Крым во тьме, Сирия в огне, или как "Афган" ничему не учит

Талант нынешнего руководства Украины использовать определенные политические ситуации и даже действия противника в своих интересах поистине впечатляет. Знающие люди говорят, Перо Порошенко любит рискованные шаги. Однако риск в политике - это рискованные ходы в бизнесе. В случае поражения потерей средств, вложенных в сделку, не обойдешься - рискнув и проиграв, можно потерять всю страну. Поэтому в политике риск часто называют авантюризмом.

Но пока все рискованные ставки Петра Порошенко выигрывали, а победителей, как известно не судят. Выигрывает, судя по всему, и эпопея с прекращением поставок электричества в Крым, хотя я, против мнения многих профессиональных аналитиков и политических обозревателей и сейчас считаю ходы Киева в этом плане слишком рискованными.

Конечно, можно и согласиться с предположениями некоторых журналистов и политологов - подрыв линий электропередач, а затем потасовка вокруг них общественных активистов и силовиков - это согласованная с Банковой операция, а тем более, что это операция, разработанная на Банковой. Но украинское руководство блестяще воспользовалось ситуацией, которую создали или его противники из числа «украинских радикальных революционеров», или агентура Кремля.

Уже неделю Крым находится в темноте. Неделю. Вряд ли такой большой срок является результатом каких-то форс-мажорных обстоятельств, возникших во время ремонтно-восстановительных работ. Обычно, подобные аварии ликвидируются максимум за двое суток, а тут ремонт все никак не закончится.

Моста нет. Туннеля нет. Туристов нет. Света нет.
Крымчане начинают понимать, что жить в государстве
Путина - небольшой счастье.

Кремль начинает беситься, но сделать ничего не может - рычагов влияния на Украину он уже практически не имеет. Даже попытка эскалации боевых действий на Донбассе выйдет боком самому же Путину, а также боевикам рахитического образование, которое уже даже российские агитаторы-пропагандисты стесняются называть «Новороссией».

И официально в Порошенко не подкопаешься: ЛЭП взорвали «неизвестные», которых сама же путинская пропаганда назвала «Украинский радикалами», которые (внимание!) Киев не контролирует. А блокируют доступ ремонтников к поваленных опор не политики, а - общественность, те же крымские татары. Почему блокируют? Потому российские спецслужбы продолжают репрессии против крымскотатарского народа. Вот если Путин даст команду выпустить из тюрем тех и тех политзаключенных ...

Получается, что Путин сам виноват в том, что света в Крыму до сих пор нет. И крымчанам тихонько, но настойчиво доносят именно эту тему: как только Москва освободит репрессированных, так сразу свет появится. Только вот почему-то требования крымских татар постоянно растут. Сначала они ставили условием допуска ремонтников к работам избавление хотя бы одного активиста, в данном случае - Ахтема Чойгоза. Но как только Москва, «Проявляя добрую волю», предложила таки его выпустить, в ответ был выдвинут целый дополнительный список.

Для Путина одного политического арестанта выпустить - это страшный политический и имиджевый удар (значит, он поддался на шантаж, а как еще «мочить в сортирах», как образ «крутого мачо»?), А тут еще, и еще ...

Но по неумолимой логике событий, Путин, даже выполнив все требования крымских татар, проигрывает даже еще больше. Проигрывает лично: весь мир увидит, как крымские татары поставили в позу винницкой колхозницы на свекольном поле человека, который претендует на мировое лидерство которая строит «Русский мир», империю, «встает с колен». Для Путина это невиданная позор. Для Путина это даже не пощечина - это значительно хуже, это то, что случается с «борзыми» на свободе садистами-насильниками, которые оказываются в тюремной камере ...

Кто-то из журналистов сравнил положение Путина с шахматной партией, в который его фигуры оказались под «вилкой». Как бы то нибыло , но одна из них будет большая и сделать ничего нельзя. Разве что тихонько положить короля на доску, признавая поражение, или продолжать бесполезный сопротивление. Я бы прибавил к этому еще цугцванг, ибо любой дальнейший ход Путина лишь ухудшает ситуацию на шахматной доске.

