Поэтическое послевкусие стихотворений Елены Ананьевой

На модерации Отложенный

Поэтическое послевкусие стихотворений Елены Ананьевой 

Поэзия Елены Ананьевой сразу ненавязчиво завораживает читателя. Она магически загадочна, необычна, оригинально яркая, не тривиальна… И, действительно, непросто декодировать все потайные мысли, словно причудливо, но так легко и фантастически занимательно высказаны. Это – своеобразная, удивительная пирамида, у которой каждый раз на горизонте появляются всё новые ступеньки в завораживающую неизвестность. И так – до бесконечности.

Читателю необходимо декодировать «тайные» смыслы сказанного автором. Ее серия романов выходит также с безошибочным личным «Кодом»: любви, стойкости, верности, притяжения. Это, как клейма раритетных, авторских ювелирных изделий. Уловив, увидев, не перестаём удивляться, вдохновляться и ждать следующих порций редких, совместных открытий. Ведь читательский взнос в обоюдное получение ощущений незаменим. Наверняка, уже в следующих двух катренах почувствуете, как за крутым склоном судьбы, нас ждет очередная парадигма неожиданных рифм, (порой без оных), ритмов, метафор, экспериментов – симбиозом чувств, звучащих в сознании.

Поняв, уже удивляемся и ждём новых открытий. Читателя, конечно, также со-творцы любой книги. В любом случае каждое стихотворение – это не только метафоры и эпитеты, не только сонет, катрен, триолет или хокку. В них, в любом случае, должны быть особенные, не повторимые, образные сопереживания, неординарная, глубокая философия.

«Кому-то лишь в советах нравилось,

Кто-то советы сыпет россыпью,

Кому-то скрипка тонка слишком,

Кому-то контрабас – осенью.

Кто-то на раны солью сыпет…

Кто-то сквозит и следом ластится,

Кто-то уже ни во что не верит,

А кто-то радугу с неба стащит всю.»

И читатели ждут именно таких ощущений – благозвучности в тандеме со смыслом, экспериментом, смелостью открытий тем... Стихотворения Елены Ананьевой именно такие. Они разные, словно рассыпаны самоцветы, можно нанизывать агаты или сердолики, бирюзу или яшму, а можно сделать из разноцветов – оригинальное колье, только успевай соединять, порой, несоединимое. Это тоже невероятно приятно. Некоторые ее стихотворения – легкие, ироничные, с юмором, песни и романсы… еще не спетые. В созвучиях мелодий и разрывов аккордов. Иные от умного наблюдателя века:

«Если представить:

художников нет,

нет досок и лаков…

бессмертных поэтов,

ценителей века,

значит стало бы сразу

темным всё, темно.»

Лёгкие строки или рвущиеся от страдающего сердца, бунтаря-одиночки, зазывалы дерзкого, интеллектуального вызова. Но большинство – лиричные. Не женские, но женственные и яркие, где порхают бабочки любви, жрицы прекрасного, оживают картины, завораживают магические квадраты и снежные пути заметают скрипичные и басовые ключи, управляя всеми музами таланта. Она открыта и мир ей открывается, спонтанно и оригинально. Всё, к чему прикасается Елена Ананьева, будь-то её «тугие паруса» Глории, «царственная Елена и Гомер», поэмы, в которых оживают мифы Эллады или Эдды,

расшифровывается музыка Орфея,

«…звучит Эоловая арфа,

пронизывает страсти-ветер,

потоками уносит в рощи,

где отдыхает чувств настройщик,

заканифолив струны смысла…»

– с налетом импрессии, в которой первую скрипку играет её Величество Любовь, всё движется по своей орбите. Во всём многообразии проявлений. 

«Годичных давностей события,

уходят дальше все давно,

вокзалами и остановками

размечен путь - не всё равно.... 

И зачерпнув горстями горести,

Чужую пронесу судьбу...

Живу...»

И появляется тренд, трендовый продукт: создаваемый воображением, идеей, общим концептом автора. Даже если это известный международный многоуровневый проект с именем де Ришелье, соединяющий века и народы, в основе его – поэзия.

Без поэтического «сумасшествия», переворачивания всего, и вся вверх тормашками, всеотдачи на исполнение миссии, заложенной свыше, сопровождения лирической тягой ее проводов, конкурс, переросший в масштабное движение добротворчества, не жил бы. Её писательская карьера начинается словами:

«Я – актриса», «пишу с одиннадцати лет», причём, эпиграммы, развешиваемые в рамы картин дедушки-доктора с научной степенью, отпугивая от него женщин после раннего ухода бабушки-художницы. А потом студия киноактера у выдающихся Василия Левина, признающего в ней энергию, по сравнению с которой все остальные как холодные собачьи носы, (есть запись), или Кира Муратова, отмечающая ее искренность и интересные повороты в актёрских штудиях. Это пошло дальше, преобразилось в дышащие строки журналистских очерков, эссе, репортажей, позже телевизионных, в ситуациях, казалось бы, не располагающих вначале к написанию книг.

