Последний Афганистан Европы
На модерации
Отложенный
Вторжение России в Грузию шокировало Запад. Незаконные репрессии против ЮКОСа показали неприятное лицо русского антисемитизма. Несговорчивость на переговорах по разоружению изумила цивилизованный мир. Отказ от подписанной Энергетической хартии вызвал разочарование российским неуважением законов. Смешная позиция по Косову вызвала отвращение гуманистической общественности. Вопли против продвижения стабилизирующего и несущего мир НАТО изрядно накалили барабанные перепонки мировых лидеров. Постоянные эмбарго, шантажи и запугивания соседей, вырвавшихся из лап тоталитаризма, вызывают недоумение и вопрос о целях этих отвратительных действий правящей клики Кремля.
Запад должен научить Россию подчиняться законам
С первого взгляда кажется, это ничем не взаимосвязанные события. Но это только с первого взгляда. Во всëм этом есть общее — неумение подчиняться. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: тот, кто не умеет подчиняться, тот никогда не сможет стать цивилизованным.
История России изобилует примерами позорного поведения народа, демонстрирующего полное непонимание идеи правового государства. Если Европа учила азы правового общества через череду постоянных завоеваний, то Россия так и не смогла выучить этот урок. Если проследить события в Европе и России, происходившие в одно и то же время, то охватывает ужас от правовой бездарности русских. В то время когда франки успешно создают основы великой Франции с согласия покорëнного галльского населения, в России целый город становится на позиции отрицания закона и убивает князя с дружиной за то, что он пришëл собирать налоги.
Разгар Средних Веков. Норманны строят вместе с понимающим всë значение этого строительства бриттами Англию, которая стала ледоколом демократии. А в это время ушкуйники с полного одобрения народонаселения ездят и грабят центр Орды. Более того, когда подмосковный городок Кострома решает прекратить это игнорирование законов и выдаëт перепившихся грабителей властям, то они становятся чуть ли не на 100 лет постоянным объектом мести потомков этих наказанных бандитов, которые грабили его два раза в год: когда шли грабить и когда возвращались с награбленным. И дикий народ рукоплещет им.
Далее ещë хуже. Неповиновение уже проникает и в духовную жизнь народа. Пока Европа укрепляет основы своей религии, наказывая еретиков и сжигая их на кострах, в России так называемые раскольники, которым не понравилась всего лишь замена двуперстного крещения трëхперстным, переселяются целыми областями в Сибирь, сжигая себя в случае принуждения и разнося заразу правового нигилизма в глубины богатой природными ресурсами Азии.
Армия Наполеона, которая пришла с цивилизаторской миссией освободить российских рабов-крестьян, была полностью уничтожена именно самими этими крестьянами и уж только потом зверски добита регулярными войсками, полностью уступавшими в выучке и снаряжении доблестным гвардейцам Наполеона.
А 20-й век — это полный позор России, пик и логическое завершение истории беззакония. Вместо того чтобы достойно закончить войну, они трусливо устроили революцию, не желая выносить тяготы борьбы, как все цивилизованные страны Европы того времени, заменив его вакханалией взаимного уничтожения. А когда к середине тридцатых власть стала несколько утверждаться передовыми представителями большевиков, Сталин просто их всех расстрелял под радостное улюлюканье толпы, жаждущей не справедливости, а крови тех, кто был умнее их, только потому, что они были не из них, делая антисемитизм своей идеологий выживания.
Единственным случайно положительным действием можно считать некую помощь СССР в разгроме своего зеркального двойника, Германии, которая имела примерно теже проблемы в своей истории, что и Россия. Но осознание того, что они помогли спасти евреев от полного физического истребление их не облагородило. Они подцепили в Германии бациллу фашизма и сохранили еë у себя, в затхлом застойном закутке Европы, до сегодняшнего дня. Но и тогда поведение населения во время оккупации представляло собой нецивилизованные выпады против существующего на то время законного режима, с бандитизмом на дорогах и террором среди немецкого оккупационного присутствия. И в это время европейцы показали ещë раз свою цивилизованность и приверженность законам, терпеливо снося все тяготы оккупации, ожидая освобождения легитимными войсками коалиции, которые имели право на военные действия согласно цивилизованным международным нормам.
В результате, как всегда, русские довели свою страну до полного разрушения этими «партизанскими» действиями и отбросили назад в нищету на десятилетия, отказавшись от американской помощи, чтобы не платить противные их беззаконному духу проценты с займов.
Вам ничего не напоминает такой шаблон поведения? Да это же — Афганистан, в течение столетий так и не научившийся жить по цивилизованным законам. Есть народы просто бездарные, которые не могут понять принципа правового государства. Они не могут понять, что закон должен исполняться вне зависимости от того, что про него думают сословия, которые обязаны подчиняться закону. Если правительство потерпело поражение в войне, значит оно доказало свою несостоятельность и правительство завоевателя теперь ответственно за страну и еë процветание, как сегодня взвалил на себя это бремя народ США в Ираке, избавив его от кровавой каши, которую там устроил Садам Хусейн.
Сегодня мировое цивилизованное сообщество решает исключительно важную задачу. Если мы найдëм способ научить афганских граждан жить по закону, то у нас будет проверенный способ, которым можно научить, наконец, русских уважать закон и порядок.
Обама — это тот, кто, наконец, сможет принести свет демократии в Россию, решив сложную афганскую задачу. И, видимо, это и будет первым днëм свободы мученика Ходорковского и днëм удовлетворения требований миноритарных вкладчиков ЮКОСа, ограбленных не уважающим законы режимом Кремля. Именно за это и была дана ему авансом Нобелевская премия мира. Россия и ее руководители весьма и весьма уязвимы; но для того, чтобы действовать эффективно, Запад должен объединиться, чтобы найти решение афганской проблемы.
Андерс Аслунд — старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона, автор книги «Капиталистическая революция в России: почему рыночные реформы увенчались успехом, а демократизация потерпела неудачу». Только к этой статье он не имеет никакого отношения.
Комментарии