Православие и русская душа
На модерации
Отложенный
В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при этом выяснилось, что значительная часть людей, причисляющих себя к верующим, имеет весьма смутные представления об истории церкви и основах ее учения.
Можно быть верующим или неверующим, даже атеистом, но все равно никто из них не может отрицать факт огромного влияния религии на формирование национального характера. Как теперь принято говорить - менталитета.
Православие, принятое в Древней Руси в 988 г. Великим князем Владимиром I, более чем за тысячу лет своей службы, сформировало многие составляющие современной русской души, загадочной и непонятной народам Западной Европы.
В течении многих лет автор данной статьи - главный научный сотрудник Гос. Эрмитажа, доктор исторических наук, принимал активное участие в экспедициях по Северо-Восточным регионам страны по охране и сбору памятников древнерусского искусства, и в том числе иконописи. Во время этих командировок была возможность познакомиться с духовенством и клиром многочисленных церквей во многих областях Северных и Северо-Восточных районов. Накопленный материал, после ознакомления с соответствующей литературой, позволил сделать определенные выводы о сложной связи православия и русской души.
Совершенно очевидно, что данная тема многоплановая и очень сложная. Поэтому приходится ограничиться лишь двумя сюжетами, которые имеют принципиальное значение для разработки поставленной темы. Это вопросы о причинах выбора православной веры и об отличиях восточного христианства от западного, которые обусловили различия национальных характеров русских и западноевропейцев.
Почему из двух религиозных систем - мусульманства и иудаизма, из двух конфессий христианства Великий князь Владимир Святославич и его бояре единодушно выбрали его восточный греческий вариант?
Не будем пересказывать историю выбора веры, которая достаточно подробно изложена в "Повести временных лет" под 986-988 гг. Напомним только о том, что Великая княгиня Ольга ( ?-969 гг.), жена Киевского Великого князя Игоря еще в 957 г. приняла христианство по греческому обряду.
На первом этапе процедуры выбора веры состоялись встречи Владимира и киевских бояр с представителями разных религий и двух конфессий христианства. В Киев прибыли болгары - мусульмане, хазарские евреи, католики из Рима и богослов - философ из Царьграда. И каждый из них хвалил свою веру, призывал Владимира принять именно ее.
В дискуссии с мусульманами киевляне поняли, что закон Магомета требует обрезания, запрещает употреблять в пищу свинину, питие вина, общения с женщинами. Но, зато, на том свете правоверным мусульманам были обещаны все земные радости - изобилие вина, выбор прекрасных гурий. Их веру Владимир сразу решительно отверг, произнеся при этом хрестоматийно известную фразу - "Руси есть веселие пить, не можем без того быть!" Отметим, что некоторые демократы-западники широко тиражируют ее, как подтверждение извечной тяги русских к "зеленому змею". Утверждающие эту клевету на русский народ, видимо, не знают, что во времена Владимира Святославича пили лишь сухие греческие вина, крепость которых не превышала 11 градусов. Да и то, по греческой традиции, их часто разбавляли водой. А водка появилась только в середине ХVI в.
Весьма интересен диспут Владимира с хазарскими евреями. После их рассказа о вере Моисея, Владимир, который, видимо, хорошо знал всемирную историю, ядовито спросил: "...А где земля ваша?" На что евреи, ни мало не смутясь, ответили: "В Иерусалиме". Владимир снова повторил свой вопрос: "Точно ли она там?" И ответили ему иудеи: " Разгневался Бог на отцов наших и рассеял их по разным странам, за грехи наши, а землю нашу отдал христианам." В заключении Владимир констатировал: "Если вы сами признали, что прогневали Бога, за что он рассеял вас, то как вы можете призывать нас принять вашу веру".
Римские послы рассказали Владимиру и боярам о католическом богослужении. Их рассказ был внимательно выслушан, но никакого решения великий князь не вынес.
