Русская Идея. Опыт статистического анализа.

Русская идея. Термодинамическая интерпретация.

Начинать разговор о Русской Идее (Р.И.) следует с определений. Итак, Р.И. – частный случай национальной идеи (Н.И.). Поэтому следует определить, что же такое Н.И. Наиболее удачное определение Н.И. принадлежит Л.Н.Гумилёву и сводится к следующему. Н.И. есть совокупность философских, культурных, религиозных, технологических и всяких прочих стандартных подходов, применяемых при решении часто встречающихся практических задач. Коротко это можно сформулировать так: Н.И. есть метод адаптации человеческой популяции к конкретным условиям, основанный на выделении часто повторяющихся проблем и перечислении хорошо зарекомендовавших себя подходов и методов их решения.

Зачем нужны Н.И.? Казалось бы стандартизация может привести к потере эффективного решения. Ответ на этот вопрос можно найти в книге Дж.Николиса «Динамика иерархических систем». В Главе 7 «Роль хаоса в биологии…» выполнено сравнение быстродействия идеального линейного компьютера и человеческого мозга. Конечный вывод после продолжительных комбинаторных вычислений состоит в том, что человеческий мозг намного эффективнее. Как же это так выходит? Николис даёт следующий ответ: это связано с тем, что линейный компьютер оперирует отдельными битами информации, тогда как человеческий мозг оперирует большими её кусками – понятиями, или как их называет Николис «свёртками». Это объясняет кажущееся противоречие – казалось бы, идеальный компьютер должен быть эффективнее. Дело в том, что мы не учли время, затраченное на формирование самих понятий. А надо отметить, это огромная величина. Ведь сюда следует включить время, потраченное самыми древними и примитивными нашими предками на формирование простейших рефлексов, которые потом усложнялись до инстинктов, потом до комплексов инстинктов – зачатков разумного поведения и, наконец, до собственно интересующих нас понятий.

Итак, наличие системы понятий ускоряет обработку информации, повышает скорость и эффективность принятия решения и, следовательно, повышает шансы на выживание особи, использующей эту систему мышления.

Системы понятий, приспособленные к конкретным условиям, можно как раз и определить как национальные идеи.

В таком случае всякая Н.И. должна быть привязана к конкретным природным условиям и, зная последние, можно попытаться определить какими конкретно приёмами эта Н.И. предлагает решать конкретные проблемы.

Попробуем проанализировать.

Для начала давайте ограничимся северным полушарием и умеренной полосой Евразии.

Модель, предлагаемая в настоящей работе, исходит из того, что в этой части планеты Земля наблюдается изобилие ресурсов. Параметром же, ограничивающим развитие, является наличие случайных возмущений.

Тогда можно выделить три предельных случая

1. Амплитуда случайных возмущений R (от random – случайный) мала по сравнению с амплитудой технических возможностей человека (Т): R << T.

2. Обратная ситуация: R >> T.

3. Случайные возмущения примерно равны по амплитуде человеческим возможностям: R ~ T.

Очевидно, что случай (1) характерен для наиболее стабильного климата, (2) – для наименее стабильного и (3) – промежуточный вариант.

Географически, область (1) – это Западная Европа. Гольфстрим и общее влияние Атлантики обеспечивает высокий уровень стабильности температурного режима и влажности – главных параметров, определяющих успех сельского хозяйства.

В этой области влияние R можно считать пренебрежимо малым, по крайней мере, в первом приближении. Это обстоятельство порождает у населения иллюзию возможности выработки универсального оптимального алгоритма поведения. Тогда встаёт вопрос: как его искать? За всю историю Западной Европы сформулировано две принципиально разных стратегии поиска ответа на этот вопрос: 1) метод экспертных оценок и 2) научный метод. Разберём их подробнее.

(1) Метод экспертных оценок.

Этот метод известен в двух основных вариантах:

1а) Выбор коллегии наиболее авторитетных персон, которые большинством голосов (с учётом различных ограничений) решают что такое хорошо и что такое плохо, классифицируя, таким образом, все явления окружающего нас мира. Основным недостатком в оперативном использовании этого варианта является трудность достижения согласия коллегии экспертов в рамках демократической процедуры. Действительно, большинство относительно легко достигается только при наличии двух вариантов отношений, типа, хорошо/плохо; одобрить/отклонить, если же вариантов больше, то абсолютного большинства может не получить ни один из них. Этот недостаток преодолевается в варианте 1б.

1б) Здесь коллегия экспертов выбирает из своих рядов Верховного Эксперта, чьё слово оказывается решающим. В некоторых вариантах решающим оно оказывается только в спорных случаях, когда не удаётся достичь решения по варианту 1а, а в некоторых – вообще всегда.