Так уж случилось, что события вокруг преступного подрыва линий электропередач в Херсонской области совпали со страшными для Кремля внешнеполитическими факторами. Подчеркиваю: здесь только совпадению, не больше.

Резкое обострение ситуации вокруг Сирии, в т.ч. уничтожения неизвестной ракетой базы, на которой хранились новенькие, только привезенные для Асада зенитно-ракетные комплексы С-300; сбит турецкими истребителями российский бомбардировщик СУ-24, в очередной раз «заблудившийся», а затем - капитально побитые горшки между Москвой и Анкарой, все больше загоняющие шахматную партию Путина в разгромное поражение. Здесь Крым в темноте, которое уже кажется мелкой неприятностью по сравнению с самыми большими проблемами.

Во-первых, как и предупреждали военно-политические аналитики (но Путин не послушал) втягивания России в военный конфликт на Ближнем Востоке действиями двух десятков бомбардировщиков, которые «на камеру» немного попресують сирийские города, не ограничится. Уничтожение комплексов С-300 и самолета не оставляет Путину выбора: небо над Сирией надо чем-то закрывать, мир заговорит о военной импотенцию Кремля.

И вот уже господин Шойгу объявил: Россия перебрасывает в Сирию дополнительное вооружение. И не абы что, а новейшие зенитно-ракетные комплексы С-400. «Заодно и испытаем в полевых условиях» - хитро щурится Сергей Кужгетович. Однако эта его бравада, рассчитанная, прежде всего, на внутреннего «ватного» потребителя, ничем не поможет в решении основной болезненной проблемы: дальнейшем погружения Кремля в военный конфликт.

Военную база в Латакии уже приходится расширять.
Путин, Бортников и Шойгу повторяют роковую
ошибку Брежнева, Андропова и Устинова.

ЗРК С-400 - это вам не зенитка времен Второй мировой. Это даже не мобильный комплекс «Бук-М», который может самостоятельно выполнять задания. С-400 - это целый комплекс, в который входят пункт боевого управлении (на базе автомашины «Урал-5323», радиолокационного комплекса, комплекс средств технического обеспечения системы, зенитных ракет и базе тягача МЗКТ-7930 и собственно транспортно-пусковых установок.

РЛС этого комплекса, к примеру - это кроме всего прочего - огромная антенна, ее надо поднять на высоту до 35 метров.

И это - только одна батарея С-400. Без техники обеспечения.

На марше вся эта армада растягивается более чем на километр. Все это надо где-то прятать и главное - охранять. Хорошо с комплексом С-300 - его продали сирийцам и пусть у них голова болит. А эта армада - росская, соответственно, она имеет экипажи и обслугу из российских военных. Которых где-то надо поселить. Которых надо где-то и чем-то кормить. И кто это должен делать. Не забыть еще об роту охраны каждого комплекса.

А ще цей зенітно-ракетний комплекс бажано прикрити… зенітними засобами. Бо ракетою типу 9М96Е, монстром у 7,5 метрів довжиною, стріляти по вертольотах не дуже зручно. Та й надто дорого це. Бажано б іще й танками позиції комплексу захистити, аби не заїхав якийсь смертник на бронетранспортері, по самісіньку маківку начиненому вибухівкою. Тут в сотню солдатиків не вкладешся. І навіть у п’ять сотень – сумнівно.

А еще этот зенитно-ракетный комплекс желательно прикрыть ... зенитными средствами. Потому что ракетой типа 9М96Е, монстром в 7,5 метров длиной, стрелять по вертолетам не очень удобно. И слишком дорого это. Желательно бы еще и танками позиции комплекса защитить, чтобы не заехал какой смертник на бронетранспортере, по самую макушку начиненном взрывчаткой. Здесь в сотню солдатиков не уложишься. И даже в пять сотен - сомнительно.

Без машины подвоза ракет и без машины подзарядки
боевая работа ЗРК С-400 невозможна.


Если кто-то думает, что война в Сирии для России - это
максимум 2-3 тысячи морпехов, танкистов и летчиков - это не так.
Боевую работу одного солдата обеспечивает минимум 5 тыловиков, от оружейников и врачей к поварам и операторов полевых прачечных.

