Две души графа Витте : прогрессист или монархист?

Прошло почти сто лет со дня смерти Сергея Юльевича Витте. Век – немалый срок даже по историческим меркам, но, перелистывая страницы мемуаров яркого и незаурядного российского премьера рубежа XIX и XX столетий, ощущаешь, что вопросы, с которыми он сталкивался, стоят перед нами до сих пор.

Как ему удавалось быть преданным монархистом и одновременно модернизатором и новатором? Как строить в отсталой аграрной стране рациональное и эффективное капиталистическое хозяйство? Витте призывал Россию трудиться и меняться по примеру развитых западных стран. Но его не услышали...

Немецкий ум – славянский дух Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в 1849 году. Его отец был небогатым прибалтийским дворянином немецко-голландского происхождения. А вот мать, Екатерина Александровна, в девичестве Фадеева, принадлежала к аристократическим кругам. Она была в родстве с князьями Долгорукими, которые в знатности могли поспорить с правящей династией Романовых.

Сначала мальчик воспитывался в семье деда, Андрея Михайловича Фадеева, бывшего саратовского губернатора и влиятельного в Закавказье человека. Позднее Витте вспоминал: «Вся моя семья была в высокой степени монархической, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству». В кругу Фадеевых – Витте были в ходу и славянофильские настроения, впрочем, не противоречившие монархической идее. Юный Сережа привык чтить самодержавный принцип, видеть в крестьянине, по определению славянофилов, «искру божью», а общину считал единственным возможным укладом для русской деревни.

После гимназии Витте поступил на физико-математический факультет университета в Одессе. После его окончания молодой человек предполагал заняться наукой, но из-за безденежья был вынужден устроиться служить в канцелярию губернатора.

Эх, дороги… Вскоре, в 1870 году, по чисто финансовым соображениям Витте перешел на службу в железнодорожное ведомст­во. В период интенсивного строительства дорог здесь требовались образованные, грамотные специалисты. Кроме того, молодой служащий проявил себя толковым организатором и быстро сделал карьеру: уже в 1879 году он – начальник эксплуатации частного «Общества Юго-Западных железных дорог», в этой должности работает в Петербурге, а затем в Киеве. Женитьба на дочери предводителя дворянства Черниговской губернии упрочила положение Витте в обществе и способствовала дальнейшей карьере.

В первой половине 1880-х годов Витте усиленно занимается проблемой тарифообразования при грузовых железнодорожных перевозках. Ему удалось создать эффективную методику расчета тарифов, высоко оцененную современниками. Кстати, в книге, посвященной этому вопросу, он изложил и свое политическое кредо, ратуя за бессословную и социально ориентированную монархию. А карьера не стояла на месте. Уже в 1886 году Витте стал управляющим «Общества Юго-Западных железных дорог».

Эффективный чиновник: невероятно, но факт В точности не известно, как Витте познакомился с императором Александром III. Фактом остается лишь то, что толковый управляющий, отлично разбирающийся в экономике и материальной части железнодорожного дела, обратил на себя внимание царя, который в 1889 году назначил его начальником новообразованного департамента железных дорог при министерстве финансов.

На этом посту Витте проявил себя отличным админист­ратором. Поощряя инициативу и требуя прежде всего эффективности в любом деле (сказался опыт руководства коммерческим предприятием), он быстро сделал работу ведомства гибкой и слаженной, а госчиновники так редко на это способны! Неудивительно, что вскоре его стали привлекать к проектам, не имевшим прямого отношения к железным дорогам. Что ж, в России всегда не хватало грамотных управленцев. Так, в 1892 году он вместе с известным химиком Д. И. Менделеевым (тоже дельным человеком широкой компетентности, который привлекался к решению самых разнообразных задач) создал новый таможенный тариф, оградивший только встававшую на ноги русскую промышленность от зарубежной конкуренции. Такая направленность закона отражала принципиальные идеи Витте о необходимости промышленного развития России и государственной под­держки этого процесса.

В 1892 году Сергей Юльевич занимает свой первый министерский пост, став во главе министерства путей сообщения. Но пик его карьеры еще далеко.

Золотое дно

В конце 1892 года царским указом Витте был назначен министром финансов. От предшественников ему досталось разоренное хозяйство, так что поначалу молодой (всего 43 года!) министр хотел решить финансовые проблемы империи за счет печатного станка. Впрочем, ему удалось свести баланс и без этой экстренной меры, а умелое управление позволило привести финансы страны в порядок.

Исключительно важным является то обстоятельство, что в лице Витте Россия впервые получила квалифицированного министра финансов с собственной экономической программой, вкратце сводившейся к европейской модернизации страны. Он считал, что эту задачу можно решить в течение нескольких лет. Конечно, в разные периоды жизни Витте предлагал разные средства достижения этой цели, однако стратегия его была направлена на быстрое включение России в «клуб избранных» – сообщество развитых стран. Вот его собственные слова: «…в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон».

Витте не повышал налогов, полагая, что прирост экономики автоматически обеспечит увеличение поступлений в казну. Он активно финансировал железнодорожное строительство (в частности, постройку Транссиба), что облегчало России проникновение на азиатские рынки. А Витте всячески поощрял восточное направление русской торговли, считая его стратегически важным.

