Джон Уильям Уотерхаус
На модерации
Отложенный
Тема ПРЕРАФАЭЛИТОВ оказалась очень обширной.Нельзя обойти вниманием известного английского художника Джона Уи́льяма Уо́терхауса 1849 —1917гг, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.
Джоном Уотерхаусом был развит свой собственный стиль, в котором гармонично сочетались классицизм, романтизм, фантазия и реальность. Некоторые произведения можно отнести к импрессионизму.
За свою жизнь Уотерхаус создал более 200 картин. Его произведения побывали на многочисленных выставках в Англии и во всём мире, как часть движения символистов и везде имели оглушительный успех.
Ими любовались не только приверженцы символизма или прерафаэлитизма, но и обычные зрители. В этих полотнах есть что-то такое, что не может оставить равнодушным человека, даже впервые познакомившегося с творчеством знаменитого английского живописца. Каждый найдёт в них что-то близкое его мировоззрению и прочтёт сюжет по-своему. Наверное, это и есть великая сила настоящего искусства.
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.
Джон Уильям Уотерхаус родился в апреле 1849 года в столице Италии. Родители его были довольно известными художниками. Когда мальчик немного подрос, семья приняла решение возвратиться в Лондон на постоянное место жительства, после нескольких лет пребывания в Италии.
Первые уроки живописи, композиции, перспективы и сочетанию цветовой гаммы, мальчик получил от отца. Искусство окружало его всю жизнь и он впитал любовь к нему буквально с молоком своей матери-художницы. Родные и близкие друзья часто называли его «Нино».
В 21 год Уотерхаус успешно выдержал экзамены в престижную британскую Королевскую Академию художеств, где, впоследствии, как и в галерее Гросвенор, организовал много выставок своих работ. Перед поступлением в эту школу юноша помогал отцу в его студии. Этот опыт очень пригодился молодому человеку. Живопись и скульптуру в Академической школе преподавал художник Пикерсгил.
Ранние работы молодого человека некоторыми деталями композиции и образов напоминают картины известного живописца сэра Лоуренса Альма-Тадемы, британского художника нидерландского происхождения, который был самым знаменитым и высокооплачиваемым художником викторианской эпохи.
Другим живописцем, который также оказал значительное влияние на раннее творчество Уотерхауса, был английский барон Фредерик Лейтон, являющийся ярким представителем викторианского академизма, так называемого салонного искусства, тоже в некоторой степени близкий к прерафаэлитам.
В двадцать пять лет (1874) Джон Уотерхаус представил на выставке своё первое крупное произведение «Сон и его сводный брат Смерть», встреченное, как отмечали многие современники, шумным восторгом всех зрителей. Картина заслужила прекрасные отзывы у многочисленных критиков, а художник получил популярность. Это полотно, в дальнейшем, было в составе практически всех его выставок.
Давайте подробно рассмотрим эту картину.
«Сон и его сводный брат Смерть»
На картине, созданной по мотивам древнегреческой мифологии, изображены двое юношей, которые лишь недавно играли на свирелях, так и оставшихся лежать в уголке на маленьком круглом прикроватном столике. Музыка, по-видимому, оказала на них сильное гипнотическое воздействие и они задремали практически в той же позе, в какой занимались музыкой.
Один из молодых людей держит в руках ещё не успевшие завянуть ярко-красные маки. Скорее всего, этот юноша и является Сном, поскольку даже цветы, словно убаюканные красивой музыкой свирели, только уснули.
Странное название дал художник своей картине, ставшей его самой знаменитой – «Сводные братья». Уотерхаус долгое время искал наиболее подходящее название своему первому значимому произведению. Как установили исследователи его творчества, он перепробовал довольно много вариантов, в которых изменялась степень родства юношей.
Джон Уильям Уотерхаус.Эстер Кенуорти.
В 1883 году женой Джона Уотерхауса стала художница Эстер Кенуорти, также получившая известность, её картины часто выставлялись в Королевской Академии художеств. В семье родилось двое детей. К сожалению, они умерли в раннем возрасте. Но брак двух творческих людей, несмотря на эту тяжелую потерю, можно назвать счастливым. В 1885 г. Джон Уотерхаус избирается членом Королевской академии, а спустя 10 лет становится академиком.
Офелия 1889г
Другая любимая героиня художника – Офелия. В 1889 году живописец изображает её на лугу, в окружении травы и неярких полевых цветов. Почти всё пространство картины занимает образ стройной девушки.Видно, что автор любуется своей героиней.
Офелия 1894г
На полотне 1894 г. – Офелия задумчиво сидит на берегу озера.
В 1910 г. Уотерхаус изображает девушку около небольшой речушки. Она держится за дерево, и уже психологически готова сделать роковой шаг.
В это время он создаёт много портретов известных людей.
С начала XX столетия Уотерхаус принимает активное участие во многих общественных организациях деятелей искусства Великобритании.
Его женские портреты получили огромную известность практически во всех странах мира и ценятся не только как произведения искусства, но и приобретаются коллекционерами, как прибыльное вложение финансовых средств.
Живописец сумел с большой реалистичностью передать драматизм ситуации, продемонстрировать отличной владение композиционными приёмами и техникой большого мастера. Но, всё-таки, по мнению многих критиков, свою популярность он обрёл благодаря дивному очарованию его моделей.
Если внимательно присмотреться к многочисленным полотнам художника, то мы заметим, что героинями его творчества часто становились не просто женщины из мифов и легенд, а именно властные женщины с трагической судьбой.