Легко видеть, что метод (1) широко применяется в конструировании системы государственной власти (парламентская (1а) и президентская (1б) республики) и организации основных европейских религиозных конфессий – протестанты (1а) и католики (1б). То есть, он получил распространение в самых различных сферах, где требуется достижение согласия людей относительно мирными средствами.

Альтернативный метод поиска оптимального алгоритма поведения (метод 2) состоит в построении модели действительности, оптимизации её к наблюдаемым явлениям и использовании её результатов для прогнозирования развития с тем, чтобы выбрать оптимальный путь. Это означает классификацию явлений, наблюдаемых в настоящем на те, что способствуют успеху в будущем или напротив ему препятствуют. Ну и селекция на этой основе оных явлений. В чистом виде, без сочетания с методом (1), метод (2) ныне встречается редко ввиду канонически злодейских проявлений – коммунизм, нацизм, разнообразный догматизм – и, как правило, комбинируется с методом (1) в виде различных фракций в парламенте или конфессии, исповедующих некий вариант теории (2).

Очевидно, что в основе как метода (1) так и (2) лежит аксиома о существовании и единственности оптимального способа действий, дополненная аксиомой же о возможности его нахождения. Однако все технологии и алгоритмы поиска оптимума основаны на анализе конечного набора фактов (ограниченного, например, жизненным опытом экспертов) и с конечной точностью. Если бы не второе начало термодинамики, эта погрешность могла бы быть неограниченно уменьшаема и, в конце концов, сведена к несущественной. Однако, как показал И.Р.Пригожин со товарищи, это не так и погрешность неизбежно приводит к расхождению решений. В частности, это обстоятельство определяет необратимость течения времени.

Это расхождение не преодолевается в рамках методов (1) и (2). Поэтому регулярно складывается ситуация, когда разные группы экспертов, правильно выполнив все процедуры поиска оптимума, приходят к существенно различным результатам. В такой ситуации Западно-европейский подход не предусматривает никакого алгоритма решения проблемы и последнее слово остаётся за силовыми методами. Легко видеть, что вся история Западной Европы есть история идеологических войн и конфликтов как раз такой природы.

Укоренившаяся в последние 30-50 лет толерантность является реакцией именно на это обстоятельство. Этот подход аналогичен методу Монте-Карло в численных задачах оптимизации, где достоверность результатов повышается за счёт варьирования пренебрегаемой части информации (варьирование начальных условий). Также как и в стандартных, для этого метода задачах расхождение между результатом и реальным оптимумом понижается, однако, полного совпадения всё равно достичь не удаётся.

В традиционной христианской терминологии наличие оптимума описывается как наличие Божественного начала. Поэтому для Западно-Европейского подхода важнейшим событием является Рождество Христово, свидетельствующее о присутствии в человеке Божественного начала и, стало быть, возможности познания оптимума.

Евро-подход обладает хорошо разработанной системой адаптации к окружающей среде. Настолько хорошо и подробно, что описание его требует намного больше места и времени, нежели то, чем располагает скромный автор сих строк. Поэтому, отдав дань Евро-подходу перейдём к наиболее интересной нам ситуации с R ~ Т (вариант 3).

Пренебречь R здесь невозможно, однако, подчиниться ей тоже нерационально. По сути дела, эта ситуация характерна для той, что складывается при измерениях различных величин, когда амплитуда сигнала не сильно отличается от амплитуды шума. Ну и подход, применяемый человечеством в обоих этих случаях, тоже совпадает – усреднение. Однако, усреднение должно быть выполнено грамотно. Можно сформулировать условия, при которых усреднение обеспечит выживание популяции.

Во-первых, это необходимое условие

Рср > P0, (1)

где Р0 – есть минимальный результат хозяйственной деятельности за цикл, например, за год, обеспечивающий выживание минимальной группы людей, например, семьи. Рср – то же самое, но усреднённое за большое число циклов. Действительно, если хоз.деятельность не обеспечивает минимального уровня, необходимого для выживания, заселение такой местности при имеющихся способах эксплуатации ландшафта невозможна. При условии отсутствия подпитки извне. Примером может служить ландшафт внутренних областей Антарктиды.

Однако и выполнение условия (1) ещё не гарантирует успешности выживания популяции. Всё дело в флуктуациях. Действительно, для Рср справедливо представление:

Рср = Т + (1/n) S(nR) (2)

Здесь n – означает число циклов за которые происходит усреднение. Поскольку величина R может быть как положительна, так и отрицательна, то может возникнуть ситуация, когда при не слишком больших n условие (1) не выполнится.

