О Задачах восстановления ценностей отечественного образования

На модерации Отложенный

28 ноября 2015 года в Новосибирске в ГПНТБ прошло Сибирское межрегиональное совещание Родительского Всероссийского сопротивления (РВС) «Задачи восстановления ценностей отечественного образования».

На совещании присутствовали активисты организации и гости из Москвы, Омска, Барнаула, Томска, Красноярска, Новокузнецка, Кемерова и Минска (Республика Беларусь).

Встреча началась с приветственного слова председателя РВС М. Р. Мамиконян. Мария Рачиевна констатировала — современное образование зашло в тупик. Мы получили поколения плохо образованных ребят. Социологический опрос АКСИО-6 и II Съезд РВС, проведённые летом этого года, показали, что пришло время исправлять сложившуюся ситуацию. Пора создавать движение родителей и педагогов, необходимо на местах организовывать гражданские комитеты по образованию, состоящие из работников образования и родителей. Только активное вмешательство граждан в процесс реформирования может спасти образование.

Затем с докладом выступил координатор РВС по Сибирскому региону Александр Коваленин. Он рассказал о напечатанном недавно в «Новой газете» манифесте «Гуманистическая педагогика: XXI век». Среди подписавших манифест — люди, прямо ответственные за провальные реформы образования последних лет. В документе они не могут не признавать низкую оценку людьми состояния образования, однако перекладывают вину на «управленческий диктат» и на всё общество, которое, по их мнению, консервативно и ориентируется на советские ценности. Документ ссылается на труды авторитетных людей и уважаемые материалы, которые на самом деле имели другое содержание. Он полон иностранных заимствований и антисоветских выпадов.

Одной из главных ценностей манифест заявляет индивидуализацию образования. Ученик представлен центральной фигурой, равной учителю, способной самостоятельно определить необходимость и объём получения тех или иных знаний - это такой же «ювенальный» идеологический переворот в педагогике, какой мы наблюдаем и в семейной политике. Среди провозглашаемых ценностей образовательной системы не упоминаются труд, коллектив, системная полнота знаний, освоение культуры.

Некоторые из идей манифеста звучат непонятно и невинно, если не иметь в виду образы будущего, которые задают форсайт-проекты — технологии проектирования перехода к неприемлемому для общества образу будущего, поэтому предусматривающие в своих «дорожных картах» не только шаги реформ, но и подготовку общественного мнения к следующему шагу.

Надежда Храмова (к.пс.н., профессор Российского Православного Университета, г. Москва) рассказала о технологиях дегуманизации в современном школьном образовании. Разрушению подвергается не только институт школы, но и интеллектуальная сфера учеников.

При анализе либеральных реформ видно, что цель этих реформ — разрушение советской системы образования. В частности, уничтожен принцип заботы государства о воспитании и обучении новых поколений граждан России. Вместо разносторонне развитого человека-творца, современное образование, как говорил А.А.Фурсенко в свою бытность министром образования, должно воспитывать квалифицированного потребителя. Появились тенденции разделения образования (которое должно быть всеобщим) на «академическое» (для детей состоятельных родителей) и «народное» (для детей из малообеспеченных семей). В качестве директоров школ теперь «сверху» назначаются «эффективные менеджеры». Учителя стали бесправны, их мнение не учитывается. Даже при введении очевидных вредных нововведений их никто не оспаривает. Самостоятельный выбор изучаемых предметов приводит к разрушению единой научной картины мира: «хотим — будем изучать физику, а хотим — нет».

Обучение в школах зачастую происходит по учебникам, чудовищно влияющим на психику детей. Знания в таких учебниках даются непоследовательно и бессистемно, без учета возрастных психологических особенностей ребенка. Во многих заданиях нарушается элементарная логика, понятия даются безграмотно и непонятно даже для взрослого человека. Кроме своей непосредственной заботы — обучения детей, учителям приходится писать бесконечные отчёты и планы по программам, которые меняются каждый год.

Преподаватель из г. Кемерово Александр Вансю рассказал о советском опыте восстановления образования. В 1930-е годы государство столкнулось со схожими проблемами: различные эксперименты с системой образования привели к провалу. Тогда руководство открыто об этом сказало и приняло быстрые и решительные меры. Были срочно разработаны и внедрены новые программы, введены единые учебники и единые требования к оценкам. Создан институт инструкторов-методистов из опытных учителей, задачей которых ставилась методическая помощь учителю, а не просто бюрократический контроль.

