Зачем нам государство ненужных услуг?

Поражение правых сил является фактом российской политики. На правом фланге зияет пустота. В России не существует сколько-нибудь функциональной политической силы, которая бы последовательно отстаивала свободный рынок, права собственности, свободу слова и другие индивидуальные свободы. Ни одна из действующих политических партий не подходит на эту роль. Те, которые могли бы претендовать на нее в силу своего названия, не способны занимать принципиальную позицию и не являются независимыми в принятии решений. Причина поражения правых не в отсутствии спроса на соответствующую идеологию со стороны избирателей, а в полном банкротстве политических структур и их лидеров. Избиратели отвернулись от правых ровно тогда, когда правые политики в России предали свои принципы.

Необходимость в независимой правой партии нарастает все больше. И спрос неизбежно будет удовлетворен предложением. Таковы законы политического рынка. Ошибочно думать, что правая партия сейчас необходима только небольшой группе идеалистов, которые не забыли о том, что такое свобода, и которые предпочитают верить своему разуму в политике, а не полагаться на разум политиков, для которых свобода не имеет ровным счетом никакого значения. Как это ни парадоксально, сильная правая партия жизненно необходима и действующей власти. Она нужна ей для того, чтобы модернизация не ограничилась упражнением в демагогии или банальным перераспределением ресурсов в пользу новой клиентелы. На первоначальном этапе единственным объектом модернизации в России может быть только государство, и лишь правая партия может последовательно отстаивать модернизацию как всеобъемлющую реформу российского государства. Модернизация, не затрагивающая государственные институты, будет обычным обманом. Она откроет возможности для граждан проявить свои способности в преследовании собственных целей.

Попытки нынешней власти провести модернизацию наталкиваются на "консервативную" идеологию "Единой России". Настоящей консервативной силой в России всегда была бюрократия, которая стремилась избежать любого риска для собственного положения и сохранить существующее положение вещей. Консерватизм "Единой России" есть ни что иное как бюрократический консерватизм. Эмансипация граждан, высвобождение их предпринимательского духа воспринимается консервативной бюрократией как потеря контроля. Вместе с тем, бюрократический консерватизм "Единой России" вполне органичен для партии. Он может быть задекларирован партией в качестве официальной идеологии, объединяющей множество сторонников и единомышленников, то есть перестать быть пропагандистской симуляция, которая в нынешнем виде существует в формате "только для прессы". Идеология консервативной бюрократии найдет и уже находит достаточно сторонников по всей стране. У партии бюрократии и ее клиентов будет достаточно электоральных ресурсов, чтобы выигрывать выборы и надолго занимать одну из лидирующих позиций в российской политике.

Только тогда следует признать, что "Единая Россия", как партия консервативной бюрократии, является абсолютно чуждой и враждебной модернизации силой. Суть идеологии бюрократического консерватизма заключается в создании посредников вокруг оказания лишних услуг, которые предоставляет государство. Подчеркнем - бюрократия создает вокруг себя множество частных посредников, помогающих государству оказывать услуги населению.

Вам не нужна регистрация? Вас вынудят ее иметь, купив, например, у посредников на черном рынке.

Вам не нужно два паспорта – заграничный и внутренний? Вам их навяжут, иначе не покинете пределы родной страны.

Вам не нужны трудовые книжки? Вас заставят их завести.

Вам не нужны куча разрешений для того, чтобы начать свой бизнес? У вас не будет другого выбора.

Посредники в оказании ненужных услуг могут существовать как во вполне легальной плоскости, так действовать с помощью только коррупционных механизмов. Такая система помогает безбедно существовать огромному количеству людей, извлеченных из производительного труда, и все они могут быть искренними сторонниками бюрократического консерватизма партии власти. Партия ненужных услуг, в свою очередь, может последовательно охранять их интересы и систему в целом. Только нужно помнить, что это не интересы модернизации страны.

Что касается оппозиционных партий, то они больше склоняются к социализму и популизму. Оппозиция выдвигает на первый план политические цели: сменить режим, предоставить широкие политические свободы и гарантировать справедливые выборы, не предлагая конкретной программы реформ российского государства. Вопрос о власти стоит для них на первом месте. Но вопрос о власти не может быть решен без того, что делать с этой властью.

Итак, и власть, которая говорит о модернизации, и общество заинтересованы в создании правой партии. Такая партия может быть только оппозиционной, то есть оппозиционной современному государству как государству ненужных услуг, и полностью независимой. Попытки построение очередной подконтрольной партии со стороны властей приведут к создании очередной партии-призрака. Есть все основания полагать, что, если такая партия будет существовать, она, при должном уровне организации и умении работать с избирателями, способна получить достойное представительство в парламенте.

Теперь несколько слов об идеологии.