С другой стороны, возможности запасения излишков и сейчас не слишком-то велики, а во времена формирования национальных идей были и того меньше. Следовательно, мы не можем рассчитывать на n больше 3, накрайняк 4. А, как правило, n = 2. Это обстоятельство сильно ужесточает требования к Рср, делая непригодной для обитания бОльшую часть Евразии. Однако факты свидетельствуют о том, что наши предки справились с этой задачей. Подход, выработанный ими, я буду называть Русской Идеей (Р.И.), поскольку именно русские достигли законченности в её формулировке. При этом следует иметь ввиду, что остальные народы и племена, заселяющие центральную Евразию, в принципе приходят к тем же результатам и ценностям, что и делает устойчивым наше совместное проживание.

Подход Р.И. основан на учёте того обстоятельства, что R имеет случайный характер и, следовательно, любая форма хозяйственной активности имеет примерно равные шансы на успех или отсутствие оного. Тогда следует одновременно проявлять активность в нескольких направлениях, добиваясь усреднения путём обобществления результатов. Однако, такое возможно только при согласованных действиях нескольких хозяйствующих групп. Тогда роль величины n будет играть не число циклов, а число хозяйствующих групп. Принципиально важным условием возможности перехода от усреднения по времени к усреднению по числу хозяйствующих групп (усреднение по ансамблю – в статистической механике) является независимость их хоз.деятельности друг от друга. В этом случае результат деятельности одного хозяйства за n лет будет в точности равен результату, получаемому n хозяйствами за 1 год. Такие системы в статистической механике принято называть эргодичными.

Хорошо известно и широко используется в теории обработки результатов измерений тот факт, что отклонение от среднего в описанной выше системе уменьшается пропорционально корню квадратному из n. Следовательно, увеличение числа хозяйств, объединённых условием усреднения в, скажем, 100 раз уменьшает вероятность критических флуктуаций, угрожающих существованию популяции в 10 раз. Это обстоятельство позволяет связать размер минимальный самодостаточной популяции с амплитудой случайных колебаний внешних условий. Действительно, если средний размер русской, удмуртской, башкирской и пр. деревень составляет 50-100 домов (суть, хозяйств), то размер поселения прибалтов – 1-5 хозяйств. Отношение этих величин составляет от 10 до 50-ти раз, что даёт соотношение амплитуды рэндома в 4-7 раз. Конечно, трудно проверить количественно точность такого соотношения, однако, вполне очевидно качественное согласие предложенной модели с характером климатических условий, особенно, их стабильностью.

Ещё одна численная оценка, которую можно сделать на базе предлагаемой модели, состоит в оценке степени риска, являющейся приемлимой для человечества. Давайте воспользуемся известным фактом – в Италии есть вулкан Везувий. Этот вулкан примерно раз в 1000 лет производит катастрофическое извержение. Однако, людям это не мешает селиться в его окрестностях. Принимая время активной жизни поколения за 40 лет, легко подсчитать, что вероятность катастрофы за время его жизни составляет 40/1000= 0,04 = 4%. Очевидно, что это та величина, которая должна получиться в результате усреднения по ансамблю при применении Р.И. Тогда можно оценить исходную величину риска – примерно 40 %. Ясно, что без дополнительных мероприятий в такой среде, где вероятность катастрофы близка к 50%, никак не обеспечить стабильного существования. Вот и источник Р.И.

Именно это обстоятельство позволяет определить границы оптимальности Р.И. – подхода. То есть пределом является область, где уровень рэндома уже не требует объединения усилий отдельных хозяйств, составляя величину порядка 4 %.

В чём выражаются особенности поведения пипла, обуятого Р.И.?

Во-первых, это ультимативное требование солидарности между членами популяции. Усреднение. Никто не должен жить намного хуже и намного лучше среднего. То, что трактуется как зависть, на самом деле есть требование солидарности, необходимой в условиях господства Р.И.

Во-вторых, поскольку размер популяции имеет принципиальное значение для её выживания, то Р.И. настаивает на лёгком включении всякого желающего (и не очень желающего) в состав оной популяции. Вероятно, именно это обстоятельство способствовало созданию одной из самых больших империй, причём, созданной, в основном, мирными средствами. При этом, важен не только и не столько размер популяции в целом, сколько той её части, что объединена отношениями солидарности. Поэтому, возникает традиция проявления солидарности ко всякому потенциальному участнику популяции. В бытовом проявлении это толерантное и даже доброжелательное отношение ко всем, включая врагов, пленных и прочих. Знаменитая «последняя рубашка».