Это позволяло анализировать результаты принимаемых мер, оперативно корректировать неудачные нововведения. Упрощалась система отчётности. Учитель освобождался от всяких технических поручений, не связанных с преподаванием. Зарплаты учителям были значительно подняты — до уровня промышленных рабочих.

Павел Расинский, координатор направления образования в РВС (г. Москва), упомянул, что в современной «Дидактике» И. М. Осмоловской заявляется, что система обучения существует для ученика, который должен быть удовлетворен процессом обучения и испытывать психологический комфорт. Что, в том числе, следует понимать: если тебе тяжело учить таблицу умножения — можешь не учить её.

С нашей же точки зрения, главной целью современного образования должно быть формирование целостной личности. Развитие не возможно без преодоления трудностей. Принципиальным является положение, что ученик — это формирующаяся личность, и образование это и есть формирование личности ученика. Образовательный процесс должен сочетать в себе обучение и воспитание, для чего учителю должны быть даны соответствующие полномочия. Важной компонентой образования должно быть трудовое воспитание.

В России должна существовать единая образовательная программа, которая не исключает некоторых вариаций, таких как дополнительное изучение национального языка в национальных республиках, усложнение программы в школах для одаренных детей или специальный учебный план в школах для детей с ограниченными возможностями.

Вопрос о трудовом воспитании активно развивался в следующих выступлениях. Екатерина Штогрина отметила, что происходит общее снижение интереса к труду среди молодежи. При этом запрет на использование детского труда трактуется как запрет на трудовое воспитание, а для привлечения детей к элементарному дежурству по классу надо пройти определенные бюрократические процедуры. Тем не менее существуют определенные способы включения трудового воспитания в учебный процесс. На них указал также к.ю.н. Константин Чепрасов из Барнаула.

Опытом Красноярского отделения РВС по внедрению трудового образования в школы поделился председатель отделения Андрей Никитин. По его оценке, главное препятствие — это отношение родителей, а внедрять трудовое воспитание можно через устав школы, согласие родителей и учебную программу. Активисты изучали практики трудового воспитания и создавали на их основе примерные программы.

Важную роль в этом вопросе играет правильная разработка ценностного фундамента понятия труда. Сложно вводить трудовое воспитание там, где труд считается чем-то позорным и недостойным. Красноярцы встретили понимание и нашли общность взглядов на эту проблему. с руководством митрополии Русской Православной Церкви, с которой провели несколько совместных обсуждений проблемы. Полезным опытом трудового воспитания было и привлечение детей к сбору гуманитарной помощи для Донбасса.

Живое обсуждение вызвал рассказ директора школы из Томска В. И. Зятнина о своём видении проблем среднего образования. Он уделил внимание экономике школы, проведя сравнение законов об образовании в их экономической части. Обратил внимание на то, что по современному закону об образовании должны существовать федеральные нормативы по обеспечению школ, однако они до сих пор не утверждены.

Выступающий затронул болезненные вопросы взаимодействия школы с внешними органами — методистами и управленцами, а также отношения школы с родителями. Главной проблемой этих отношений В. И. Зятнин видит отношение родителей к учебному заведению как к центру по оказанию услуг, из-за чего родители снимают с себя ответственность за образование своих детей. Последовавшее обсуждение сошлось на формуле «совместной ответственности» школы и родителей, требующей взаимно заинтересованного диалога.

Педагог дошкольного образования Ольга Качан представила свои наработки в области патриотического воспитания. Её программа патриотического воспитания решает задачи ознакомления с историей России, формирования бережного отношения к русскому языку, формирования у подрастающего поколения интереса к истории своей семьи, города, страны.

Совещание обсудило дальнейшие шаги по разворачиванию начатой после II Съезда РВС работы в регионах, включая организацию освоения активом общей проблематики образования, рассмотрения конкретных проблем родителей и педагогов. Подчеркнуто, что важно широко, доступно и обстоятельно доносить до родителей сущность угроз современных технологий разрушения образования.