В наши дни Джон Уотерхаус – один из самых дорогих художников не только в Британии, но и во всём мире. Например, в 2006 г. полотно «Святая Цецилия» было продано на аукционе Christie’s за 6,6 миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ХУДОЖНИКА.
Святая Цецилия.
Джон Уильям Уотерхауз.Магический круг.
На картине изображена ведьма или колдунья, очерчивающая на земле огненный магический круг с целью создать пространство для осуществления колдовства.
Сила ведьмы подчёркивается её решительным выражением лица, исключением из круга ворон и лягушки — популярных символов магии в то время — и контролем над столбом дыма, выходящим из котелка. Столб, вместо того чтобы развеиваться в стороны или колебаться под действием ветра, остаётся прямым.
Картина была весьма положительно принята критиками и общественностью.
Джон Уильям Уотерхаус.
Срывайте розы поскорей. 1909
На картине изображены прекрасные девушки, которые собирают цветы на широком лугу. Название заимствовано из поэмы XVII века «Девственницам: спешите наверстать упущенное», автором которой является Роберт Геррик. Поэт, прославляя радости молодости и весны, советует отбросить скромность и скорее надевать подвенечный наряд, потому что молодость быстротечна и всё «ближе миг заката».
Срывайте розы поскорей,
Подвластно всё старенью,
Цветы, что ныне всех милей,
Назавтра станут тенью.
Первая версия картины «Срывайте розы поскорей», 1908 г.
Уотерхаус, Джон Уильям. «Миранда и Буря
Миранда — наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и ее отец стали отшельниками на острове по вине ее дяди Антонио, который хотел занять престол. Миранда живет на необитаемом острове с 3-х лет. Однажды, из-за бури их земляки, неаполитанцы, среди которых был и молодой принц Фердинанд, потерпели кораблекрушение и тоже оказались на этом острове.
Герцог Просперо, который является магом, посылает Ариэля, духа, который ему служит, за Фердинандом и организует дело так, что принц и Миранда влюбляются друг в друга. Приготовления к свадьбе и стали причиной возвращения герцога и Миранды к цивилизации.
Судьба.
«Психея открывает дверь в сад Эроса»,1904
Декамерон.
Гилас и нимфы.
Диоген.
Тристан и Изольда
Цирцея.
Рыбак и сирена.
Ариадна
Борей
Данаиды
К прекрасной даме
Ламия
Любимцы императора Гонория
Магический кристалл
Работы Уотерхауса хвалились критиками, его репутация была высока, и ему подражали молодые художники.
Он относится к тем немногочисленным художникам, которые при жизни приобрели известность и могли жить в достатке благодаря своим работам.
Джон Уильям Уотерхаус в течение последних двух лет жизни страдал от рака, от которого и скончался в 1917 году.
Он был похоронен на кладбище Кенсал Грин в Лондоне.
Источники
http://gallerix.ru/album/Waterhouse#more
http://art-assorty.ru/2712-john-william-waterhouse.html
http://smallbay.ru/waterhouse.html
http://www.bibliotekar.ru/k110-Waterhouse/index.htm
Комментарии
эти вот прерафаэлиты!
Комментарий удален модератором
тем больше люблю русских.
рядом с Врубелем или Саврасовым. Конечно, эпоха Возрождения и Ренессанса вне обсуждения.
Хорошо ,что различные направления в живописи переплелись и мы можем наблюдать такие разные направления.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Для этого нужен тоже особенный талант.
Прерафаэлиты, их фантазийные чувстченность и мастерство для меня - откровение.
А сама судьба Уотерхауса, Джона Уильяма, - наглядная иллюстрация влияния семьи на развитие творчества: он родился и вырос в семье художников!
Что может быть лучше!!!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Спасибо Алина, сегодня познакомила с работами Уотерхауса!
мне кажется, что если не будет в людях этого идеального мира образов, то нас окружат миром "черных квадратов", которые нам выдадут за нечто особое,наполненное "высшим" смыслом, так что мы не сможем понять что это на самом деле.
Жаль, не покупали его работы в России...
:-)))!
Чем примечательны картины - присутствием знакомых линий и оттенков чего-то близкого. На полотнах нет "незнакомых" - полное ощущения дежавю.
Ещё в прошлом знакомстве с картинами ПРЕРАФАЭЛИТОВ, у меня были подобные терзания - мучительно искал сходство с неким мастером и не находил. Законченность образа, точные и законченные, прямо ощутимо выпуклые линии и штрихи, совершеннейшее построение и аккуратная, выразительная палитра по цвету.
И понял, почему так неуловимо это ощущение. Подобная техника легла в основу мастерства МНОГИХ художников и мастеров, узнавание есть даже в самостоятельных и, вроде, независимых техниках.
И то, что лежит в основе, эмо - СОВЕРШЕНСТВО.
Во всём...
В понимании и изображении. Узнавание есть даже в прекрасной графике оформления русских сказок. Особенно - "Сон и его сводный брат...", " ОФЕЛИЯ ".
Что ещё сказать - любоваться этими произведениями можно до бесконечности.
Любоваться и восхищаться изысканным совершенством - живым и понятным.
БРАВО!!!
Спасибо, Алиночка, за доставленное удовольствие.
О том, что не смогли встретиться очень жалеет моя коллега, искусствовед по образованию.
Хотя у неё слишком резкие или категоричные суждения.
Думаю, его популярность объясняется именно выбором сюжетов для картин - они практически всем известны, понятны и близки.
Он безусловно мастер своего дела, но скорее ремесленник, чем живописец.