Словом, небольшая прогулка, в которой Путин рассчитывал немного самолетами полетать, супостатов попугать военной мощью и показать что он также в войне с террористами участвует, превращается в полномасштабную военную операцию. Россия все глубже увязает в войну. С соответствующими потерями в живой силе и технике, а главное - огромными финансовыми затратами. Так когда-то уже было в Афганистане. Рассчитывали ввести «ограниченный контингент» в 80 000.

Затем пришлось вводить дополнительные контингенты, включая 8 тысячами пограничников, затем - спецназ. И получилось на максимуме более чем 120 000, включая авиационным корпусом.
Главное - Запад тогда отреагировал так, как и сегодня - обвалом цен на нефть, диверсификацией энергетических рынков, ограничением Москвы в получения технологий и финансовых ресурсов. Последствия всем известны.

Афганская война Советский Союз и похоронила. Хотя бежали оттуда под прикрытием бравурных маршей и с развернутыми знаменами, но всем было понятно: СССР войну ту проиграл. А еще многие понимали, что СССР после этого долго не протянет. РФ - не СССР - не имеет она того запаса прочности, который позволил комунстам продлить агонию почти на три года ...

Я не знаю, случайно так получилось или Турция, которая очень интересуется судьбой крымских татар и нервно отнеслась к аннексии Крыма россиянами специально подгадала сбить российский Су-24 под отключение Крыму от животворного электрического потока, или это совпадение.

Одно несомненно: Турция - это последняя страна с которыми Москве можно ссориться. США - далеко. А Турция - вот она - самая мощная и влиятельная страна Причерноморья. Страна, которая является самым важным политическим игроком на Кавказе. Вот одна проблема для Путина: Анкара имеет очень серьезное влияние на Азербайджан, а затем - на то, что будет происходить вокруг Нагорного Карабаха. Традиционный (и единственный) союзник России на Кавказе - Армения. А она уже сейчас сжата, как в тисках, между Азербайджаном, Нахичеванью и Грузией. Сколько нужно вложить денег, поддерживая режим Саргосяна, подмазывая Алиева, обеспечивая нейтралитет Тбилиси?

А тут еще что-то надо делать с Крымом, который загибается от дефицита электричества. Кабели проложить можно, но тогда «ляжет» энергосистема Кубани. Запустить дополнительные генерационные мощности можно - но это стоит денег. И перестройка энергосистемы Крыма под прием электричества совсем с другой стороны - тоже стоит.

А главное - это время. Каждый час, что его просидели крымчане в темноте, снизит их любовь к матушке-России. Путин это бы пережил - чеченцы не сильно Россию любят - они её терпят, пока Москва платит дань. Но уменьшается любовь к самому Путину. Падает вера в его всемогущество, непогрешимость и правоту.

А вот этого он позволить себе не может. Психология такая - Владимир Владимирович трясется над своим рейтингом, как скупой рыцарь над сундуком с золотом.
Так, вступив в рейтинг, как рыцарь сундука, из которого не потратил ни монеты, Владимир Владимирович и умрет. По крайней мере - политически.
Уже скоро.

Потому что ресурсов для борьбы со всем миром у него уже нет, ярко продемонстрировала его жалкая реакция на пощечину от Турции и ее президента. Ресурсов даже для борьбы с Украиной, так как реакция на трагически техногенную катастрофу, которая оставила без света 2,5 миллиона крымчан - тоже плачевная.

И когда Украина наконец позволит включить электричество для Крыма (а она его включит, конечно), там воспримут это не как победу Путина, а - как милость Порошенко. И теперь постоянно оглядываться в сторону Чонгару, кто с надеждой, а кто и со страхом. И ничего Кремль с этим не сделает.

P.S. А пока, похоже, свечи в окнах десятков тысяч домов крымчан сегодня станут наиболее масштабной акцией памяти жертв Голодомора. Пусть хоть и не умышленно. Но хоть так. Лично я вижу в этом некий символ ...

С большим электрическим приветом,

ПАВЛО ПРАВЫЙ