Последним выступил философ-богослов из Царьграда. Пространный текст его речи об истории и сущности христианства сохранил летописец. На Владимира и на бояр речь философа произвела большое впечатление. Но и после нее великий князь не склонился окончательно к той или иной конфессии христианства. Бояре сказали великому князю, что естественно ожидать от представителей каждой религии хвалить свою веру, а следует посмотреть на месте ритуал всех богослужений. Владимир согласился с мнением бояр и послал "нарочитых" - мудрых мужей ознакомиться на местах с богослужениями разных религий и конфессий христианства.
Возвратившись в Киев, послы доложили князю и боярам:" Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся... в мечети... и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их..."
Затем отчитались те, кто ходил к католикам немцам. " И приходили мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой."
Наконец, выступили те, кто были посланы в Царьград. Они доложили, что были приняты в столице Византийской империи с великим почетом, что их поразила красота и торжественность царьградского богослужения. "Не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... И служба их лучше, чем во всех других странах."
После их выступления бояре сказали великому князю, что не случайно бабка его княгиня Ольга, которая была умнейшая из женщин, приняла крещение в Царьграде.
Выслушав все, Владимир решил принять христианскую веру по греческому образцу.
Какие мотивы подсказали Владимиру данное эпохальное решение? Ведь католицизм и православие были конфессиями христианства, разрыв между которыми произошел только в 1054 г. При этом следует учитывать, что для язычников киевлян канонические расхождения между западным и восточным христианством были мало понятны.
Историки-марксисты отвечали на этот вопрос в духе материалистического мышления. Они объясняли выбор Владимира и бояр из его окружения традиционными культурными и торговыми связями Древней Руси с Византией. Такое объяснение носило характер полу правды, которая, как говорят, хуже неправды.
Хорошо известно, что связи Древней Руси с Византийской империей далеко не всегда носили дружеский характер. Достаточно вспомнить поход на Царьград Аскольда и Дира в 866 г., войны Олега с греками в 907-912 гг., походы Игоря 941-944 гг., поход Святослава в 971 г.
С другой стороны, культурные и брачные связи домонгольской Руси со странами католической Европы были весьма масштабны и достаточно интенсивны. Значит, были какие-то психологические факторы, которые заставили киевлян выбрать христианство по восточному обряду.
Во-первых, это богослужение на понятном народу церковно-славянском языке, в отличие от латыни, чуждой населению Западной* Европы.
Во-вторых, католическая церковь всегда была наднациональной унитарной структурой, между тем как отдельные православные церкви были юридически и фактически автономны, во главе с национальными патриархами.
И, наконец, третье, и самое главное обстоятельство. В греческой вере было что-то, что соответствовало психологическому складу древнерусских людей. Судя по отзывам бояр, наблюдавших различные богослужения, греческий обряд поразил их красотой, и, в отличие от службы в мечетях, в нем присутствовало веселье и отсутствовала печаль.
Судя по знаменитому "Слову о законе и благодати" (1037 г.) митрополита киевского Илариона, русские воспринимали православие как радостную, веселую религию, в отличие от мрачного язычества.
В своей основе и западные и восточные христианские церкви восходят к единому первоисточнику - книгам Нового Завета. Но на практике, святое писание легло на разные почвы. Западная римско-католическая церковь выросла на субстрате устоявшихся веками классовой римской имперской идеологии и практики, с их культом денег, бизнеса, практичности, меркантильности, государственной дисциплины, но и допустимым индивидуализмом. То было жестокое, рабовладельческое общество, убежденное в том, что значительная его часть - основная производительная сила - рабы - вообще не люди, а говорящие животные.
В иной обстановке формировалось православие на Востоке Европы. Сам выбор веры был обусловлен тем, что послы великого князя поняли, что Западная римско-католическая церковь чужда русскому духу.
Автору могут возразить - имеются факты, говорящие о том, что христианство медленно распространялось на Руси, что были акции протеста, подавленные великокняжескими дружинниками.
Этот традиционный тезис марксистов легко опровергнуть.
Организатором таких антихристианских выступлений в отдельных районах всегда были жрецы старой языческой веры, которым принятие православия выносило смертельный приговор. Естественно, что они ожесточенно боролись за сохранение своих бывших прав и преимуществ, своих материальных богатств. Но они были обречены. Новая вера была шагом вперед не только в социальном, но и в духовном развитии общества.
