«ИГИЛ дискредитирует ислам и обречено на провал»

На модерации Отложенный

ИГИЛ* - новая мировая угроза. Все слышали об этой запрещенной в России экстремистской организации, но не все знают, кто они, чего хотят и откуда взялись? Об этом и не только поговорили с политологом и востоковедом Карине Геворгян в авторской передаче журналиста Радио «Комсомольская Правда» Аббаса Джума «Восток - дело тонкое». Публикуем главные тезисы, озвученные в эфире экспертом.

Что такое ИГИЛ?

- Это пассионарный отряд исламистского глобалистского проекта. В этом смысле данный проект принципиально не отличается от западного глобалистского проекта. Оба эти проекта по отношению к России враждебны. В том числе, идейно. Поэтому в данном случае, когда удивляются, что они иногда идут рука об руку, иногда расходятся и т.д., это нормальные вещи. Потому что они между собой как бы делят пространство. Но тем не менее «Исламское государство» - это передовая часть глобалистского проекта исламистского, если так можно выразиться, толка, который использует определенные формулы, относящиеся к исламской цивилизации. Но при этом полностью от нее оторван.

ИГИЛ дискредитирует ислам?

- Вот когда у нас начинают говорить о том, что это не ислам, или Кадыров говорит – давайте их Иблисским государством назовем, потому что они вообще шайтаны, какое они отношение имеют к исламу? Мне кажется, надо более точно определить – это действительно люди, принципиально оторвавшиеся  от корневой мусульманской цивилизации, внутри которой исторически было все, что угодно. Были и атеисты, были и пофигисты, и суфии, и т.д. Это огромная цивилизация, внутри которой возможны разные споры, разные точки зрения и т.д. И что-то сложилось - сложилась некая цивилизационная традиция. Вот эту традицию они бросили в костер, если можно так выразиться. И в этом смысле они такие же глобалисты. Они точно так же отрицают государство. Они пользуются постмодернистским методом, а основной ее метод – метод деконструкции. То есть, вот берешь Зою Космодемьянскую и из героини потихонечку делаешь ее идиоткой, пироманкой, сексоманкой, чем угодно. Вот так это работает. То есть, ты берешь некий идеал и ты его деконструируешь, начинаешь смеяться над отдельными частями, перетасовывать эти части и т.д. То же самое делают они. Они пользуются теми же техниками. 

 - Есть люди, которым ислам нравится, есть люди, которым ислам не нравится, но давайте будем объективными. С моей точки зрения, это война со всей цивилизацией. Корневой, мусульманской цивилизацией. Она действительно создала ряд исторически существовавших халифатов, мы знаем, что до последнего дня там Оттоманская порта тоже себя называла халифатом и т.д. 

Когда появился ИГИЛ?

- Исламское государство Ирака и Леванта заявило о себе в 2013 году. То есть, они относительно недавнее образование. Как халифат они объявили себя в конце июня 2014-го, с шариатской формой правления, со штаб-квартирой в сирийском городе Ракка и т.д. Но очень быстро они отказались от второй части этой аббревиатуры и в принципе с 2014 года это уже не ИГИЛ. Задача построения халифата – хотя это такой специфический халифат, который не будет государством, это сетевая структура. Да, во главе халифата должен стоять товарищ халиф. Кто стоит во главе халифата? Аль Багдади.

- Первая стадия – это даже не ИГИЛ, а Исламское государство Ирак.

То есть, все это начиналось с Ирака, но, я думаю, это почти все знают и то, что боевой частью стало то боевое офицерство Саддама Хусейна, которое оказалось вне игры из-за операции американцев.

Чего хочет ИГИЛ?

- Вспомните лозунг этих ребят – сохраниться и расшириться. Вообще-то они претендуют не просто на какое-то пространство, которое в мусульманской традиции называется Дар уль ислам (это традиционно те страны, где живут мусульмане, где ислам исповедуется как основная религия). Они претендуют на мировое господство. Они хотят мир превратить в это. И в этом смысле они работают на мельницу тех, кто еще в 70-е годы, базируясь на известном докладе Римскому клубу «Пределы роста», принял решение разными технологиями снижать рост народнонаселения Земли. И по большому счету они выполняют одну программу, потому что дальше они не пройдут, потому что понятно, что те, кто занимается террором, никогда к власти не приходит. Плодами их побед всегда пользуется кто-то другой, всегда более умеренный, более гибкий. Но депопуляцию в регионе они делают, они выполняют эту задачу. И в этом смысле я не хочу сказать, что они одно и то же, но они выполняют ту же задачу, которую ставили перед собой главные идеологи глобализации по западному проекту. В этом смысле они совпадают. Теперь посмотрите – вот этот выплеск адреналина и вот этот выплеск пассионарности – а потом что? Ведь когда бывает такой взлет, он же не может всегда в этой точке держаться, да? Нужна какая-то энергия, а ее не хватит. И дальше пойдет спад. Поэтому в какой-то степени, я думаю, Соединенные Штаты довольно ловко этими факторами пользуются, потому что в общем-то понятно, что через какое-то время будет спад. Для меня переломным в этой борьбе более светски ориентированных государств мусульманского востока стали все-таки события в Египте. Тут мне стало понятно – да, вот это первая ласточка того, что потихоньку люди начинают говорить о том, что я, конечно, мусульманин, я пять раз в день молюсь и т.д., но то, что они в социуме устраивают, мне не нравится. 

Стоит ли нам бояться ИГИЛ?

- Есть много суфийских притч: то, что чрезвычайно агрессивно, оно долго не живет, оно как бы схлопывается потихонечку. Поэтому, конечно, так и произойдет, я в этом нисколько не сомневаюсь. Сейчас идет оперативная стадия операции против Исламского государства. 

- Все-таки русские больше в тонусе – я имею в виду всю Россию – чем, например, Западная Европа. Это показывают разные социальные картинки и даже наша позиция по Сирии и прочее. Бояться – ну, это странно. Опасаться, конечно, надо, и нос держать по ветру, и наблюдать – надо. Поглубже разбираться в процессах, которые идут в мире, придется. Потому что, когда ты не понимаешь, что происходит, тебя могут втемную использовать самые спекулятивные силы и, может быть, ты на врага тогда будешь работать. Нужно обязательно больше информации сопоставлять, мозги развивать и т.д. – это нужно. Но нас невозможно в этой ситуации победить, это даже к гадалке не ходи. 

*Верховный суд РФ в 2014 году признал организацию «Исламское государство» террористической и запретил на территории России. Участие в этой организации преследуется по закону.