Мы должны признать простой факт: на данный момент Россия является несвободной страной, в которой государство агрессивно настроено по отношению к любым проявлениям человеческой индивидуальности и ограничивает фундаментальные свободы граждан. Главная цель правой партии – это сделать Россию свободной страной, уничтожив механизмы подавления прав граждан со стороны государства. Российские граждане сейчас едины в своей несвободе. В этом смысле, им нечего терять. Однако правые должны понимать, что не все граждане захотят быть свободными.

Кажутся важными также следующие идеи.

Во-первых, при создании правой партии ее учредители должны ориентироваться на принципы, а не на фактические социалистические и корпоративистские тенденции в правых партия современного Запада. Социальное государство рано или поздно придет к банкротству, а поэтому не следует начинать партийное строительство с компромиссов с "большим государством".

Во-вторых, тот, кто доверяет больше другим, но не верит в самого себя - тому не место в новой партии. Если вы считаете, что интеллектуальная элита, находящаяся у власти, лучше решит все проблемы общества, чем свободные граждане, которые трудятся и пользуются результатами своего труда, вам также следует подобрать себе другую партию.

В-третьих, важно понимать отношение между капитализмом и свободой. Свободное общество не может быть обществом без капитализма. Капитализм - система, в которой наилучшим образом реализуются свободы человека. Только в рамках капитализма можно в полной мере поддерживать и защищать индивидуальные права. Кроме того, неизбежность капитализма для свободы заключается в том, что только в капиталистическом обществе может быть в полной мере соблюдено право частной собственности - права человека на результаты своего труда и свободного обмена их на результаты труда другого.

В-четвертых, нужно помнить о том, что, в конечном счете, партия защищает не капитализм, а свободу.

В-пятых, партия должна возвести в качестве принципа: выступать против любой инженерии со стороны государственных институтов, которая порождает эрозию индивидуальной ответственности. Она должна устранить государство ненужных услуг и создать государство, которое защищает права российских граждан.

Вопрос о социальной базе нового движения не менее важен, чем вопрос об идеологии. Здесь есть несколько трудностей. Свободному рыночному капитализму (а не госкапитализму) всегда с трудом удавалось защищать себя в публичном пространстве. Внутри партий, которые объявляют себя сторонниками капитализма и свобод, часто присутствуют мощные импульсы, направленные на экспансию государства, а, следовательно, на подавление индивидуальных свобод и ограничение свободного рынка. Антирыночные силы имеют гораздо больше поддержки среди интеллектуалов. Большой бизнес также охотно идет на ограничение рыночных свобод во имя собственных интересов: государство помогает ему защититься от конкуренции и обеспечить постоянный доход за счет возведения барьеров и гарантии заказов.

В российском обществе распространено, с одной стороны, ожидание помощи от государства, убеждение в том, что государство всем что-то должно, с другой стороны - крайний индивидуализм и эгоизм, отсутствие опыта коллективных действий и взаимопомощи. Нужно понимать, что требование большей свободы, неизбежно означает требование меньше государственной власти и государственного контроля. Последнее, в свою очередь, означает требование больше коллективных действий со стороны самих граждан, которые и должны заменить многие государственные функции. Словом, больше свободы - меньше эгоизма и больше самоорганизации.

Когда говорят о социальной базе, то говорят о мелких предпринимателях, городских буржуа, сотрудниках частных компаний, в широком смысле - всех граждан страны, которые заинтересованы в реформе государства. Это все правильно. Однако при этом совсем не говорят о таком ресурсе, как молодежь. Действительно, молодежи трудно поддерживать капитализм. Молодежь мало эмансипирована и слишком поздно начинает вести самостоятельную жизнь, чтобы поддерживать политические партии, призывающие к самостоятельности и ответственности. Различные государственные институты не способствуют этой эмансипации. Поэтому молодежь восприимчива к патернализму и охотно верит в успех элиты технократов, решающей все проблемы, стоящие перед страной. Эмансипация молодежи является проблемой во всех развитых странах. Помимо этого, в России все меньше остается представителей молодежи, которые жили при Советском Союзе. Они не обладают негативным опытом жизни при социализме и часто полагают, что авторитет и силу государства олицетворяют чиновники, а не самостоятельные граждане.

С другой стороны, молодежь наиболее восприимчива к новым идеям, она верит в них более искренне, чем представители старшего поколения. Молодежь может быть более принципиальной. Какую идею может предложить правая партия молодежи? Молодежь наиболее озабочена собственным будущим. Государство ненужных услуг национализировало будущее молодежи, принимая безответственные решения о ее будущем. Поэтому необходима денационализация, то есть приватизация будущего российской молодежи. Она должна, наконец, принять участие в решении вопроса о своей судьбе.