В-третьих, принципиальным является независимость деятельности отдельных участников популяции, обеспечивающая эргодичность и возможность перехода от усреднения по времени к усреднению по ансамблю. Отсюда вытекает трепетное отношение к тем, кто действует не по правилам. Важнейшим героем эпоса становится Иван-дурак. Дурак в смысле отказа от хорошо зарекомендовавших себя стереотипов поведения. Принципиальной становится личная свобода, трактуемая некоторыми как призыв к анархии. Но это не анархия, это свобода, ограниченная требованием солидарности в рамках популяции.

Естественно, что для выражения таких взглядов потребовалась целостная идеология. Такой идеологией стало Православие. Действительно, абсолютизация тезиса «Непознаваемости Замысла Божия» есть просто другое выражение для важной роли рэндома в повседневной действительности. А лозунги Нагорной Проповеди легко трансформируются в требования солидарности.

Однако, рэндом, хотя и играет важную роль в формировании ландшафта, всё же не является полностью доминирующим фактором. Это означает, что в реальном поведении действуют некие правила или стереотипы, сочетающие неизбежный вклад рэндома с некими твёрдо установленными закономерностями. Закономерности могут и не проявляться на коротких временных отрезках, поэтому целесообразность их выделения выглядит не очень очевидной. Скорее, это символ веры. Действительно, почему нельзя воровать и убивать, если это даёт столь очевидную пользу? Потому что эти занятия приводят к проигрышу в пределе долгих времён? Но введение такого понятия требует введения временного масштаба, некого характерного времени. Если это время жизни одного человека, то неочевидно, что за такой срок упомянутые занятия не окажутся более эффективными, нежели закреплённые канонически. А больших времён человек наблюдать не способен. Как же быть?

Проблема решается именно введением символа веры. Веры в наличие конечной истины, не познаваемой, но существующей. Символ этого – Воскресение Христа – факт, доказывающий существование Бога, существование некой абсолютной истины. Поэтому Пасха – главное событие в этом подходе.

Очень любопытно решается проблема героизма. Действительно, если конкретный успех не является критерием, а, скорее, итогом сложения случайностей – «как Бог дал», то как отличить героя от не-героя? По готовности к совершению героического поступка. Но ведь конкретный чел может врать, говоря, что он готов на многое. Следовательно, герой – это тот, кто делом доказал готовность пойти на многое. А как это можно доказать? Только самопожертвованием. Точнее, даже не самим фактом самопожертвования, но готовности к нему, убедительно доказанной делами. Помните историю «Варяга»? Фактическая история сводится к тому, что, приняв неравный бой, Варяг фактически вышел из него победителем, потопив 2 японских корабля и ещё 2 уделав по полной. А что ставится в заслугу морякам в песнях? «Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг, сами взорвали Корейца, нами потоплен Варяг». То есть готовность к самопожертвованию намного важнее результата оного. Результат может оказаться ничтожен, а готовность всё окупает. А может быть и наоборот – результат огромен, но достигнут легко. Это уже не героизм.

Обобщая на повседневную жизнь можно заметить, что личность становится ответственна не за результат её деятельности, но за намерения, готовность к хорошим делам ценится выше самих дел. «Мерилом работы тут служит усталость».

Подробный разбор поведенческого стереотипа Р.И. требует книги. На такой подвиг я не готов. Пока, по крайней мере. Поэтому позволю себе пока закончить, сказав несколько слов в заключение.

На первый взгляд, кажется, что Р.И. является неким пережитком, следствием слабости технических возможностей человека перед лицом Природы. Кажется, что по мере развития техники её роль будет расти, а вклад рэндома уменьшаться. Однако, следует иметь ввиду, что рэндом состоит из двух слагаемых – одно из них есть результат непредсказуемости климата и других колебаний внешних природных условий, а второе есть следствие неточного понимания последствий наших действий. Действительно, предвидеть результаты действия точно не удаётся, об этом я уже писал выше. А по мере усиления технических возможностей эта «технологическая» неопределённость, очевидно, будет играть всё более важную роль. Поэтому я склонен ожидать не уменьшения амплитуды рэндома, но её стабилизации, такой, что убывание вклада естественной составляющей будет компенсироваться увеличением составляющей технологической. При этом особенно интересно процесс этот пойдёт в тех областях Планеты, где естественная величина R была пренебрежимо мала – Европа, в первую очередь. Там пипл столкнётся с неэффективностью традиционных подходов. Как он будет выкручиваться покажет время, но один из возможных вариантов – включение в состав Русского Мира, объединённого Русской Идеей.