В Древней Руси христианство начало распространяться в те годы, когда еще были живы традиции родо-племенных отношений. Это - общинные связи, соборность, сочувствие и помощь ближнему, поддержка пострадавшим в беде, милосердие, осуждение ростовщичества, культа наживы, денег.
Практическое христианство опирается не только на один первоисточник - книги Нового Завета. Огромную роль в его практике играют поучения отцов церкви, которые по-своему трактуют нормы жизни христианина на Востоке и Западе Европы.
В посланиях, проповедях, поучениях русских святых и других праведников всегда звучали мотивы соборности, братолюбия, милосердия, любви к ближнему, забота о больных и несчастных, порицание сребролюбия, ростовщичества, жадность, стяжательства.
Совсем другому учили западные святые. В этом плане особенно выделяются протестантские проповедники, а так же наставники многочисленных сект, которые настойчиво проповедуют идеи бизнеса, культ денег, наживы, как якобы дела, угодные Богу.
Автору пришлось много путешествовать по странам Западной Европы и Северной Америки. Если говорить о Штатах, то главный Бог этой страны, которому они реально поклоняются - это доллар. Они живут по принципу - "человек человеку волк".
Приведу еще один наглядный пример духовного различия двух конфессий христианства. Это структура иконописных сюжетов в храмах русской православной церкви и в костелах католических стран.
В России широко бытуют такие иконописные сюжеты Богородичного цикла как:
Утоли мои печали,
Всех скорбящих радость.
Взыскание погибших,
Скоропослушница,
Спасительница утопающих,
Избавление от бед и т.д.
Автор имел возможность познакомиться с репертуаром икон в католических храмов Испании, Италии, Франции и других стран Западной Европы. Из испанских костелов я выходил как из камеры пыток.
На стенах там размещены иконы с натуралистическими изображениями отрубленной головы Иоанна Предтечи, или с изображением состругивания кожи с живых людей. Почти во всех храмах находятся иконы с изображением расстрела стрелами св. Себастиана. И т.д. и т.п.
В результате почти тысячелетнего влияния русской православной церкви на психику прихожан в душе русских людей отложились такие понятия как соборность, любовь к ближнему, милосердие, порицание стяжательства, культа наживы любыми способами.
Сейчас демократические СМИ усиленно пытаются навязать нам чуждые русским ценности западной цивилизации. С утра до вечера на ТВ пропагандируются убийства, порнография, наживы любыми способами, культ денег, как высшей ценности жизни.
Все духовные ценности русского народа объявляются устаревшими, потерявшими свою роль в жизни современного общества. Эта девальвация русского духа грозит уничтожением русских как нации. Потеря духовной общности неизбежно приведет к утрате одного из основных цементирующих факторов нации, без которого она растворится в некоем наднациональном социуме.
Но русских там уже не будет.
Хочется надеяться, что наш народ найдет в себе силы противостоять этому бесовскому наваждению.
Комментарии
_Первым делом – обгадить исконно русское язычество. Оно, де «мрачное». Эта ЛОЖЬ легко опровергается: Постоянно вымарывали из истории «весёлые христиане» огнём и мечом языческие традиции, например, «мрачный» праздник «Ивана Купала» совместили с «весёлым крестителем», а «грустную» Масленицу приурочили к «весёлому» «великому посту». Уж хоть бы ВРАЛИ, – да не ЗАВИРАЛИСЬ, так как полностью уничтожить «мрачное язычество», разухабисто- «смешливым» христианам всё же не удалось.
_Еще более нелепо выглядит обвинение волхвов, поднимавших восстания, в меркантильных интересах, так как не было впоследствии за всю историю Руси более крупного земле и рабовладельца чем РПЦ. Характерно - это же ПО СЕБЕ христиане других меряют.
_Христианство – религия НЕ РУССКАЯ, превратившая СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ в РАБОВ. А теперь эти поборники «загадочной русской души», призывают к сохранению чужеземных (ОТНЮДЬ НЕ РУССКИХ!) традиций.