Но всё, как известно, начинается с любви.

«Терпения пусть хватит, ума тоже –

но все же в основе – Любовь.

Это – станция главная – никто не спорит,

в ней, похоже, отражается в святцах

не тьма, а покой.»

И уже в конце семидесятых и восьмидесятых выходили отдельные ее стихотворения в одесской прессе.

«Напиши мне письмо

густотой ежевичного света,

облаков парусами,

голышами на мокром песке…»

Со временем, литературный путь Елены Ананьевой оказался отмечен многими почетными титулами и наградами, средства массовой информации освещают презентации книг, ставших уже сериалами, проектов, международных, многолетних и массовых, тут и там мы встречаем рецензии, слышим о победах ее духа. А популярность, при возросшей планки конкуренции и, порой, желаний оных замалчивания, растёт параллельно росту читательской аудитории. Гражданский нерв ведет и не даёт молчать. Вот из её декабрьской поэзии, 2018.

«Ведь повторяется всё по спирали,

Даже, возможно, с неё вниз упасть,

Белые, красные, сине-зелёные

Лучше вообще нам не воевать!!!

Царствие небесное воинам мира.

Нужно войну стороной обходить!

Как это страшно: рубать по живому,

Да и коней в огне битв погубить.»

Париж. Русское кладбище. Наглядно. Страстные строки гражданственной поэзии, в которой есть бесспорно заметное место высоконравственной поэзии Елены Ананьевой, божественному гимну «Спаси и сохрани», народной симпатии к ней в многих странах мира. Пора бить во все колокола! И она бьет. Во имя жизни. Любви. Детей.

«Крутит ветрами, и смерч революций

Вновь разъедают народы внутри,

Сколько сражений, и сколько потерь всех:

Сент-Женевьев де Буа на крови.»

Считается, что современной поэзии более не нужен читатель. Как будто бы поэт – сам себе поэт и без читательской аудитории. Конечно, это неоднозначное суждение. Не всяк поэт, себя считающий. А кто судит о поэтической квалификации? Читатели! Ратую за то, чтобы поэты, и Елена Ананьева в том числе, активнее делились своим творчеством, ежечасно расширяя свою аудиторию. Пусть будет больше рецензий, фанатов, поклонников творчества талантливого поэта, способного прекрасно демонстрировать высокий градус своего вдохновения и владения литературным, в том числе поэтическим мастерством.

Став на путь совершенствования писательства, не считая многих лет в публицистике, книг у нее уже восемнадцать, (совершеннолетие, можно сказать), кроме участия в тридцати антологиях, (в том числе, шесть электронных книг - серии «Бегство» и поэзии Мультимедийного издательства Стрельбицкого), в совершенствовании процесса не останавливается. Ни перед личными и общими бедами, глубоко ранящими ее душу и сердце. Выехав в 2002 году в Германию, Елена не прерывает связь с родной Одессой, представляет не только свое творчество, но и других участников ее авторского проекта во многих городах и странах. Изучает, совершенствует немецкий язык страны, где живёт, и украинский, откуда родом. Есть переводы ее стихотворений на английский, немецкий, французский, украинский языки. В перспективе есть цель географию эту расширить.

А вначале была поэзия – с 1999 года издано подряд 6 поэтических сборников, среди которых «Мой вернисаж», «Одесский Монмартр Василия Поникарова», «Карнавалы судьбы», «Точка тишины», «Сад любви», «Одесская азбука», а далее романы вместе с главами новой поэзии: «По следам великих странников», «Скитальцы муз и ветра», «Штрихи и пробелы квадрата древних», «Квадрат древних – всегда квадрат» (продолжением из 648 полноформатных страниц) и др.

Стихи – это обнажённый, внутренний мир поэта, его «нерв», настоящее «я». Познакомившись с поэзией и прозой Елены Ананьевой, заново знакомишься с ней как с многогранной, в высшей степени интеллектуальной личностью. Созидателем. Всё познать невозможно, но стремление и желание заглянуть за горизонт и открыть его читателю, спутникам жизни и творчества, непреодолимая сила, которая довлеет и ведёт. Энигматичные и метафоричные строки цепляют, а удивление поэтическим послевкусием преследует внимательного и чуткого читателя:

«Similes simile gaudet*,

ангел мой, что ты за птица,

крыльями – белыми астрами,

иль птицелов за жар-птицей?!»

*«Подобное притягивается к подобному.»

Пора всем миром встать на защиту мира. Елена призывает всех своих ангелов, которые давно «летают» на страницах ее произведений, благословлять во Благо и Добро. Стихотворения Елены Ананьевой несут эту благородную миссию.

«Гимном взывать «Gaude!»

Не получится, ангел мой,

Доброго сердца мелодию

нужно нести засветло!»

Сергей Дзюба,