могу любить в нём идеал моей собственной личности.

Но если он мне чужд, если он не привлекает меня никакими собственными достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то любить мне его трудно.

Это было бы и несправедливо, поскольку моими близкими моя любовь расценивается как предпочтение, и приравнивание к ним чужака было бы для них несправедливостью.

Если же я должен его любить, причём этакой всемирной любовью, просто потому, что он населяет землю - подобно насекомому - то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного. Во всяком случае, меньше, чем я имею право сохранить для самого себя. Зачем тогда торжественно выступать с подобным предписанием, коли его исполнение невозможно считать разумным? Но трудностей здесь ещё больше. Этот чужак не только вообще не стоит моей любви. Сказать по правде, он, скорее, заслуживает моей вражды, даже ненависти. Ко мне он не испытывает ни малейшей любви, не выказывает никакого уважения. Если ему это на пользу, то он не задумываясь совершит любое зло или вред.

Я бы не сказал и слова против, если бы эта заповедь звучала так: " возлюби ближнего твоего так, как он любит тебя."