Так, при участии государства было создано несколько банков, кредитовавших коммерческие операции в Китае, Монголии и других странах. При этом Витте наладил контроль за частными фирмами, не позволяя им тратить государственные средст­ва неподобающим образом.

Одной из мер, призванных укрепить бюджет, стало введение в 1895 году винной монополии. Отныне производство и продажа спиртного сосредоточились в руках государст­ва, что привело к существенному увеличению бюджета и заодно помогло упорядочить дела в этой непростой области.

Вершиной деятельности Витте-финансиста стало введение в 1897 году золотого стандарта в денежном обращении. Начал чеканиться золотой червонец (монета в 10 рублей). Реформа была проведена вопреки воле нового царя Николая II. Эта мера позволила России избавиться от угрозы инфляции и на долгие годы обеспечила прочность ее финансовой системы. Кроме того, фактически золотой запас страны, накопленный ранее, был инвестирован в экономику, что придало ей новый импульс развития. Вот так Витте распорядился «стабилизационным фондом».

Неразрешимый вопрос Витте уже давно переменил свое мнение о крестьян­ской общине, отказавшись от славянофильских иллюзий. В соответствии с духом прогрессизма, он теперь искренне считал, что община тормозит развитие частной инициативы, а потому мешает экономическому развитию. С конца 1890-х годов министр финансов не оставляет попыток реформировать русскую деревню, поставить ее на капиталистические рельсы, сделать экономически эффективной. Он понимал: в аграрной стране никакая промышленная революция не даст желаемого результата без широких перемен в деревне.

Именно об крестьянский вопрос Витте «сломал зубы». Не он первый, не он последний… Могущественный вельможа имел немало недоброжелателей. Но когда он покусился на «святое» – крестьянскую общину, которая, как считалось, является проводником монархического духа в деревне, на Витте набросились влиятельные при дворе ультраконсерваторы – В. К. Плеве, К. П. Победоносцев, П. Н. Дурново. Министру финансов удалось добиться некоторых перемен к лучшему, но главный принцип – общинное владение землей с регулярным ее перера­спределением между семьями – остался, увы, незыблемым. Крестьянин так и не стал собственником земли, что грозило крахом всех прогрессивных финансово-экономических мероприятий Витте.

Открытый современным ему веяниям, министр всегда считал ограничительные таможенные тарифы временной мерой. В 1899 году их отменили и грянул кризис. В Россию хлынул поток дешевой западной продукции, торговать ею оказалось выгоднее, чем производить отечественные товары, и бизнес переориентировал­ся в сторону коммерции.

Многие предприятия встали. Вороватые русские купцы и промышленники гнались за сиюминутной выгодой, не желая и не умея заглянуть в будущее. С учетом низкой покупательной способности нереформированной деревни ситуация в экономике стала угрожающей. Этим воспользовались недруги Витте, соответственным образом доложившие обстановку не любившему его царю. В августе 1903 года министр финансов был отправлен в отставку и назначен на чисто номинальную должность председателя комитета министров.

Первый премьер: либерал поневоле

В 1905 году Россию потрясла волна революционных выступлений. Общество жаждало либеральных перемен. Ведь фактически вся власть была сосредоточена в руках императора, в стране не существовало выборного законодательного органа – парламента. Витте был сторонником самодержавия, но понимал, что определенные перемены, в первую очередь социальные и экономические, нужны, иначе режим будет сметен революцией. Когда накал страстей в 1905 году достиг высшей точки, царь реформировал комитет министров. Новый орган – совет министров – и его председатель получили реальную власть. Первый премьер-министр России Витте энергично взялся за дело. Жестко, порой даже жестоко подавляя революционные выступления, он по приказу царя одновременно готовил реформы, закрепленные в манифесте 17 октября. В стране создавался выборный законодательный орган – Государственная дума. Кроме того, в России впервые гарантировались гражданские права и свободы – совести, слова, собраний и формирования объединений. Витте, неодобрительно относившийся к этим переменам, считал их все же необходимыми для спасения монархии и во избежание введения настоящей конституции.

Политическая борьба была отчасти направлена в предвыборное и парламентское русло, и революция пошла на спад. Мавр сделал свое дело, и придворные консерваторы снова вступили в игру. Премьеру припомнили в числе прочего заключенный им по приказу царя в 1905 году мир с Японией. Россия проиграла войну и потеряла территории, в том числе южную часть Сахалина. Витте, получивший от монарха титул графа, сразу был окрещен «графом Полусахалинским»…

Весной 1906 года премьер был отставлен и более уже никогда, до самой смерти в 1915 году, не вернулся на политическую сцену.

Взгляд из XXI века Витте, как видим, был непростой фигурой. Монархист до мозга костей, опытный царедворец, он приложил все свои силы к тому, чтобы частично реформировать Россию во имя спасения самодержавия. Либерализм его был тактически обусловленным, вынужденным. Если сформулировать политический курс Витте, то он, пожалуй, сведется к следующему: быстрая экономическая модернизация страны по западной модели, сохранение социально-политической стабильности и самобытности, развитие низовой частной инициативы под эффективным контролем государства. Формулировка кажется удивительно знакомой. Не потому ли Витте и сегодня – интересный собеседник?